Я невкусный!
Если хочешь преуспеть
И прожить со смыслом, —
Не старайся повкуснеть,
Оставайся кислым!
Наш персонаж зажат в угол каким-либо чудовищем, у которого очень разыгрался аппетит. Отбиться от монстра у персонажа возможности нет. Последнее, что наш бедолага может сделать — это сказать «Не ешь меня! Я невкусный!».
Можно упирать и на то, что вкус-то, может, и ничего, а вот мяса мало; или костлявость и недокормленность просто вопиющи; или, наконец, налицо якобы ядовитость или иного рода непригодность в пищу.
В зависимости от ситуации, это может сработать или не сработать. Если чудовище достаточно разумно (и при этом не очень сообразительно), то это можно использовать, чтобы оттянуть свою кончину или дать товарищам время.
Противотроп: А ты выглядишь вкусно.
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- В одной из русских народных сказок козёл говорит встреченному в лесу волку: «Я старый, жилистый, ты меня не прожуёшь. Давай сделаем иначе: ты ляг под горкой, раскрой пасть, а я с разбегу заскочу тебе прямо в желудок». Волк поверил и получил изрядный удар рогами.
- Похожий трюк проворачивает конь или лошадь по отношению к волку в сказке «Легкий хлеб» (имеется вариант с бараном). Аргумент может быть как «я невкусный», так и «я боюсь, поэтому прыгну в пасть сам» (т. е. не сюда). Результат для волка одинаков.
Театр[править]
- Л. Филатов, «Про Федота-стрельца, удалого молодца» — волшебница Маруся, перекинувшаяся голубкой, пародирует троп, упирая не на то, что она неприятна на вкус, а на то, что в ней (именно в этом облике) очень мало мяса: «Ты, Федот, меня не трожь. Пользы в энтом — ни на грош: и кастрюлю не наполнишь, и подушку не набьёшь».
- В одной из адаптаций «Красной Шапочки» для кукольного театра Бабушка хладнокровно говорит Волку, ворвавшемуся в её избушку: «Я знаю, что вы задумали. Не советую, молодой человек! Во-первых, я болею, и вы можете заразиться… (Волк тут повторяет фразу Митрофанушки из „Недоросля“ — „Ну да уж не заботься!“) …а во-вторых, я стара, жилиста и ничуть не вкусна». Волк рычит «Все так говорят!!» — и заглатывает Бабушку целиком. Ему делается плохо, и он, потирая вздувшееся и заболевшее пузо, стонет: «Уу… И впрямь невкусная Бабушка…». И тогда из его нутра раздаётся всё тот же спокойный голос Бабушки: «А я ведь предупреждала!». И Волк гаркает, врезав самому себе по животу кулаком, отчего дополнительно скорчившись: «Ну ты, там, молчи!.. (В зал.) Интересно, долго она ещё будет болтать?».
Литература[править]
Во многих странах[править]
- «Три поросёнка» — инверсия/зигзаг. Волк намеревался обмануть Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа, сказав, что не станет их есть, потому что те уж больно «худосочные». Разумеется, наивные поросята поверили и чуть было не стали волчьим ужином.
Русскоязычная[править]
- «Сварог» — нюанс, аверсия и пародия на троп. Герой, владеющий змеиным наречием (это не оммаж «Гарри Поттеру», до выхода британской эпопеи о юном очкарике еще лет шесть-семь!), не начал пудрить мозги гигантской разумной змее (мужского пола) на тему «я, мол, невкусный/несъедобный, и т. п.». Герой поступил тоньше — выдал себя за ещё более гигантского и ужасного монстра, «шутки ради принявшего облик человечишки», и посулил: «Я тебя сам съем». А также продемонстрировал огненную магию, которой владеет (не способную даже существенно пощекотать напавшую на него жуткую рептилию). Сработало: змей вообразил, что перед ним один из друзей-приспешников циклопического дьявольского суперзмея Ёрмундгада (sic! не путать с Ёрмунгандом!), и, лепеча раболепные извинения, опрометью кинулся прочь.
- Преданья (серия книг) — Василиса убедила Змея-Горыныча, что она невкусная, да ещё и ядовитая. Может, и не помогло бы, но тут ему как раз принесли ужин, и он подобрел.
- Сергей Чичин, «Гнев генерала Панка» — попавшийся в лапы к гоблинам гзур (СФК кавказцев) предупреждает: «Я нэфкусний! Нэ надо кушать! Совсем заболээш, слабий станэш, борода отрастет, в Кэйдж увэруеш!» Если бы гоблины и в самом деле хотели его съесть — не помогло бы (один так и вовсе давно о бороде мечтал), а так — отпустили.
