Одного пропустили
Награждается игрок, оставшийся в одиночестве против 5 и более вражеских танков или САУ и одержавший победу
Утро крестьянам помогло —
Солнце трупы
За полчаса сожгло.
Но в тишине ночной
В подвале кто-то рявкнул:
Хой!
— А в какую беду вы попали, капитан?
— В плен к пиратам.
— К пиратам? Но ведь вы их победили давным-давно.
— Победили, но не до конца. Знаете, как бывает, если оставишь один сорняк на грядке?
…
Толстяк пропал. Только что сидел на траве, робко улыбался — и пропал.
Мы облазили все заросли вокруг, осмотрели каждый куст — уйти далеко он не успел. Да и говорун поднял бы тревогу.
— Ну вот, — с укоризной сказала Элла, — не могли уберечь одного пирата! Разве это настоящая прополка?
Персонажи изначально знали о противнике, что их там много, и были к этому готовы. В итоге вражьи орды были выкошены подчистую. Хотя нет… одного пропустили. А уж он, разумеется, заставит героев пожалеть об этой ошибке. Иногда происходит в рамках Твиста Р. Л. Стайна и может сочетаться с тропам Последний ход злодея и А вот и я! (если злодей второстепенный).
Противотроп — Их там много. Однако бывает, что в рамках одного произведения используется и тот, и другой. Иногда речь идёт не о противниках, а о жертвах — когда преступник стремится убрать всех свидетелей, но по ошибке кого-то пропускает, что потом, разумеется, выходит ему боком.
Родственные тропы — Последний пришелец и Последний выживший.
Где встречается[править]
Общее[править]
- Львиная доля фильмов в жанре зоохоррора — человеки перебили всех хищников/монстров/нёхов, но одно яйцо/гнездо/существо/семейство осталось в живых.
- Внезапно — инверсия в «Зубастиках». Яйца последних особей в Галактике Чарли не позволяет уничтожить Хог и приказывает отправить к нему с капсулой.
Фольклор[править]
- Некоторые упыри в славянском фольклоре. Откапываете голубчика, кладёте в костёр, а он — раз! — лопается, и из его утробы щемятся во все стороны черви, многоножки, ящерицы, грызуны, птицы-падальщики и прочая погань. Если хоть одна тварь уцелеет — упырь снова возродится.
Литература[править]
- «Ночь без конца» Ричарда Лаймона — как раз пример использования обоих тропов. В начале героиня думает, что имеет дело с одним маньяком, потом выясняется, что их там много, полиции становится об этом известно, и банду начинают искать. Однако в итоге изуверы, включая главаря, гибнут от руки своего же товарища, который якобы тоже погибает в этой схватке… А на самом деле он подкинул вместо себя левый труп, после чего проник в дом к вожделенной им героине.
- Борис Васильев, «А зори здесь тихие…» — опять оба тропа: Васков и девушки недооценили численность немецких диверсантов, а сами диверсанты «пропустили» Васкова, и это им дорого обошлось.
- «Хоббит» — орки, преследующие гномов, не заметили стукнувшегося о камень и отключившегося Бильбо. Потом его же не заметили лесные эльфы, взявшие гномов в плен, но это уже он сам вовремя надел Кольцо.
- Станислав Лем, «Белая смерть» — на планете, населённой роботами, потерпел крушение корабль пришельцев, которые оказались странными мягкими существами. И хотя экипаж был несомненно мёртв, а корабль неразумен, управляющий суперкомпьютер планеты повелел незамедлительно разрушить находку с помощью самых мощных прессов, плазменных печей и жёсткого излучения до состояния атомарного газа, да и тот не держать на планете, а заморозить и сбросить на звезду, ибо ненависть и мстительность тех, кто летел на этом корабле, беспредельна и неодолима. Подданные, хотя и не поняли, что так напугало их короля, послушно исполнили его приказ, но только в процессе стерилизации потеряли одну единственную микроскопическую спору земной плесени…
- Уоррен Фейхи, «Пандемониум» — как оказалось, после уничтожения острова Хендерс несколько представителей тамошней фауны уцелели в трупе Тетчера и размножились на необитаемом японском островке. Как оказалось, после выжигания всего живого на том японском острове остались некоторые образцы, контрабандой переданные Максиму Драголовичу и размножившиеся в Пандемониуме. А что будет дальше, в «Симбионте», пока неясно…
- Ю. Нестеренко, «Приговор» — Эвелина смогла спрятаться и выжить, когда на замок напали, и теперь, повзрослев и обзаведясь товарищем, стала мстить…
- Ф. Фармер, серия «Многоярусный мир». Чёрные Звонари — раса восставших машин, вселившихся в человеческие тела. В третьей книге их пятьдесят, и протагонист сотоварищи их методично выпиливает. В самом конце выясняется, что их на самом деле было пятьдесят один, и последний сбежал на Землю, что и становится завязкой четвёртой книги.
