Любой бы на моём месте так поступил
(перенаправлено с «Любой бы так на моём месте поступил»)
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Любой бы на моём месте так поступил — как и всё в этом мире, можно поделить на две категории:
- Человек совершил хороший поступок, который ему ничего не стоил, а теперь отказывается от награды именно такими словами. В самом деле, за что тут награждать? Пересекается с тропами А чё я такого сделал-то?! (добрая версия) и А для меня это был вторник (добрая версия).
- Человек совершил неблаговидный поступок (или, наоборот, не совершил какого-то поступка, нанеся вред бездействием), а теперь пытается избежать наказания, прибегнув к тропу. Вам хорошо осуждать, а попади бы вы на моё место — поступили бы точно так же! Родственные тропы — Я не злой, Я плохой, мне всё можно, и А чё я такого сделал-то?!. В случае, если троп приводит не к одному поступку, а к полноценной миграции на тёмную сторону, получается эффект Молоха.
- Человек просто делал свою работу, и что бы ни получилось в итоге, он уверен, что любой другой работник на его месте точно так же выполнил бы инструкцию. Так, работа тюремщика — удерживать преступников в заточении. Иногда он своим трудом спасает мирных жителей от попавшихся в руки закона отморозков, иногда — мешает вырваться на свободу невинно осуждённому или даже борцу за свободу. Отличать, кто есть кто — не его работа; к добру или к худу; мешать заключённым сбежать — его (и любого другого тюремщика) труд; не заметь подкопа он — заметил бы его коллега из другой смены.
Положительные примеры[править]
Литература[править]
- «Космоолухи. Рядом» — Ланс не понимает, за что его благодарят, когда он спас всю команду от тяжёлой болезни, вызванной биологическим оружием. «За что тут благодарить? Дэн ведь сделал бы для него то же самое, верно? И Тед, и Полина, и капитан, и доктор, и Михалыч! Значит, и он должен был. Всё просто и логично!»
Кино[править]
- «Москва слезам не верит» — диалог с Сашей после того, как он защитил её парня от пятерых гопников: «Гога, вы поступили как настоящий мужчина. — Перестань, я поступил как нормальный мужчина. Защищать и принимать решения — это мужская обязанность, это нормально».
- Приключения Петрова и Васечкина — Петров именно так и объясняет Фёдору Сухову своё вмешательство в фильм.
Телесериалы[править]
- «Бюро магических дел» — в 1-м сезоне так регулярно говорит Кайра, будь то поимка доспехов сэра Золтана (5 серия) или спасение Дарры от Ока Гора (14 серия). Последний случай — педаль в пол, потому что Кайра к этому моменту контролировала магию Сферы Лемурии, что является единственным способом устранить сие бедствие, ибо никакую другую магию оно к себе не подпускает.
Отрицательные примеры[править]
Фольклор[править]
- Анекдот о потерпевшем кораблекрушение, который в отчаянии съел своих товарищей по несчастью и теперь оправдывается перед прибывшими (через три дня!) спасателями[1].
Телесериалы[править]
- «Вещдок» — в одной из серий задержанный насильник говорит следователю нечто в духе «Вы же тоже мужчина, вы должны меня понять, когда такая сочная девушка садится к тебе в машину, никто бы не удержался». Следователь не находит что возразить.
Реальная жизнь[править]
- Знаменитое видео про «пацан к успеху шёл».
- Автор этой правки однажды (году эдак в 2017-м) перевёл наследство сэра Чарльза Баскервилля «недалеко от миллиона [фунтов стерлингов на момент первого издания повести]» в современные доллары США. На кону стояло состояние в примерно 152 миллиона. Беднягу Стэплтона можно понять: за такие деньги можно было не просто снарядить экспедицию за бабочками, а открыть собственный энтомологический музей! И между ним и этим состоянием стояла всего-навсего пара совершенно не любимых и даже не знакомых дальних родственников… тут только святой бы не соблазнился. Как подчёркивает сам Холмс, людей убивали за куда меньшие деньги.— Iliawarlock
Примечания[править]
- ↑ Если подходить очень серьёзно к ситуации — в английском праве есть установленный «обычай моря» на этот случай, есть полагается исключительно по жребию с предварительного согласия. Один выживший при этом очень неприятная ситуация — любое сомнение нужно трактовать в пользу обвиняемого, а достоверно установить нарушение можно далеко не в каждом убийстве.