Сверхвыразительная предсмертная агония
Перейти к навигации
Перейти к поиску
…Еще бился в агонии майор. Раненный в грудь, он задыхался, харкал кровью и, разумеется, нещадно ругался.
— Луи Буссенар, «Капитан Сорвиголова»
Итак, персонаж умирает, и зритель должен или заплакать, или поддержать сценаристов — так этому гаду! Режиссёр решает сделать момент запоминающимся — пусть подёргается перед смертью. Однако в процессе умирания герой или едва не отплясывает конвульсиями жёсткий танец живота, или слишком истошно и долго орёт, или его лицо при попадании пули в лоб выражает весь спектр эмоций — создатели переборщили с эффектами смерти и пафосом, и получилось не страшно и грустно, а почему-то смешно или трешово.
Троп в большинстве случаев является подтропом Коронной смерти, Бафоса и Получается смешно, однако отличается от первого тем, что там это прописано сценарием, а здесь получилось ненамеренно (кроме, естественно, случаев пародии).
Признаки и виды[править]
- Пулемётный танец — в персонажа попадают из дистанционного оружия (чаще всего в спину), и далее, чаще всего в слоу-мо, он начинает давать круги и делать нечто похожее то ли на танец, то ли на очень жёсткий приступ радикулита. Педаль в пол давят случаи, если в персонажа палят со всех стволов и решетят пулями.
- Предсмертный мостик — падая после смертельного ранения (или чаще всего от броска), персонаж картинно выгнется мостом, опционально приподнявшись перед этим и посмотрев с гневом и отчаянием на убившего.
- Угорь на сковородке — это когда в предсмертный мостик добавляют пулемётный танец. Персонаж выгибается, катается по полу, опционально орёт — но пока в него не прекратят стрелять, не угомонится. Режиссёрам на заметку — если прибавить и удар током, можно сделать ещё вычурнее.
- Пуля в лоб с эмоциями — персонаж получает хэдшот строго посередине лба. Перед тем, как упасть, он успеет недоумённо посмотреть на стрелявшего, пару раз удивиться такому повороту событий.
- Более толковые режиссёры используют попадание в сердце. Персонаж посмотрит на рану вопросительно, а потом умирает.
- Как раз тот случай, когда реальность нереалистична. Человек может выжить и с половиной головного мозга, остаться в здравом уме после лоботомии (гуглите книгу «Моя лоботомия»), а также ещё несколько секунд после отрубания головы реагировать на происходящее (моргать, следить за движениями и т. п.). Так что, несмотря на кажущуюся абсурдность — ситуация имеет право на жизнь. Другой момент, что длятся все подобные состояния очень непродолжительное время, возникают крайне редко и очень многое зависит от конкретных обстоятельств (хедшот может быть типа «стрелой в глаз» от которого даже в Средние века могли выжить, пусть и редко, так и выше упомянутый пулевой промеж глаз, с соответствующим гуро из мозгов), а персонаж, закатывающий речь на пол-часа со стрелой в голове действительно выглядит крайне глупо.
- Тот же Кутузов выжил и выздоровел, получив сквозное пулевое в голову.
- Как раз тот случай, когда реальность нереалистична. Человек может выжить и с половиной головного мозга, остаться в здравом уме после лоботомии (гуглите книгу «Моя лоботомия»), а также ещё несколько секунд после отрубания головы реагировать на происходящее (моргать, следить за движениями и т. п.). Так что, несмотря на кажущуюся абсурдность — ситуация имеет право на жизнь. Другой момент, что длятся все подобные состояния очень непродолжительное время, возникают крайне редко и очень многое зависит от конкретных обстоятельств (хедшот может быть типа «стрелой в глаз» от которого даже в Средние века могли выжить, пусть и редко, так и выше упомянутый пулевой промеж глаз, с соответствующим гуро из мозгов), а персонаж, закатывающий речь на пол-часа со стрелой в голове действительно выглядит крайне глупо.
- Более толковые режиссёры используют попадание в сердце. Персонаж посмотрит на рану вопросительно, а потом умирает.
- ААААААААА!!!! — да, когда люди умирают, они могут и кричать. Но если с этим переборщить в кино, будет скорее смешно, чем нет. И да, Крик Вильгельма нас уже задрал!
- Картинный приступ — персонажу плохо, и он хватается за сердце. Но если актёр переиграет в этой сцене, то зритель скажет «да помри ты уже скорее».