- «Робинзоны Космоса» Франсиса Карсака — момент, где гидра проникла на территорию охраняемого поселения и напала на людей:
— ...Что нового в деревне?
— Луи в ярости. Он нашел наблюдателей, которые пропустили вашу гидру. Они оправдываются: говорят, гидра была одна.
— Вот негодяи!
— Луи кричит, что их надо расстрелять.
— Ну, это уж слишком.
Через несколько дней мне рассказали, чем кончилось дело: ротозеев просто выгнали из охраны и приговорили к двум годам работы на шахте. Постепенно я поправился, и все вошло в нормальную колею.
- Хроники странного королевства — Орден Небесных Всадников взорвал всю королевскую семью (кроме принца-бастарда Элмара, который в это время был где-то далеко на подвигах) и начал захват власти. Вот только принц Шеллар в этот день тоже задержался на работе, а работал он начальником госбезопасности.
- Позже Орден опять попытался захватить власть в Хине, но опять упустил одного из членов императорской семьи, которая с одним из дворцовых магов-телепортистов, смогла призвать на помощь гвардии остальных королей.
- Харлан Эллисон, «Санта Клаус против ПАУКа» — с подсветкой. Автор в конце прямо отмечает, что в рассказе ничего не сказано о судьбе одного из злодеев: «Очевидно, автор о нём просто забыл. Очевидно, не только автор».
Кино[править]
- «Холодное лето пятьдесят третьего…» — после уничтожения банды раненому главарю удалось выжить, потому что жители деревни обсчитались, подсчитывая убитых. В итоге он задушил молодую девушку и попытался удрать, но тут уж герой добил его.
- «От заката до рассвета». Один из персонажей, ветеран вьетнамской войны Фрост, рассказывает историю о том, как его взвод был уничтожен вьетконговцами, а он, единственный выживший, отомстил за товарищей, в одиночку заколов штыком целый лагерь вьетнамцев.
- Аналогично и в «Людоеде» 1999 года — капитан Джон Бойд струсил и притворился мёртвым. Потом, когда всех его товарищей перебили мексиканцы, он ночью вылез из кучи мёртвых тел и захватил вражеский штаб. Поэтому его поначалу сочли героем, а когда он признался, как всё было на самом деле — сослали в отдалённый форт.
- «Гремлины» же! Герои взрывают кинотеатр с гремлинами и облегчённо вздыхают… как вдруг видят в витрине универмага вожака этих тварей, который незадолго до взрыва решил сходить за нямкой.
- А в «Гремлинах-2» в рамках Твиста Р. Л. Стайна «пропускают» самочку.
- «Солдатики» того же режиссёра Джо Данте: герои взрывают отряд Элитных Десантников, уничтожают оживлённую ими орду кукол Барби и со спокойной совестью отправляются домой. А между тем командир Десантников Чип-Душегуб выжил и привёл уже целую армию.
- «Чужие» и «Чужой-3» — логово Чужих взорвали, Королеву Чужих уничтожили… а одного лицехвата таки пропустили.
- «Ночь кометы» — с прикрученным фитильком: герои подорвали уже буквально безумных ученых, но на них из темноты нападает еще один, однако они легко справляются с ним втроем.
- «Капля»: НЕХ по типу плотоядной массы лезет из канализации и всех жрет. Ее удается полностью, на 110 % вычистить, но оканчивается фильм тем, что священник, как оказалось, одержимый идеей апокалипсиса, взял немного этой милой субстанции в баночку и бережно хранит у себя.
- Не совсем один, но двое выживших скифов в финале фильма «Скиф».
- Нечто — в приквеле выживает кусок инопланетной твари в обличии собаки, потому что с этого начинается основной фильм. В основном фильме… неясно. Остаются в (еле)живых двое людей, и заражён ли кто-то из них — фанаты спорят до сих пор. Если верить комиксам, то Макриди — человек, а Чайлдс — Нечто.
