Хамелеон
Если вас интересует животное, то про него есть статья Хитрый хамелеон.
Этот человек либо не имеет своего мнения, либо молниеносно меняет его под влиянием начальства, причём даже не первых лиц государства, а своего непосредственного руководителя или просто стоящего выше его по положению в обществе человека. Часто у него даже не хватает достоинства или ума на то, чтобы скрыть свою крайнюю зависимость. Особенно неприятно это выглядит, когда «старший» вовсе не требует такой реакции на свои слова.
Возможен и другой вариант: только что он дружески беседовал с равным, а то и грубил низшему — и вдруг он узнал, что перед ним высший, и тут же начал лебезить.
Не надо путать этот троп с Колебаться с линией партии — тот не заботится о собственной шкуре, легко ослушается начальничка во имя государственных интересов, а мнение у него одно: хорошо то, что хорошо верховной власти, и точка.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Анекдот про обезьяну, которая насмехалась над львом, упавшим в охотничью яму. Когда обезьяна сама свалилась в яму, то сказала льву, что спустилась извиниться.
Театр[править]
- А. С. Грибоедов, «Горе от ума» — Молчалин: «В мои лета не должно сметь / Своё суждение иметь».
Литература[править]
- А. П. Чехов, «Хамелеон» — кодификатор и тропнеймер. Поведение ГГ разительно меняется в зависимости от статуса предполагаемого хозяина найденной им собаки.
- Он же, «Тонкий и толстый» — второй вариант.
- И его же «Душечка».
- Ф. Бёрнетт, «Маленькая принцесса» — мисс Минчин, владелица пансиона. Когда Сара была дочерью богача, льстила ей и выполняла чуть ли не все капризы. Когда отец умер в нищете, отобрала у девочки много вещей, заставляла выполнять тяжёлую работу, плохо кормила, да к тому же била и оскорбляла.
- «Золотой телёнок» — Адольф Николаевич Бомзе.
- Л. Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине». Камильбек обвинил его в преступной лжи и уже готов был арестовать, но Насреддин торопливо заявил: «Это все открылось мне в гадании», после чего стал описывать происшествие, случившееся с вельможей во время очередного адюльтера. «— Почему же ты сразу не сказал, гадальщик, что истина об этих драгоценностях открылась тебе в гадании? Поелику правдивость твоего гадания нам известна, проверена и установлена, и не может никем опровергаться…», — отреагировал судья.
- Братья Стругацкие:
- «Сказка о Тройке», второй вариант. «Профессор Выбегалло пролепетал: «Мон дье!», нырнул под свой столик и, извлекши оттуда обширный портфель, протянул его громовержцам со словами: «Эта… все материалы, значить, об этих прохвостах у меня здесь собраны, вот они, материалы-та!»»
- «Улитка на склоне». Перец сидел на краю обрыва и смотрел вниз. Домарощинер подошёл и начал придираться. Требуя признаться непонятно в чём. Перец: «Просто мне нужно было здесь поговорить с директором». «Домарощинер замер, словно застряв в кустах. — Ах, вот как это у вас делается, — сказал он изменившимся голосом. — Молчите и молчите. Я уже понял. Вы были правы. И вообще я здесь не был и вас не видел».
Кино[править]
- «Бриллиантовая рука»: управдом Варвара Сергеевна Плющ сначала ругается на жильца, выгуливавшего собаку, но когда ее назначили читать лекцию «Собака — друг человека», сама начала умилительно позировать с псинкой. И целовать её. И украдкой отплёвываться.
- «Человек проходит сквозь стену» — трагикомический вариант: «коллега Фукс», как его называют сослуживцы, именно таков: угождает каждому новому начальнику, коллеги открыто шутят: «Нет такого начальника, который сразу не очаровал бы коллегу Фукса». Поведение у персонажа соответствующее: нелепое, жалкое и просто смешное. Но впоследствии его начинаешь невольно уважать, понимая, что он унижается (понимая при этом, как его поведение выглядит) не просто так.
- «Тот самый Мюнхгаузен»: на суде баронесса Якобина говорит, что подсудимый — садовник Мюллер, а вовсе не муж хотя и похож немного; барончик Феофил — что совсем не похож. Процесс затягивается, и уставший от всего герцог волевым решением признаёт подсудимого бароном. И эти члены семьи тут же бросаются в объятия барона…
Телесериалы[править]
- «Не родись красивой» — кадровик Георгий Юрьевич Урядов. Кто бы ни вставал во главе «Зималетто», Урядов немедленно стремился как-нибудь выслужиться.