- Сергей Лисочка, «Хроники ицкаронской стражи» — Эрик Рок мимоходом предупреждает напарницу-вампиршу, что он невкусный. Та не согласна: кровь мага — деликатес, да ещё и вторая положительная. Кусать Эрика Селена, впрочем, не собирается: «либо ты относишься к человеку как к обеду, либо как к равному себе».
- Шутки ради — инверсия в «Книге о вкусной и здоровой пище людоеда» (точнее, иллюстрации к ней): за людоедом гоняются вредные детишки с плакатами: «Жуй молча!» «Я вкусный!» Людоед в страхе от такого «домогательства» убегает.
На других языках[править]
- Братья Гримм:
- «Беляночка и Розочка» — гном именно так и говорит медведю, и предлагает обратить внимание на молоденьких и сочных героинь.
- «Гензель и Гретель» — собственно, Гензель, которого ведьма решила откормить на убой, подсовывает ей косточку, когда она хочет пощупать его палец. Ведьма подслеповата и думает, что Гензель всё никак не отъестся.
- Остаётся вопрос, почему ведьма не замечает не только визуально, но и наощупь, что косточка не обтянута кожей. Может, злодейка ещё и слабоумна?..
- Джеймс Крюс, «Мой прадедушка, герои и я» — в одном из стихотворений, сочинённых героями, гусь дурит мозги лисе, убеждая её, что в каждом гусе где-то запрятан яд. Что характерно, лисе и правда поплохело: самовнушение — страшная вещь.
- К. С. Льюис, «Хроники Нарнии» — угощая гостей, великаны спрашивают, вкусное ли мясо. Те отвечают, что вкусное. «Значит, олень лгал», — констатируют хозяева. Тот, когда его убивали, говорил, что невкусный и жилистый. Интереснее всего тут реакция героев. Девочка, которая впервые в Нарнии, слегка огорчена и думает, что великанам не стоило убивать оленя. МАльчик, который в Нарнии уже бывал и общался с говорящими животными, сильно подавлен, а коренной нарнианец приходит в ужас — ведь это все равно что людоедство. (Приличные нарнианцы едят только немых и неразумных зверей, которые в стране тоже водятся, снимая проблему хищников).
- Борис Априлов, «Приключения лисёнка Лиско» (четвёртый том, новелла «Красная Шапочка») — троп до того стар и заезжен (в особенности в детских произведениях, одним из которых, собственно, является и эпопея о болгарском лисёнке-трикстере), что обыгран автором-постмодернистом на все лады. Лиско виртуозно затроллил легковерного Волка, намекая, что лично его, Лиско, есть не стоит именно потому, что он-де то ли ядовит, то ли даже проклят… в общем, «съедите — тогда и увидите». А вдобавок: «Я несъедаемый. Меня пытался есть орёл Горный, меня целиком проглатывала Синяя акула — и, как видите, я жив!». Своих друзей Димби и Домби (антропоморфных) и Мокси (осла) Лиско также отрекомендовал Волку как «недостойных съедения»: Димби, мол, слишком тощ (Лиско: «Тут и на четверть порции не наберётся»; Димби к этому добавил: «Даже и того меньше»); толстенький Домби, мол, обут в практически неснимаемые ботинки («Шнурки на них развязываются с трудом. Кушать вместе с обувью — гарантированный заворот кишок. А бросите всё и приметесь развязывать — и вот вы сделали из себя полнейшего дурака, потому что на эту процедуру у вас уйдёт, самое меньшее, часа три»; а Домби добавил: «Они у меня вообще не развязываются!»); ну а на Мокси — хоть и вовсе не отощавшего! — лисёнку нужно было только указать и риторически спросить: «Это Мокси. Стоит кушать?!», и Волк тут же признал, что не стоит. В итоге Волк воскликнул «На свете есть вкусные, нежные Красные Шапочки, зачем же я убил столько времени на этаких существ?!» — и убежал.
Кино[править]
- «Невероятные приключения итальянцев в России» — Антонио, удирая от льва, так буквально ему и кричит «Не ешь меня, я невкусный!».
- «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» — первым живым созданием, встретившимся Уиллу на Острове пелегостов, оказывается попугай Коттона, орущий «Не ешь меня!» Кому адресованы эти вопли, юный Уилл понимает далеко не сразу…
- Экранизация «Хоббита» — эпичная дискуссия, у кого тут самые большие паразиты. Упростили и опошлили, но смешно.
Мультфильмы[править]
- «Бюро находок» — Тишка кричит только что вылупившимся крокодильчикам «Не ешьте его! Он ядовитый!» (возможный намёк на изрядный козлизм жертвы), защищая Степаныча. Субверсия: крокодильчики и не собирались есть попугая, и более того, они посчитали его своей мамой.