- «Outlander» (он же «Викинги против пришельцев») — зачин сюжета: в средневековую Норвегию падает звездолет с чудовищем и единственным выжившим членом экипажа. Ранее раса инопланетян попыталась обосноваться на новой планете и подчистую истребила морвенов, опасных хищников, властвовавших там. Но один морвен все-таки уцелел и вырезал всю колонию. А затем прокрался на прилетевший звездолет спасателей и продолжил свою мстю.
- «Эволюция» — пришельцы, по дурости военных превратившиеся в одну огромную амёбу, были уничтожены. Но учитывая, что метеорит, принёсший инопланетную жизнь, провалился в пещеру, которая связана с катакомбами почти под всем континентом, есть риск, что пара клеток спаслась. Мультсериал, сюжетно являющийся сиквелом фильма, это подтверждает, и пришельцы успели попасть во все уголки Земли, а заодно эволюционировать до сверхразумной особи.
Телесериалы[править]
- «Аванпост» — перед смертью один чиновников Ордена написал своей кровью «Одна выжила», имея в виду главную героиню, у которой он с подельниками вырезал всю семью.
- «Доктор Кто» — далеков неоднократно истребляли подчистую, но сколько раз бы это ни делали, всегда находились один-два выживших на полностью раздолбанном корабле, которые улетали на нём в закат и путём клонирования отстраивали всю многотриллионную империю с нуля.
Мультсериалы[править]
- My Little Pony — аверсия: тщательно зачистив Понивилль от орды параспрайтов, главные героини одного пропустили. Ну как «пропустили»… Флаттершай не удержалась и оставила у себя такую няшку. Естественно, всё тут же началось по новой.
- В эпизоде «Слишком много Пинки Пай» третьего сезона одноимённая героиня запустила цепочку создания собственных клонов, которых Твайлайт Спаркл пришлось потом собрать вместе и ликвидировать одного за одним в ходе довольно жёсткой сцены. Уже в шестом сезоне, в эпизоде «Открытие на Сэддл Роу», в котором Пинки как раз упоминает ту злополучную историю с собственными двойниками, за её спиной в кафе на миг показалась точная копия Пинки. Когда-то избежавшая развоплощения, а теперь сидящая в шляпе, настороженная и явно шифрующаяся. В дальнейших сюжетах клон не появлялся, но оживление у зрителей сериала вызвал.
- Самурай Джек — в эпизоде-предыстории трое богов сражаются с огромным космическим чудовищем и уничтожают его почти полностью, упустив лишь (сравнительно) крошечный кусочек. Кусочек упал на Землю, приведя к вымиранию динозавров, а в средние века воплотился в демона Аку.
- Avatar: The Last Airbender — будучи свидетелем смерти Аватара Року и зная, что следующий Аватар родится в племени Воздушных Кочевников, Хозяин Огня Созин дождался прибытия усиливающей огненную магию кометы… и вырезал всех кочевников под корень. Кроме одного — собственно Аватара Аанга, который очень удачно залёг в спячку и сто лет спустя довёл до цугундера Созинова внучка Озая, когда тот вознамерился повторить фокус с кометой на Царстве Земли.
Видеоигры[править]
- World of Tanks — медаль Колобанова, условия получения которой вынесены в эпиграф
- Здесь данный троп всегда играется одновременно с противотропом, ведь и союзники, и противники награждённого медалью — вполне себе реальные люди, для одной половины из которых он — противник, попадающий под троп «Одного пропустили», а для другой — союзник, попадающий под «Последний выживший».
- Alien Shooter — после расчистки заброшенной лаборатории от пришельцев, в конце нам демонстрируют кастцену с одним выжившим пришельцем.
- Heroes of Might & Magic IV — здесь нечто близкое к тропу заложено в механике игры. По умолчанию для победы над определенным «флагом» нужно взять все города и сразить все войска. Пока остается хоть один маленький отряд, победа не засчитывается, а найти его, особенно на большой карте, бывает непросто. Впрочем, можно заложить условия, при которых победа засчитывается, если вы в течение трех дней удерживали все города противника. А еще мелкие отряды недобитков не блещут ИИ и часто сталкиваются с крупными нейтральными армиями. С предсказуемым результатом.
- Metro Last Light — Казалось бы, после ударов ракетами по улью черных их в живых вообще не должно было остаться, но ВНЕЗАПНО оказывается, что выжил один маленький черный, вокруг которого и развивается весь остальной сюжет игры.
Настольные игры[править]
- Warhammer 40000 — из-за особенностей размножения орков их невероятно сложно извести на планетах, куда они хоть раз высаживались.