- Фетиш — смерть на экране тем красивее, чем красивее тот, кто ею умирает. Киношники ещё с давних пор подметили позы, в которых умирающие женщины смотрятся лучше всего. Женщин традиционно убивают выстрелом в живот, дабы всячески её наклонять с учётом фигуры и зоны декольте. В малобюджетках и трешаках режиссёры продавливают педаль в пол, превращая убийство женщины в почти эротическую сцену (а иногда и не почти — в интернете немало сайтов и студий, лепящих псевдо-снафф, завязанный именно на «эротику» женской смерти).
- Бесконечный запас крови — а ещё можно затопить все вокруг морем крови. Хотя, как знать, реальность нереалистична…
Примеры[править]
Театр[править]
- Постановка «Отелло» в Королевской опере, режиссёр Кит Уорнер (с Йонасом Кауфманом в главной партии). Вообще-то сцена самоубийства Отелло должна вызывать ужас, сопереживание и катарсис, а не нервное хи-хи. Но когда оный Отелло ползёт по сцене, заливая натурально реками крови всю обстановку (как назло, белую), получается именно оно.
- Расхожая театральная байка, как актеру дали роль краснорубашечника. Вот он и решил не то отомстить, не то оторваться. «…спустя N минут слышен крик режиссера „Да пристрелите уже его кто-нибудь!“»
- Современный «Гамлет» с
ШерлокомКамбербэтчем. Беня по ходу пьесы сгрыз весь наличный реквизит, и сделал это весьма органично и натурально (депрессивные невротики ведут себя ещё и не так), но в сцене смерти (отравление же!) ему приспичило изобразить конвульсии. Впрочем, в постановке и кроме него ляпов хватало: на фонетолерантногоинклюзивного Лаэрта (с мимикой кирпича) Гамлет, бодро дрыгающий ножками, даже как-то теряется.
Кино[править]
- 90 % китайской экшн-продукции. Любой герой или злодей, получив пачку смертельных люлей, умирает или в духе тропа, или перед смертью проговорив достаточно длинный монолог (а то и поучаствовав в обстоятельном диалоге). Не иначе! Впрочем, ничего не мешает комбинировать эти два.
- Боевики-стрелялки от Джона Ву и его коллег подходят под третий и четвёртый пункты. Особенно третий.
- «Доспехи бога 2» — внутримировая пародия: Джеки Чан исполняет сабж перед бедуинами-работорговцами, чтобы они поверили, что его ужалил скорпион. Причём исполняет и на бис, когда бедуин, искренне недоумевающий, что ж это за скорпион такой ядрёный попался, решает на всякий случай осмотреть «труп».
- 90 % индийской продукции — китайцы отдыхают! Надо отдать должное, индусы иногда понимают, что непреднамеренно создавали троп и теперь часто пародируют его.
- «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», третья новелла: пародия. Балбес уверен, что получил шпагой (спортивной, но без защитной «пуговки» на острие) в грудь и истекает кровью. По такому случаю он успевает и ужаснуться, и «примириться с судьбой», и трагически укорить своего «убийцу»… Но нет, ложная тревога.
- Матрица: Революция — бафосная сцена смерти Тринити. Бедная девушка произносит ооооооочень длинный и проникновенный предсмертный монолог, нимало не смущаясь торчащими в груди и животе железками толщиной с руку.
- «Властелин Колец» — инверсия: сэр Кристофер Ли отговорил Питера Джексона, как минимум, от выразительного предсмертного вопля своего персонажа (а сцена, так или иначе, появилась только в расширенной версии). «Заколотые таким образом не орут. Вы просто не знаете, как это выглядит, когда кого-то исподтишка закалывают. А я знаю». (К. Ли, который во Вторую мировую, по всей видимости, был британским коммандо).
- «Джентльмены»: разборка с мафией — классический пример разновидности «пуля в лоб с эмоциями». Гай Ричи что-то полюбил к старости медидативное насилие…
- «Голый пистолет» и «Заряжённое оружие» — пародия на троп.
- Худшая смерть в истории кино. Турецкий трэш-боевик «Каратистка» (Kareteci Kiz, 1973). Режиссёру, видимо, казалось, что это очень драматично.
- На самом деле в фильме (здесь можно полный увидеть) все происходит гораздо быстрее и без всяких криков. Это пародисты добавили и вопли, и слоу-мо. Но вышесказанного это не отменяет.