- «Когда зажигаются ёлки» — игра с тропом. Зайчик при встрече с волком сказал чистую правду: и он, и его приятель мишка несъедобные, потому что они игрушечные. Волк поверил только тогда, когда пожевал ухо зайца и был весьма разочарован вкусом. В итоге заяц уступил ему шоколадку, которая к нему прилагалась. Волк был доволен, заяц тоже, шоколадка мешала ему идти.
- «Обезьяна с острова Саругасима» (довольно точная адаптация японской народной сказки) — обезьяна, по её словам, оставила свою печень дома, так что для лечения дракона она не годится: ведь тот должен съесть печень обезьяны. Надо сначала вернуться домой.
- «Ледниковый период» — саблезубый тигр Диего, втирающийся в доверие к остальной компании, когда ленивцу Сиду грозила опасность со стороны двух носорогов, схватил его своей страшной пастью, имитируя смерть ленивца в своих зубах. За каковым занятием его и застукал Манфред. Реакция мамонта, однако, была очень сдержанной: «Диего, выплюнь его. Ты даже не представляешь, в чём он сидел».
- Шрек навсегда: Осёл, попав к ограм в качестве провианта, пытается спастись именно таким способом — сославшись на наличие у себя лишаев и общую ядовитость.
- «Король-Лев» — когда же Шрам предлагает голодным гиенам сожрать Зазу, тот сразу начинает отнекиваться, называя себя «неаппетитным» и «с душком».
Мультсериалы[править]
- «Аладдин» — в одной из серий Аладдин и K° были пойманы грязевым монстром (султаном грязевых демонов Аль-Грязинов), который планирует использовать их в качестве ингредиентов для супа. Но когда Аладдина собрались бросить в бульон, он сказал грязевому монстру, что его суп будет низшего качества без особой приправы, которую можно добыть только на поверхности. Монстр, сомневаясь в словах Аладдина (как он и должен), посылает его за этой самой пряностью одного.
- «Мишки Гамми» — в одной из серий Гамми попадают в плен к гигантской паучихе, что хочет сделать из них суп на обед. Бабушка Гамми проводит отвлекающий маневр, сказав, как именно нужно готовить суп и какие ингредиенты для этого нужны. Зигзаг, ибо паучиха оценила кулинарные навыки Бабушки Гамми, но оказалась достаточно умной, чтобы предварительно запечатать клетку паутиной, отрезав пути к побегу.
- «Экстремальные охотники за привидениями» — попавшись одному из призраков в доме с привидениями, Эдуардо пытается спастись, указав на свою худобу. Не помогло: у этой твари кожа да кости — самое любимое лакомство.
- «Пингвины из Мадагаскара» — когда Джулиан становится объектом пристального внимания одичавшей Марлин, то заявляет, что вызовет у нее расстройство пищеварения. Правда, оказывается, что, (судя по всему), она и не хотела его есть (что логично, вряд-ли выдра позарится на лемура): у нее на него сработал совсем другой инстинкт, и сейчас он является объектом грубых ухаживаний. Такой сценарий нравится ему больше (хоть и все равно не очень: ухаживания ну очень уж грубые).
- «Pound puppies» (обычно переводится как «Щенячьи истории»): Хаулер, когда застрял в лесу с волками. Помогло, что в шляпе находилась еда и он легко приручил волков.
Аниме и манга[править]
- Little Witch Academia — попавшись дракону, Акко кричит, что она не вкусная, но когда дракон заявляет, что ведьм не ест, особенно таких худосочных, она начинает возмущаться: я, мол, вполне аппетитная!.
- Fairy Tail — кот Хэппи, уже подвешенный бандитами над костром, пытался убедить их, что ему срочно нужно в туалет. В противном случае угрожал не сдержаться и стать отвратительным на вкус. Не сработало, бандиты попались очень уж голодные. К счастью, в последний момент, на помощь подоспели Нацу и Грей.
- Kobayashi-san Chi no Maid Dragon — Хлоя дракону, когда ещё не знает, что это её новая подруга Канна в своей истинной форме.
Видеоигры[править]
- American McGee's Alice — Герцогиня выражает недвусмысленное желание скушать Алису на обед в виде жаркого, на что Алиса отвечает «Я несъедобна!».
Музыка[править]
- Михаил Боярский «Дрессировщик» в версии для 100-летия цирка добавился шуточный куплет, адресованный Запашным и тигру https://www.youtube.com/watch?v=af9ef3nxx-E. «Ап! Что я несъедобный скажите!..»
Реальная жизнь[править]
- Предупреждающая окраска (обычно сочетание чёрного с красным, оранжевым, жёлтым): жерлянка, божьи коровки, клоп-солдатик, каракурт, рыба-крылатка, чёрная вдова, коралловый аспид… Причём, как и в случае с хитрыми сказочными героями, животные тоже могут лишь маскироваться под несъедобные виды, чтобы отпугнуть хищника (например, есть муха, маскирующаяся под ядовитого полосатого паука).