- Героическая инверсия с Риланором, последним лоялистом из Детей Императора. В небоеспособном состоянии он пережил зачистку на Истваане-3 и остался ждать — сколько нужно, хоть тысячу лет, хоть десять тысяч. А о его финале лучше всего расскажет вот эта фанатская песня.
Комиксы[править]
- В одном из комиксов франшизы Serenity на корабль проник Джубал Эрли. Он быстро и успешно вырубил весь экипаж, а вот про милашку-механика Кейли как-то забыл. От неё и отхватил трубным ключом.
Аниме и манга[править]
- Shiki — в финале всеобщими усилиями деревню удалось очистить от шики, но девочку-вампиршу Сунако спас в последний момент монах-писатель Сэйшин, убив человека. А с учётом того, что Сэйшин сам стал шики-оборотнем, получается, пропустили не одного, а двоих вампиров.
Музыка[править]
- Король и Шут, «Мёртвый Анархист» (см. эпиграф). С фитильком, так как восставшие мертвецы хоть и устроили знатный беспредел, но никого не убили и не покалечили — во всяком случае, в тексте говорится только об имущественном погроме и перепуганных крестьянах.
Реальная жизнь[править]
- Знаменитый французский пират Франсуа Олонэ однажды сел на мель вместе со всей командой. На берегу их уже поджидали гостеприимные испанцы, жаждавшие сторицей воздать Олонэ за всё хорошее. Тела убитых пиратов свалили в кучу, причем Олонэ для верности потыкали пикой в ногу. Едва торжествующие испанцы удалились, как Олонэ слез с горы мёртвых тел и, прихрамывая, скрылся в джунглях. Вскоре ему удалось захватить новый корабль, и уж тогда-то испанцы горько пожалели о своей оплошности, поскольку Олонэ, и прежде не отличавшийся добротой, после этого случая превратился в полного отморозка.
- Амурао Коразон единственная выжила в резне, учинённой Ричардом Спеком. Для своего спасения всего лишь заползла под кровать, впрочем, как и остальные связанные Спеком девушки. Подонок спокойно вытащил их одну за другой и безжалостно зарезал, а Амурао забыл — обсчитался. И это притом, что её он захватил первой! В итоге сгнил в тюрьме. Предельно неприятный асоциальный тип, chaotic evil. По всему его за этот подвиг должны были «поджарить» — все поданные апелляции были отклонены и стул уже ждал своего клиента. Вполне заслуженно и вряд ли даже он сам всерьез рассчитывал на долгую жизнь… Внезапно, противники смертной казни в очередной раз сильно возбудились и, в итоге, этот замечательный человек был оставлен жить. Правда, он получил срок в 1200 лет, но многие саживались на электрический стул, соорудив 1 (один) труп в пьяной потасовке, а не перенасиловав и вырезав женское общежитие в (почти) полном составе.
- Ляля Фарзеева единственная выжила в массовом убийстве в здании Управления специальной связи по Республике Татарстан 26 апреля 1992 г., совершенном бывшим сотрудником Управления Андреем Шпагоновым, 1969 г.р., с целью ограбления (67 пистолетов Макарова и 753 патрона) и избавления от свидетелей. Была ранена, чудом выжила, написала своей кровью на полу имя убийцы, что и помогло его вычислить. Итог преступления — 9 убитых и 1 раненая, приговор — расстрел (приведен в исполнение 13 декабря 1995 г., незадолго до принятия моратория).
- В конце Второй мировой войны лидеры Третьего Рейха поспешили уничтожили протоколы Ванзейской конференции 1942 г., на которой обсуждались технические тонкости геноцида евреев. Одна уцелевшая копия все-таки была найдена в архиве МИДа — ее владелец, Мартин Лютер, был в 1943 г. посажен в концлагерь за попытку копать под Риббентропа.
- Если не допить до конца курс антибиотиков, то недобитые бактерии снова размножатся, но уже с высокой вероятностью будут иметь устойчивость к антибиотику.
- Мария Байда, медсестра, Герой Советского Союза. Когда в ходе битвы за Севастополь её разведрота попала в окружение, девушка поползла во вражеский окоп, чтобы раздобыть там трофейное оружие, но была контужена гранатой. За время её отключки немцы успели зайти в тыл к разведчикам и взять их в плен. Про лежащую с пробитой головой медсестру никто и не вспомнил, о чём фашистам пришлось горько пожалеть: она не только вернулась, но и перебила 19 немецких солдат (последних четырёх забила насмерть прикладом — патроны у неё кончились…), освободила из плена сослуживцев и перевела их через минное поле.