Униформизм
Униформизм — есть мнение, согласно которому, силы, воздействующие на Вселенную, сейчас такие же, как и в любой момент в прошлом. Это представление было предложено геологом Чарльзом Лайелем и оказало большое влияние на главного жреца эволюции Чарльза Дарвина. Сие мнение стало принципом науки о происхождении.
Хотя униформизм был геологической догмой со времён Лайеля, за последние полвека произошёл заметный отход от униформизма. Эта точка зрения никоим образом не противоречит возникновению событий, вызывающих значительные изменения, точно так же, как подбрасывание мяча в воздух не противоречит понятию гравитации. Например, широко распространённое мнение о том, что вымирание динозавров было результатом столкновения астероида с Землёй, полностью соответствует униформизму.
Вероятность такого объяснения была подтверждена наблюдением за тем, как комета Шумейкера-Леви в 1994 году врезалась в планету Юпитер. Это событие оставило на Юпитере огромные следы, которые могли увидеть астрономы-любители с помощью телескопов, установленных на заднем дворе. Это также было подтверждено недавним открытием, что большое количество астероидов на удивление близко подходят к Земле.
Униформист — это тот, кто верит в принципы или в любое количество аспектов и/или предположений философии униформизма.
Исторический экскурс[править]
Униформизм является важным элементом современной геологии, поскольку его практикуют эволюционисты и он включает в себя идею глубокого времени и древней Земли. Менее известна его важность как элемента астрономии, поскольку он также предполагает глубокое время и даже бесконечно глубокое время для всей Вселенной. Униформитаризм основан на философии натурализма и был пропагандирован в книге Джеймса Хаттона "Теория Земли", а позже расширен Чарльзом Лайеллом в его трехтомной серии "Принципы геологии", впервые опубликованной в 1830-1833 годах. Чарльз Дарвин взял книги Лайелла на борт корабля HMS Beagle. Во время этого путешествия работы Лайеля повлияли на представления Дарвина о медленных биологических изменениях, известных как градуализм.
Интерпретация геологических слоев является центральным пунктом дебатов между лагерями сторонников сотворения мира и эволюции. Креационисты считают, что летопись окаменелостей отражает относительное время гибели организмов во время всемирного потопа, в то время как эволюционисты считают, что она описывает сотни миллионов лет эволюции на Земле. Библейский потоп на самом деле был давней интерпретацией геологических образований, пока такие геологи, как Чарльз Лайелл, не начали утверждать, что земля формировалась медленными и постепенными силами, действующими в огромных временных масштабах.
Слово «униформизм» определяется Глоссарием по геологии как
фундаментальный принцип или доктрина, согласно которой геологические процессы и законы природы, действующие в настоящее время и изменяющие земную кору, действовали таким же образом и с такой же интенсивностью на протяжении всего геологического времени и что геологические события прошлого могут быть объяснены явлениями и силами, наблюдаемыми сегодня.
Алсо[править]
Униформизм утверждает, что законы природы вечны и неизменны. Системы геологических факторов также неизменны во времени. Допустим, у нас есть пласт земной коры остаточной породы толщиной в один метр. Какова скорость образования отложений при формировании этого пласта? Все замеры происходили в Неаполитанском заливе: земной пласт увеличился за год на 1,5 мм. Делим размер на 1,5 мм – получился возраст метрового пласта земной коры. