Моральный банкрот
Обычный, финансовый банкрот — это лицо, в платежеспособность которого уже никто не верит, то есть у него не просто кончились деньги, а нет возможности перекредитоваться (одолжить деньги из другого источника и расплатиться ими по старым долгам).
Соответственно, банкрот моральный — это персонаж, в добрые намерения и честность которого уже не верит никто. Потому что он не просто злодей, а Полное чудовище, Крокодилушка, или у него просто Хроническое спиннокинжальное расстройство.
Важно — условный «моральный кредитор» не верит не в то, что банкрот находится на стороне абстрактного «добра», а в то, что банкрот сможет выполнить свои обязательства (какие бы они ни были) по отношению конкретно к нему, кредитору. Гвардейцам Злого Властелина как правило плевать на то, что их заставляют вырезать целые деревни мирных крестьян — а вот на то, что их самих бросят на убой в совершенно бессмысленной операции, а потом казнят их семьи — обычно всё-таки не плевать. Моральный банкрот отличается как раз тем, что от него все и каждый ждут худшего именно для себя. Или во всяком случае, не ждут ничего хорошего точно. Его могут считать как грозным и ужасным негодяем, так и просто мелким подлецом, не сильно опасным, но бесполезным, не стоящим того, чтобы тратить на него ресурсы.
Стоит заметить, что моральный банкрот далеко не всегда является банкротом силовым, т. е. сразу же теряет всю и всяческую поддержку, оставаясь в одиночестве. Ему могут продолжать служить «за страх, а не за совесть», то есть из соображений «если я останусь с ним, то вероятно умру позже, но если предам его, то совершенно точно умру прямо сейчас». Могут исходить из соображений «верность до конца», то есть считать, что быть преданным — лучше, чем стать предателем самому. Его могут продолжать поддерживать, считая меньшим злом по сравнению с другими вариантами. Наконец, союзники могут просто рассчитывать успеть предать его первыми, но выжидать подходящего момента.
Также важно — моральное банкротство всегда является внутренним эффектом произведения. То есть персонаж попадает под сабж, только если ему не верят все остальные персонажи этого вымышленного мира (кроме тех, кто о нём вообще не слышал). Если аналогичные ощущения испытывают читатели/зрители/игроки/автор, а внутри мира банкрота раскусили ещё не все — это не наш троп.
С другой стороны, моральный банкрот не обязательно является действительно плохим персонажем. Это вполне может быть Герой с плохой репутацией — важно, чтобы в эту плохую репутацию поверили абсолютно все.
Персонаж в 99% случаев становится сабжем, если перейдёт МГС.
Близкий троп — Нулевой рейтинг. Разница в том, что моральным банкротом может быть не только политик/партия, но и частное лицо. И исчерпанный «кредит доверия», соответственно, ему могут предоставлять не только фракции, но и частные лица.
Примеры[править]
В истории[править]
- Вопиющим примером в истории можно с успехом назвать Карл II Злой (король Наварры). Также является персонажем Мориса Дрюона в литературном цикле "Проклятые короли". Заигрывал, клялся в верности, плёл интриги и с английским двором, и с французским. И получив преимущества у одной стороны кидал ради своей выгоды, и переходил на другую, попеременно. И тех и других, по несколько раз. Т.е. даже по феодальным меркам своего времени вёл себя крайне... "не по понятиям". Кончилось всё закономерно. Карл II потерпел неудачу во всех своих претензиях: он не стал ни королём Франции, ни герцогом Бургундии или Шампани. Он потерял все свои владения во Франции. Неверность короля союзным договорам в итоге привела его к дискредитации и дипломатической изоляции.
Другие примеры[править]
- Архимаг — два брата-ебаната Лаларту и Лалассу, которых их наследник Олег Бритва за глаза сравнивает с Бивисом и Баттхедом. Более слабые старательно не попадаются этим отморозкам на глаза, а более сильные стараются не отдавать более сложных приказов, чем подай-принеси-убей-загрызи. Единственное исключение — Тахем Тьма, но этому упоротому мраккультисту всё божья (то бишь демонская) роса.
- «Песнь Льда и Пламени» — Джоффри Баратеон-Ланнистер-Уотерс и Визерис Таргариен. Оба стали полными нулями в глазах окружающих (а для многих — отрицательными величинами) ещё до того, как умерли физически.
- В книгах-играх Дмитрия Браславского моральное банкротство присутствует как механизм геймплея. Одной из характеристик героя является «Обаяние», которое в ходе игры может возрастать или убывать, и если оно падает до минимума, то… «бывают люди настолько не внушающие доверия, что им никто не верит, даже если они говорят чистую правду. Отныне до конца игры вы становитесь именно таким человеком».
- Code Geass: Hangyaku no Lelouch — в некотором роде уникальный пример, потому что здесь главный герой/злодей сам себе организованно проводит полное моральное банкротство. Захотелось ему, понимаешь.
- Golden Kamuy — Огата вполне рискует до такого допрыгаться. От команды Цуруми он откололся окончательно и бесповоротно уже давно, от основных героев тоже, когда ранил в голову Сугимото, а потом провоцировал Асирпу убить его. Хиджикате он смог навешать лапши на уши и вернуться к нему, но вот незадача: Хиджиката по стечению обстоятельств снова заключил временный союз с Сугимото, а ещё к нему в компанию набился жаждущий реванша Василий…
- Mahou Shoujo Madoka Magica — Хомура в оригинальном сериале, совершенно не внушает доверия кому-либо, а прочими волшебницами почти каждое ее слово и действие толкуется превратно, а предупреждения игнорируются.
- Undertale — на Геноциде протагониста окружающие монстры низвели до бездушного чудовища, не воспринимая никак иначе. Нужно сделать хоть одно помилование, чтобы героя начали воспринимать как человека.
- The Elder Scrolls V: Skyrim — Потема, древняя королева Скайрима, дама решительная и волевая, но со своей неразборчивостью в средствах настолько растеряла доверие людей и даже своего сына ради которого же и шла на все злодеяния, что в конце-концов начала воевать армией поднятой нежити и вампиров, получила прозвище «Королева-волчица».
- Mortal Kombat: Шан Цунг. Почти все бои в первой половине бонусной кампании одиннадцатой части происходят из-за того, что никто не доверяет Шан Цунгу. Не зря, как выяснилось...