Выдуманное блюдо
Как показать, что действие нашего нетленного творения происходит совсем не на Земле, а вовсе даже в другом мире? Ну, можно конечно придумать каждому предмету новое название: назвать кролика — смирпом, собаку — хиссуном, кофе — шадди, коньяк — келимасом. Можно напридумывать оригинальные отличия от нашего мира: пусть лошади будут шестиногими, а вороны считаются деликатесом.
Ну а можно пойти по трудному пути и продумать свою вселенную до последней мелочи.
Одной из таких мелочей и будет Выдуманное блюдо. Ведь, в частности, кухня — это и есть то, что отличает один народ от другого. Мексика — это сальса и кесадильи, а Израиль — фалафель и шакшука.
Помимо придания объема миру произведения, выдуманное блюдо может также служить основой для фанского творчества, ведь фанаты обязательно попытаются если не приготовить его, то хотя бы нарисовать.
Дисклеймер: «выдуманное блюдо» — это именно блюдо, которое выдумано. А не вообще любое блюдо, упомянутое в произведении. Поэтому кексы Бильбо Бэггинса и сосиски Достабля под троп не попадут, потому что вполне существуют в нашем мире. При этом, к примеру, сухарник из «Хоббита» или эльфийский лембас — попадают. Также для попадания под троп необходимо, чтобы блюдо явно отличалось от земного, так что мельком упомянутые «эльфийские салаты» или «марсианские котлеты» — мимо кассы. А вот, к примеру, «эльфийский салат с жареными язычками соловьёв» — в яблочко.
Следует пояснить: попадание в троп определяется не возможностью/невозможностью приготовить блюдо в стандартных земных условиях, а фантазией, проявленной автором при создании сеттинга. Разберем на примере эльфийского салата:
- Описание блюда отсутствует — «эльфийский салат». Не троп. Фантазии и воображения со стороны автора — ноль. «Эльфы сели за эльфийские столы, взяли эльфийские ложки и принялись есть эльфийский салат».
- Описание блюда состоит из ощущений — «вкусный, восхитительный, божественный эльфийский салат». Не троп. Аналогично: фантазии — ноль.
- Описание позволяет хотя бы минимально представить блюдо — «розовый эльфийский салат источал аромат ванили». Троп.
- Описания нет, но есть название, позволяющее отнести блюдо к необычным — «эльфийский салат „Ласкиэль“». Троп.
- Есть необычное название, но дано описание, позволяющее понять, что имеется в виду обычное земное блюдо — «эльфийский салат „Кленовые листья скользят по поверхности туманного озера“», состоящий из помидор в сметане. Не троп. Это нужно отнести к другому тропу — Не чай и не кофе.
- Есть описание составных частей блюда, позволяющее отличить его от земных блюд — «эльфийский салат с жареными язычками соловьёв и маринованными березовыми листьями». Троп однозначно.
- Приведён рецепт блюда, позволяющий отличить его от земных. Троп однозначно.
- Блюдо обычное, но с ингредиентом, отсутствующим на Земле — «эльфийский салат с мясом мантикоры». Троп.
- Блюду придумано название, вообще не дающее понять, салат это, рагу или кекс. «Эльфийский савартмани с брусникой».
Соседний троп: Не чай и не кофе (когда вместо привычных нам блюд есть нечто похожее — вплоть до того, что отличается лишь названием).
Примеры[править]
Литература[править]
- Детская литература в принципе на такое богата, причем в обе стороны — хоть небывалые лакомства разных сказочных стран, хоть монстровая жизнь монстров.
- Собственно, лембас. А также гномьи дорожные лепёшки «крам» (в переводе Рахмановой — сухарник). Правда, лембас по своим свойствам — насыщает взрослого человека/эльфа/гнома/хоббита на целый день, нечисть не может к нему прикоснуться — уже скорее вариант волшебного зелья, чем еда.
- То же относится к мирувору, известному старшему поколению толкинистов как здравур. Бодрящий и согревающий напиток, чьи свойства приближаются к чудодейственным — один глоток поднимает на ноги падающего от усталости.
- Кир Булычёв, цикл про Алису — упомянутый героиней брамбулет, а также скрррулли — загадочное блюдо брастакской кухни.
- Пожалуй, на уровне фиги в кармане. Бирманист Можейко, скорее всего, знал о существовании фрукта мангустина, а для читателей это нечто «не из нашего мира».
- Юля Грибкова в книге и фильме выжимает педаль в пол. Стоило Алисе сказать о брамбулете — сразу «Такого блюда нет!» То есть для неё любое блюдо с незнакомым названием — наш троп.
- Виталий Коржиков, «Мореплавания Солнышкина» — чтобы подчеркнуть экзотичность Жюлькипура, упоминается тигриный хвост с поросячьими пятачками. Также вареный крокодил, удав маринованный и фаршированный, однако эти блюда входят в кухню некоторых стран, так что уже не троп.
- Поросячьи пятачки тоже, а вот тигриный хвост не едят — как и у большинства других хищников, тигриное мясо невкусно.
