Попробуй, сделай мне хуже
У меня ничего нет, вы понимаете — нет ничего! Жену мою и ребёнка вы уже не достанете — их взяла бомба. Родители мои — уже умерли. Имущества у меня всего на земле — носовой платок, а комбинезон и вот бельё под ним без пуговиц — казённое. Свободу вы у меня давно отняли, а вернуть её не в ваших силах, ибо её нет у вас самих. Лет мне от роду сорок два, сроку вы мне отсыпали двадцать пять, на каторге я уже был, в номерах ходил, и в наручниках, и с собаками, и в бригаде усиленного режима, — чем ещё можете вы мне угрозить? чего ещё лишить? Инженерной работы? Вы от этого потеряете больше. Вообще, поймите и передайте там, кому надо выше, что вы сильны лишь постольку, поскольку отбираете у людей не всё. Но человек, у которого вы отобрали всё, — уже неподвластен вам, он снова свободен.
Представьте ситуацию: враги обещают данному персонажу самые ужасные муки из всех, которые только смогли придумать, но тот, выслушивая каждую по очереди, только уныло кивает. И нет, он не храбрится. Просто в его жизни всё настолько плачевно, что ни одна из этих мук ему ситуацию уже не испортит (и не исправит). Или геройская команда схватила опасного злодея, которому после справедливый суд назначил самую суровую казнь, сообразно его деяниям. Но негодяй громко смеётся им в лицо: все его существование — одна сплошная каторга, так что смерть тут будет самым лучшим выходом…
Педаль в пол, если у персонажа такое длится всю жизнь, с самого рождения. Тем не менее, иногда данную ситуацию можно даже обернуть себе на пользу.
Субтроп: Пытки — дело житейское.
Примеры[править]
Театр[править]
- Опера «Андре Шенье»: когда антагонист Жерар предлагает героине Мадлен ультиматум Скарпиа, та разражается целой скорбной арией «La mamma morta» на тему «Попробуй, сделай мне хуже». На Жерара производит такое впечатление, что он, устыдившись, идёт помогать ей совершенно бескорыстно.
- Пушкинская «Полтава» — Кочубей отвечает Орлику, что у него было три «клада» — его честь, честь его дочери и месть Мазепе. Из трёх у него остался лишь последний, да и тот остаётся на волю Бога, и с осознанием этого старый казак готов умереть.
Литература[править]
- Н. С. Лесков, «Однодум» — главный герой, квартальный Алексашка Рыжов, так объясняет свое бесстрашие в общении с высокопоставленным чиновником: «А какое же зло можно сделать тому, кто на десять рублей в месяц умеет с семьей жить?».
- Роберт Шекли, «А тебе — вдвое больше!» — сделка с дьяволом: загадываешь любые желания, а твой враг получает то же в двойном размере. Как же его ущучить?..
- Да классика же: Господи, вынь у меня ОДИН глаз.
- Ну, варианты с пневмонией и с больными зубами в рассказе упоминались — но главный герой не захотел мстить во вред себе. В итоге он пожелал себе идеальную жену (врагу в его представлении достанется нимфоманка, а если смотреть по формулировке — либо гигантская нимфоманка, либо две идеальных женщины). А вообще можно придумать много вещей, которые хороши только в том количестве, в котором нужны. Увеличение почти любого физического параметра, примером (в двойном размере это может оказаться инвалидизирующим или даже смертельным, как минимум — крайне неудобным: см. статью Обязательные побочные способности, которых желание явно по умолчанию не даст). Впрочем, учитывая, какие именно пакости рассматривал главный герой, эти двое попросту недостаточно ненавидят друг-друга для такого.
- До того, как дьявол сообщил имя главного врага, герой считал его лучшим другом… Может, подсознательно не верил чёрту или не хотел причинять слишком много зла?
- А. И. Солженицын, «В круге первом» — см. эпиграф. Заключенный инженер Бобынин, отконвоированный на Лубянку для уточнения реальных сроков готовности прибора, над которым работает его «шарашка», открыто дерзит не кому-нибудь, а министру госбезопасности Абакумову. Попутно с потрохами сдает министру все свое руководство, которое, желая выслужиться, пообещало Абакумову закончить работу в нереально короткие сроки.
- Леонид Филатов, «Сукины дети» (и одноимённый фильм): «А вы меня не пужайте, гражданин начальник! Я — пуганый! И не такие пугали! Ништяк — оклемался!!!»
- А. Веллер, «Узкоколейка». — «Ну чем, ЧЕМ ты еще напугаешь мужика, если он и так валит лес в полярной тайге?!»
- Любовь и Евгений Лукины, «Заклятие». Наследственная ведьма хочет сделать пакость соседке, и обнаруживает, что от любого заклятия соседкина жизнь неминуемо улучшится. Даже от бельма на глазу. «Да кто же тебя так проклял? За что?»
- «Досье Дрездена» — игра с тропом. Стоит Анне Вальмон в «Масках смерти» произнести «Больнее они мне уже не сделают», как Никодимус входит через стену со словами: «Сколько раз бы это ни слышал — всегда есть новые возможности». Пятью книгами позже, в «Маленькой услуге», Ник, можно сказать, подавился этими словами, когда пытавшийся удавить его Гарри Дрезден врубил блокировку боли и подпёр её героическим упорством так, что ни один подлый приёмчик Никодимуса не смог заставить его ослабить хватку.
- Роберт Сальваторе, «Хребет Мира» — несправедливо обвинённого в попытке убийства Вульфгара пытают на городской площади на потеху публики. Хотя Вульфгар действительно крепкий и стойкий парень, держится невозмутимо он совсем не поэтому. Просто он несколько лет был пленником в Бездне (место обитания демонов-таннари), где настрадался ТАК, что все нынешние мучения ему как слону дробина. Тем более он знает, что тут его в конце концов убьют, а вот там такой роскоши не было.
Кино[править]
- «Побег» — когда заключённый Голяр внезапно нападает на адвоката, охранник спрашивает, мол, ты хотя бы понимаешь, что тебе за это будет? Ответ Голяра исполнен сарказма: он приговорён к смертной казни. Что такого ему ещё будет?
- Между прочим, у В. Крапивина в «Гуси-гуси» в схожей ситуации находится адекватный ответ. Главный герой приговорён к смерти… но это может быть максимально безболезненная эвтаназия, а может — жестокая казнь с конфискацией имущества и аннулированием завещания.
- R.E.D.:
(Джо) - Мне восемьдесят лет и у меня рак прямой кишки. Что они мне могут сделать? (Фрэнк) - Например пристрелить
- «Достучаться до небес» — когда криминальный босс (у которого герои угнали машину с чемоданом денег), таки ловит Руди и Мартина, для него оказывается крайне неприятным сюрпризом, что они оба смертельно больны раком и жить им осталось несколько дней.
- «Формула любви» — шутки ради: граф Калиостро, выяснив, что среди подручных начался «бунт», угрожает сдать их в участок («А потом вас там публично выпорют, как бродяг, и отправят в Сибирь убирать снег»). А когда магистр уходит, Маргадон интересуется: «Чего он меня всё пугает? Чего меня пугать — у меня три пожизненных заключения!»
Телесериалы[править]
- «Счастливы вместе» — когда Гена разозлил цыганскую колдунью, та обещала наложить проклятие сначала на него, потом — его жену и детей. Но посмотрев получше на эту «счастливую семейку», даже не сразу придумала, как их проклясть. В конце серии она просто превратила всех Букиных в свиней, а пса Барона в человека, что те восприняли как невероятно клёвое проклятие.
- В американском оригинале обиженная женщина-экстрасенс превращает семейство Банди в обезьян, от чего те таки страдают и отправляют ставшего человеком пса отнести ей все заработанные деньги. Увы, пёс не знал, что у людей запрещено нюхать попки самкам, и потратил деньги на оплату штрафов. А может, и выдумал эту историю, чтобы ничего назад не возвращать.
- В серии, где Гена попадает в ад, дьявол угрожает ему, что тот будет питаться только испорченной едой и никогда не увидит свою семью. Упс — Гена ненавидит свою жену и ему нравится, когда у него проблемы с пищеварением (т. к. это достойный повод на полдня запереться в туалете). В итоге в качестве наказания он получает обыкновенный загробный мир вместе с той самой семьёй, что становится для него худшей участью из возможных в рамках этой вселенной.
- Supernatural — когда Дин и Кроули начали угрожать Гадриэлу пытками, тот говорит, что до низвержения на Землю был в Небесной Тюрьме, где подвергался пыткам каждый день и с начала времён (сторожил врата Эдема, а наказан был за то, что проворонил Змея-Искусителя).
Телевидение[править]
- Тропнеймер — один из номеров в шоу «Уральские пельмени». Чиновник пытается угрожать вредной пенсионерке, держащей в своей квартире «двадцать вонючих котов» (хотя на сцене их всего шесть), большими проблемами, на что она отвечает: «Пенсия — шесть тыщ, квартплата — семь; попробуй, сделай мне хуже».
- В другом номере герой Брекоткина, находящийся в индийской тюрьме, когда узнает, что за его «художества» можно и в яму со змеями угодить, восклицает «Да я двадцать лет с женой и тёщей в коммуналке! Мне эта яма со змеями — вообще ерунда!»
- Номер про домик Элли чуть менее чем весь про этот троп. Элли, летевшая куда-то в своём домике вместе с Белоснежкой и Золушкой, ухитрилась попасть в аварию: столкнулась с машиной. Владелица автомобиля звонит своему парню и намекает, что у Элли теперь будут проблемы. Та ехидно отвечает: «Ты что, меня своим парнем пугаешь? Да я со Страшилой год жила! Потом с Железным Дровосеком ещё год! Да меня Лев боялся уже ПОСЛЕ того, как ему храбрость дали!» Чуть позже приезжает тот самый парень и начинает угрожать. Но тут слово берут Золушка («Ты когда-нибудь в один момент ВСЁ терял? Ты когда-нибудь голый, в одной тыкве домой возвращался?») и Белоснежка («Слышь, а ты реально кого пугаешь? Меня гномы хоронили! Ты когда-нибудь в гробу просыпался? А над тобой мужик бородатый стоит и поцеловать тебя пытается? Губки к тебе тянет?»), так что приходится отступить. В общем, как было сказано в конце того самого номера, «кто сказку прошёл — тот жизни не боится!»
- Исполнявшийся Ефимом Шифриным номер с запоминающимся рефреном: «А у меня нету!». Крутые парни предъявляют претензии к главному герою, требуют денег, заставляют продать квартиру, угрожают жестоко расправиться с его женой и детьми. Но... он и так одинокий бомж, ночующий в брошенном неисправном автомобиле, так что на всё это слышат лишь один ответ — ну, вы уже поняли.
Мультсериалы[править]
- DuckTales 2017 — тот самый случай оборачивания на пользу: китайский дух везения Лю Хай поглощал чужую удачу. Вот только Дональд Дак у нас хронический неудачник…
- Steven Universe — в одной из серий владеющая эмпатией массового поражения Голубой Алмаз атакует кристальных самоцветов волной концентрированной печали. Но главной готке сериала Ляпис Лазурит это что слону дробина, она упражнялась в ковырянии собственных душевных ран 5000 лет со времен самоцветной войны плюс все пять (на тот момент) сезонов мультсериала.
- Darkwing Duck — в одной из серий Джуджа-Джейк, уже находясь на грани поражения, говорит Черному Плащу: «Да делай со мной что хочешь — мне на все наплевать! Я и не в таких передрягах бывал!» ЧП, впрочем, все-же нашёл способ его проучить.