- Самвел Гаспаров любил убивать красиво в своих истернах. Но иногда получался перебор и потому сабж, например в «Забудьте слово „смерть“» и «Шестой»
- «Рафферти» — смерть ключевого героя в конце, да ещё и под музыку. Впрочем, лучше один раз увидеть.
- «Винт» (1993) — бафос-нежданчик. Когда бородач вскочил на бильярдный стол и начал орать в истерике и направлять на всех пистолет — криминальный авторитет в него выстрелил и попал прямо в лоб над глазом. И… вместо того чтобы упасть «сломанной куклой», бородач сначала застывает как будто в задумчивости, затем слишком уж картинно скатывается с бильярдного стола на пол, а на полу «типа делает последние движения в агонии», но это выглядит так, будто он норовит устроиться пофигобнее!
- «Баллада Бастера Скрагса»: почти все смерти в фильме — моментальные. Все, кроме собственно Бастера Скрагса. Тот успевает понять, что что-то не так, снять и осмотреть шляпу, посмотреть в зеркало и только потом понять, что он вообще-то уже мертв. Причем все вышеперечисленное явно сделано намеренно.
- «Пепел и алмаз» — смерть Мачека на свалке.
Телесериалы[править]
- ВСЕ мыльные оперы. Если мы видим старичка, будьте уверены — он не раз за сериал схватится за сердце и где то на 10-м приступе окончательно умрёт. То же самое, если персонаж болен смертельной болезнью или астмой. В первом случае приступы не будут похожи на реальные.
- Тех, кого отравили, умрут не менее выразительно.
- «Игра престолов», конечно же. Но здесь надо отдать создателям должное — они постарались сделать смерти как можно реалистичнее.
- «Бандитский Петербург» — невзирая на упор в реалистичность, некоторые смерти могут попасть под троп.
- «Снайперы: Любовь под прицелом» — Алекс убивает Гюнтера, прострелив ему голову, но тот умудряется посмотреть на него и тихо сказать перед смертью: «Шайзе».
Телевидение[править]
- «Сам себе режиссёр» — случайным людям с улицы предлагали сняться в эпизоде нового фильма. Нужно было «встретить грудью вражью пулю и красиво умереть». Разумеется, получался сабж.
- В одной из передач актёр и юморист Роман Карцев рассказывал, что его выгнали из какого-то театра за то, что никак не мог «умереть», когда его персонажа в сценке убивали, бесконечно шатаясь от постановочных (а затем и настоящих) ударов.
- Comedy Club — нещадно высмеяно в скетче про Пабло Коксобара. Означенный наркобарон в исполнении Карибидиса трясется, как на массажном кресле, кайфует и попутно закидывается кокаином, пока доведённое до ручки население толпой расстреливает его в упор.
- «Волшебный мир кино, или Синема»: в одном из выпусков, команды получили задание — изобразить смерть от отравления. Никто не «умер» просто так, все агонизировали.
Мультфильмы[править]
- «Шрек третий» — пародия: король Гарольд умер далеко не с первой попытки.
- «Мегамозг» — Прислужник в финале пародирует пародию из примера выше. На что Мегамозг со словами «Артист, тоже мне!» зашвыривает приятеля в фонтан, где тот мгновенно «воскресает».
- Регулярно встречается в короткометражных мультфильмах 1940-х — 1950-х годов («Том и Джерри», мультфильмы Текса Эйвери).
- «Том и Джерри: Уделали кота» (Kitty Foiled) — мыш Джерри затроллил Тома, создав у того впечатление, что его (кота) жизнь оборвана пулей. Пародия на троп: кот успевает и поподбрасывать монетку (как Ринальдо из фильма 1930-х Scarface делал перед смертью), и покорчиться, и пострадать (у него фантомные «психологические» боли, он же всерьёз верит, что застрелен!), и посмотреться в зеркало (и ему померещилась там собственная могила!), и наконец, красиво рухнуть. Последнее показалось и Джерри, и кенару Куку настолько убедительным, что они не шутя поверили, что Том с перепугу словил инфаркт, и принялись ликовать около «трупа»… преждевременно.