- Макс Фрай — эталон и пример из палаты мер и весов. Мы говорим «Ехо» — подразумеваем «выдуманное блюдо». Мы говорим «выдуманное блюдо» — подразумевает «Ехо». Гугландский понх, мясной суп с хвойной пылью, уттарийские дутые пышки, мясная соломка в сладком уксусе, гугландский чёрный креф, семидневный манхок тётушки Хабби — это один абзац одной книги! А бамбурики автор статьи даже пробовал приготовить.
- Проблема в том, что подавляющее большинство блюд «старой кухни» требует Очевидной Магии как минимум двадцать пятой ступени и за пределами Сердца Мира приготовлено быть не может. Вершина провинциальной кухни — менкал[1] жареный, целиком.
- Вадим Панов, «Тайный город» — знаменитый навский шуркь и гораздо менее известный чудский блинг.
- Оксана Панкеева, «Хроники странного королевства» — балабухи, которыми траванулся Кантор, по незнанию съев их сырыми. По сюжету понятно, что это, скорее, какой-то полуфабрикат, но какой — не говорится.
- Серия детских (как бы) рассказов «Ну кто не любит похрустеть засахаренной килькой?!» способна дать фору даже «Ехо». Супчик из счастливых трамвайных билетиков, консомэ из птичьих хвостов, жареные солёные огурчики в меду, новогодний пирог с еловыми иголочками… Ну и заглавное блюдо, конечно! Хотя это совсем другая история.
- Ольга Громыко, «Космоолухи» — кофе по-центравриански. Не попал бы в троп, если бы не было описания. Кофе по-центавриански настолько крепок, что состоит из кофейных зёрен, насыпанных в чашку.
- Аллюзия на кофе, который пила Екатерина Вторая? Для которой его заваривали очень крепким — из фунта получалось пять чашек
- Скорее, на «леденцы нефтяника»: кофейные зёрна в сахаре. Существуют они же и в шоколаде. Так что блюдо не выдуманное ни разу, автор правки периодически сам любит похрустеть кофейными зёрнами, а в аспирантской юности он на них вообще сидел. И на крепчайшем кофе с молоком в 2-литровых бутылках из «Лоусона».
- Аллюзия на кофе, который пила Екатерина Вторая? Для которой его заваривали очень крепким — из фунта получалось пять чашек
- Евгений Филенко «Галактический консул» («Гребень волны») — Стас, рисуясь перед симпатичной коллегой, заказывает уопирккамтзипхи пикантный с орехами — но получив заказ, даже не знает, как это есть. Протагонист, заказавший с детства любимую курицу, подтрунивает, что блюдо напарника вовсе не для утоления телесного голода, а только для утоления голода духовного путём любования (а обещанный орех — это вооон тот стебелёк в центре).
- Станислав Лем же! В «Звёздных дневниках Ийона Тихого» много вымышленных блюд.
- Во вселенной Вархаммер 40000 основной мясной скотиной стала рептилия грокс — большие размеры и вкусное мясо сочетается с КРАЙНЕЙ неприхотливостью к кормовой базе.
- А вот орки предпочитают продукты собственной экосистемы, поедая съедобных сквигов (а иногда и несъедобных!), а также особые орочьи грибы (из которых также варят пиво).
- «Ронан-варвар» Джеймса Бибби — мулампос, нечто наподобие рагу из мяса алаксля и корня табогеи. Примечателен своим адски острым вкусом. Кроме этого блюда, упомянут также стервелад — колбаса из вполне обычных ингредиентов, но явно необычная рецептом: ни один вменяемый повар столько чеснока в еду не положит.
- Клайв Баркер «Вечный похититель» — главгерой испытывает могущество своего будущего господина (а на самом деле — истощает его) всякими безумными заказами, в том числе и пищевыми.
«И всё же я её хочу! — сказал Харви. — И лягушачьи ножки с хреном и гранатовым соком».
Еда уже появилась в коридоре, одна дымящаяся тарелка на другой. Запахи сначала изводили танталовыми муками, но чем больше блюд добавлял к списку Харви, тем более тошнотворной становилась смесь. Однако его меню, состоящее из настоящей еды, быстро подошло к концу, поэтому вместо того, чтобы давать Дому простые рецепты вроде фрикаделек и пиццы, он начал изобретать блюда.
«Я хочу омаров, приготовленных в лимонаде, и бифштексы из конины с соусом-желе, и сыр из прессованного творога, и суп-пепперони…»
«Погоди! Погоди! — воскликнул Риктус. — Ты слишком спешишь».
Но Харви не останавливался.
«…и жаркое из брюссельской капусты с улиточьей помадкой и со свиными ножками…»
- Мир Полудня — некие деликатесные алапайчики, производимые из закваски Пашковского, которую выращивают на планете Пандора.