Аниме и манга[править]
- One Piece — похожий случай: контролируемые Пероной призраки при соприкосновении с человеком вгоняли того в тяжёлый депрессняк (сработало даже на Луффи и Зоро). Но обломалось на Усоппе, который на негативе ВСЁ время. Впечатлённая такой депрессивностью Перрона вместе со своими призраками даже начала подбадривать его: «Дер-жись! Дер-жись!» Не помогло — повторная атака вогнала в депрессию призраков и саму Перону.
- Onepunchman — оказавшись перед чудовищем-крабом, некий прохожий и не подумал удирать, а на вопрос краба ответил, что сам он безработный, только что провалил очередное собеседование и сейчас ему просто на всё плевать. Краб впечатлился безжизненным видом человека и даже раздумал его убивать. И если бы только не один мальчик…
- Code Geass — да ведь сам Лелуш Британский! Скажите нет? А вы на его действия после, как он думал, смерти Нанали посмотрите! Реквием по Зеро просто эталонный Гамбит Танатоса!
- Да он не умер, но судя по всему добровольно обрёк себя на участь хуже смерти, пока его не вытащили, ведь он наконец исполнил мечту Нанали.
- Дневник забывчивой жены: в рэнобе диалог главной героини с сестрой-инвалидом которая возглавила триаду «Красный лотос» (та приложила руку к гибели их матери и попытке устранения самой главной героини, но в итоге оказалась смертельно больным инвалидом на кресле-каталке): «Посмотри на себя, ты богатая красивая успешная женщина у которой есть всё! Семья, слава и почет! А кто я? Преступница, инвалид который себя обойти не может?! Моя жизнь последние восемь лет — это боль, страх и непрекращающийся ужас! Я не видела своих детей уже целых семь лет! Чтобы они не знали что их мать — монстр! Как ты думаешь сестренка, кто из нас больше страдал?! Я сейчас смотря на тебя просто задыхаюсь от ненависти! Если бы ты тогда погибла, то я бы счастливо жила! Но знаешь что сестрица, я не хочу тебе мстить, у меня рак! Я умираю! И таким эгоистичным желанием как месть, руководствоваться я просто не имею права! Мне нужно позаботиться про благополучие своих детей! Скажи ка, если бы у тебя был бы выбор между местью и возможностью обеспечить своих детей чтобы ты бы выбрала на моём месте?!)»
- Именно так живет Агни из "Fire Punch"... До второй половины манги.
Видеоигры[править]
- BioShock Infinite — во второй части дополнения «Морская Могила» Элизабет говорит Атласу, который угрожает ей трансорбитальной лоботомией, что будет только благодарна ему за то, что он избавит её от чувства вины и душевной боли из-за тяжёлых воспоминаний. Неизвестно, что увидел злодей в глазах Элизабет в этот момент, но поверил он ей безоговорочно.
- Darksiders III — один из людей (хотя на самом деле это Раздор) выговаривает Ярости, давая понять, что ее не боится — у них тут Конец Света, чего им еще бояться?
- Darkest Dungeon — при превышении Стресса свыше 100, герои могут не только съехать кукухой во Психоз, но и перейти в режим Добродетели по причине сабжа.
- Прокажённый сам по себе тоже относится к тропу, т. к. из-за болезни не чувствует боли.
- Dawn of War 2 — судя по интонации, с какой дредноуты Хаоса (которых не погружают в сон на время бездействия) орут «YOU CANNOT HURT MEE!!!» при получении урона, они имеют в виду именно это.
Реальная жизнь [править]
- Рыцарский Орден святого Лазаря, в который входили больные проказой. Они всё равно были обречены на долгую отвратительную смерть и предпочитали погибнуть в бою, и к тому же не боялись боли — болезнь поражала чувствительные окончания нервной системы.
- То ли байка, то ли правда о шахматисте (кажется, это был Бобби Фишер), который давал сеанс одновременной игры в тюрьме. Когда один из заключённых не то убрал ладью, не то провернул еще какой-то фокус в духе Остапа Бендера, шахматист пригрозил: «Если вы будете играть нечестно, я сообщу вашему начальству — и вам добавят срок». На что заключенный хохотнул: «А у меня пожизненное».