Манга и аниме[править]
- Hokuto no Ken — сознательный бафос во время смерти многих головорезов. Так-то их гибель то ещё топливо ночного кошмара…
Видеоигры[править]
- Рэгдолл, просто рэгдолл. А уж если он ещё и заглючит…
- Мортал Комбат — преднамеренно: тут и дёрганья на штырях Бараки, и громкие крики рандомных наборов букв, и весёлые побегушки горящего тела по арене, и его раздувалово и перекрючево с последующим взрывом — и довершается это всё смертью Шао Кана вместе с разрушением его башни. Что характерно, во второй части анимация обезглавленного Лю Канга выглядит чутка трагичнее остальных.
- Теккен — начиная с первого Таг Турнамента, персонажи после поражения делают «мостик» от боли. Вряд ли они от этого умирают, потому данный случай — субверсия.
- Doom Troopers — монстры с мечом. Если убить на земле, будет блевать кровью, но если в воздухе — будет извиваться мостиком по земле, разбрасывая кишки во все стороны и постоянно орать. Финальный босс, будучи обезглавленным, помирает не сразу, долго махая руками.
- Dead Space — из-за продолжительной агонии большинства противников не всегда ясно, они уже мертвы или нужно вогнать еще парочку контрольных.
- LISA: the Painful — спародированно. Иногда противники перед смертью что-то говорят. Один из них — сам по себе непримечательный, кроме того, что маскируется под куст — выдаёт аж целую поэму!
- The Sims — смерти персонажей, особенно от голода или смеха (!).
- League of Legends - в русской озвучке охотница Вэйн стонет словно словила несколько оргазмов разом.
- Assassin's Creed — то ли пародия, то ли ещё что-то — непонятно. Каждая из «целей» (важных персонажей, которых нужно убивать) после удара кинжалом (скрытым клинком) в шею произносит длинную тираду, а иногда и диалог с главным героем!
Реальная жизнь[править]
- Маска Гиппократа — описание симптомов агонии: бледнеет кожа, заостряется нос, мутнеют глаза, отвисает челюсть. Все это происходит довольно быстро.
- В реальной жизни агония не повод для смеха, а вполне себе топливо ночного кошмара. Когда человек умирает от хэдшота, его голову с обратной стороны разносит в куски, и он умирает мгновенно, безо всяких недоумений, от выстрела из калаша человек чаще всего просто падает. В предсмертной агонии изо рта идёт пена, а также отходят все продукты жизнедеятельности; крик человека перед смертью действительно страшен и зачастую сдавлен, а отравившийся блюёт как из брандспойта. Цвет кожи человека меняется на «некрасивый», а кровь фонтанирует не так, как в боевиках, а криво и «по рандому». И только приступы из сериалов более-менее похожи на себя. Если не верите — гуглите, только не перед сном.
- Насмотревшись на страдающих от адской боли и хватающихся за сердце жертв инфаркта в кино, люди могут запросто не придать значения симптомам настоящего инфаркта. В реальности он может быть не особо-то и болезненным, но от этого не менее смертоносным. На всякий случай запомните: резкая внезапная тошнота и столь же внезапные острые позывы «по большому» тоже могут указывать на инфаркт, а не на проблемы с желудком.
- То же относится и к утоплению — картинно барахтаться, махать руками настоящий утопающий зачастую уже не в состоянии. Тем более он не может орать (какие уж там крики, когда дышать не получается?), и уходит под воду молча и очень быстро. Множество случаев утоплений детей при купании происходит буквально на глазах у родителей, которые не придают значения происходящему. Будьте бдительны.
- Теоретически еще возможен вариант, когда не умеющий плавать внезапно для себя оказался на глубине "чуть выше головы". Тогда возможны панические прыжки на месте (с автором правки было два раза в детско-подростковом возрасте - один раз в речке, другой - в бассейне).
- То же относится и к утоплению — картинно барахтаться, махать руками настоящий утопающий зачастую уже не в состоянии. Тем более он не может орать (какие уж там крики, когда дышать не получается?), и уходит под воду молча и очень быстро. Множество случаев утоплений детей при купании происходит буквально на глазах у родителей, которые не придают значения происходящему. Будьте бдительны.
- Столбняк — судороги, вплоть до аутопереломов костей, удушье (из-за тех же мышечных спазмов), знаменитая сардоническая улыбка… Жуть. Но с прикрученным фитильком, так как при современной медицине можно остаться живым и психически здоровым.
- Правда, это будет дорого и мучительно. А может и не повезти. Лучше вовремя сделать прививку - благо, взрослому от столбняка надо прививаться раз в десять лет.