- «Папины дочки» — учителя перед директрисой и сама директриса перед представителем администрации президента.
- Российская версия «Королевы Марго». Очень крутая сцена, вышедшая из-под пера видной сценаристки Марины Мареевой (которая существенно «поправила и дополнила» первоисточник). Король Карл IX решает потроллить Франсуа Алансонского — и вскоре после Варфоломеевской ночи принимается вдруг хвалить протестантов. Франсуа немедленно начинает поддакивать. Карл делает вид, что передумал, «поскольку гугеноты всё-таки ханжи, фанатики, неумеренные буяны» — и начинает выражать симпатию уже католикам, к числу которых и сам принадлежит. Франсуа мигом «перестраивается» и начинает петь хвалу папистам. Тут Карл перестаёт притворяться серьёзным, и до Франсуа наконец-то доходит, что что-то не так. «Государь, — спрашивает молодой герцог, — вы надо мной издеваетесь?». Карл ответствует примерно в таком духе: нет, Франсуа, это вы сами издеваетесь и над собой, и над остатками своего достоинства, а я всего лишь помогаю вам это заметить.
- «Игра престолов». Маргери Тирелл — почти как чеховская Душечка, с той поправкой, что она куда более искусно манипулирует парнями. Но общий паттерн похож. Мы с моим Джоффринькой толкуем о необходимости жестокостей и учимся стрелять из арбалета… А позже: мы с моим Томменом очень добрые и любим котяток…
- «Да, господин министр!» — Сэр Хамфри давит педаль в пол:
За тридцать лет моего пребывания в Уайтхолле сменилось одиннадцать правительств. Если бы я верил во все политические линии, мне пришлось бы попеременно становиться:1) ярым приверженцем вступления в Общий рынок;
2) ярым противником вступления в Общий рынок;
3) убежденным сторонником национализации сталелитейной промышленности;
4) убежденным сторонником денационализации сталелитейной промышленности;
5) убежденным сторонником ренационализации сталелитейной промышленности;
6) ревностным адептом сохранения смертной казни;
7) ревностным адептом отмены смертной казни;
8) почитателем Кейнса [сторонника умеренного государственного регулирования экономики, выступавшего за признание ведущей роли общих расходов и фискальной и денежно-кредитной политики с целью предотвращения или хотя бы смягчения спадов и кризисов];
9) почитателем Фридмана [убеждённого либерала-монетариста, уверенного, что государственное регулирование экономики недопустимо и что «свободный рынок сам всё зарешает»];
10) приверженцем классической школы;
11) ниспровергателем классической школы;
12) фанатиком национализации;
13) фанатиком денационализации;
14) безнадежным шизофреником.
Мультсериалы[править]
- Avatar: The Last Airbender: сварливая билетёрша из серии «Змеиный перевал». Обычно не стесняется орать на клиентов и не делает ни для кого исключений, даже для беременной беженки. Но когда Тоф показала ей свой VIP-паспорт, тётка, хоть и со лёгкими протестами, вежливо согласилась выдать четыре билета для девочки из столь богатой и уважаемой семьи. Увы, во второй раз не проканало…
- Steven Universe — Голубой Агат, считающая своих подчинённых (аметистов с Земли) чуть больше чем комьями грязи. При этом она отчаянно лебезит перед Алмазами и даже Сапфир, поскольку та входит в самоцветную элиту.
Аниме и манга[править]
- Жена по контракту — происходит постоянно, наиболее яркий случай — работницы центра красоты которые по наущению своей гостьи напали главную героиню и её мать,после того как узнали на кого напали, при виде того как телохранители главного героя сломали той гостье руки согласились свидетельствовать что дескать это она напала на главного героя но поскользнулась и сломала себе руки.
- Jaku-Chara Tomozaki-kun — с прикрученным фитильком: Юдзу Идзуми просто всегда подстраивается под большинство в компании, чтобы никого не обижать, а собственного мнения не имеет.
Видеоигры[править]
- Fable III: Ловкач был доверенным лицом Логана и нашим врагом, но как только мы сместим того с поста, он тут же начнёт рассказывать восхитительные истории о том, что он всегда в нас верил и будет преданно работать ради нас. Правда, весьма своеобразными методами. Субверсия в том, что он определённо не из тех, кто будет топтать своё достоинство, подлизывая верхушке, и поэтому не совсем понятно, что из двух налицо: это он так выслуживается для достижения своих целей/чтобы не мешали заниматься своими делами? или в рамках своей специфической морали посчитал узурпацию трона у брата поступком, достойным уважения?..