- Плоский мир Терри Пратчетта. Тут и вино из особого винограда (похмелье наступает НАКАНУНЕ собственно употребления. Не спрашивайте как), и «клатчский бродячий трюфель» (упомянутый особо) и, разумеется, гномский хлеб. Настолько твёрдый, что используется в качестве метательного оружия.
- Гуревич, «Восьминулёвые». [Жареный и печёный] «спекс — это нечто жирно-солёное, кардра — кисло-сладкое, ю-ю пахнет ананасами и селёдкой, а соус 17-94 безвкусен, как вода, но возбуждает волчий аппетит».
- Лем, «Возвращение со звёзд». «Бонс не походил по вкусу ни на что знакомое. Он хрустел на зубах, как свежевыпеченная булка, но тут же рассыпался и таял во рту; коричневая масса, завёрнутая в него, была приправлена острыми специями».
Сетевая литература[править]
- Уна Андель, «Суета вокруг еды» — скорее на грани тропа, поскольку подразумеваются, по-видимому, вполне обычные блюда, которым просто даны абстрактные названия; но за одни эти названия уже заслуживает быть упомянутым. «Заказали казнок с ягодами, гуиспасию, свежий острог, бразупию, салат из листореза и даже ацтеку. Ну и конечно гамызя с пфыгой — куда ж без них. Только фаршированного весла нет — кто ж возьмётся готовить фаршированное весло?»
- Георгий Конн, «Рецепт марабу с клёцками». Главное помните, что клёцки надо варить отдельно, так как марабу от них тошнит.
Кино[править]
- «О чём говорят мужчины» — легендарное дефлопе из палабы с семечками кациуса.
- А вот крютон, который на самом деле гренка, — другой троп.
Телесериалы[править]
- «Вавилон-5». Отдельного упоминания заслуживает минбарский ф’ларн. Готовится долго и обстоятельно, с медитациями и молитвами, потом также, с соблюдением многочисленных ритуалов, съедается. Особенно радует эпизод, в котором командор Шеридан пригласил Деленн к себе и сам приготовил ф’ларн «по минбарской рецептуре». Сам-то ел да нахваливал… а вот минбарка от одного кусочка перекосилась, и, улучив момент, высыпала в тарелку все специи, какие под руку подвернулись.
Мультсериалы[править]
- «Шоу Рена и Стимпи»:
- Порошковые тосты. Вероятно, обычные тосты, размолотые до состояния панировочного сухаря. Имеют собственного рекламого маскота, Тостмена (супергероя с тостами вместо головы; демонстрировал способность создавать «блюдо», соскребая его ножом с этих тостов).
- Там же — говяжий жир. Который можно есть как отдельное блюдо без ничего. Тоже имеет рекламного маскота, который способен в момент поджарить и сделать съедобным любой предмет, вплоть до автомобиля. И то, и другое — стёб над тем, как реклама втюхивает людям что угодно.
- Один эпизодический персонаж попросил себе бутерброд «мясо с мясом», а когда закономерно подавился этими двумя толстыми кусками мяса, то захотел запить их… мясом, и ему «налили» стакан фарша.
- Свинячьи щёки же!
- Cow and Chicken — свиные попки. Которые ещё и можно подавать при помощи катапульты.
- «Крутые бобры» — что могут есть на сладкое древоядные вроде заглавных героев? Конечно, сладкие кленовые поленца с сиропом!
Комиксы[править]
- «Звёздная школа» — вроде бы были какие-то блюда вроде тиннилумпеля и ещё чего-то там.
Аниме и манга[править]
- Tokyo Mew Mew — кетчупно-майонезное парфе. Субверсия, так как Ичиго приготовила его не для еды, а исключительно с целью обляпать нехороших одноклассниц Латук.
- Toriko из подобных явств состоит. Достаточно сказать, что добыть там ингредиенты из нашего мира та ещё задача.
Видеоигры[править]
- Fallout — пустошный омлет. Готовится, согласно New Vegas, из яйца когтя смерти, мяса озёрника, хрустящего мутафрукта и макарон с сыром.
- Ultima Underworld — рагу из гнилочервя с грибами и портвейном. Один тролль дает в обмен на него чешую дракона.
- The Witcher — стейки из катоблепаса для принцессы Ады. Сам катоблепас так и не появится ни в этой, ни в следующих играх.
- Hades — десерт из амброзии, освежающий напиток из нектара и гранатовая каша, фирменные блюда музы Эвридики.
- The Outer Worlds - гудрожки с сыром, псевдояблочный пирог, шишкачинки, запеканка с Изнанки...
Музыка[править]
- The Chips, «Rubber Biscuit» — сэндвич «Мечта» (это когда у тебя два куска хлеба и ты мечтаешь о колбаске) и рикошетная печенька (должна отскакивать от стены в рот, если не отскочила — ты сегодня голодаешь, хнык-хнык).
Интернет[править]
- Национальное таджикское блюдо «бобчербе быдласупы». На самом деле такого блюда не существует, но эта тролльская статья в Википедии провисела четыре года, не вызывая подозрения.
- ↑ Местный одомашненный лось.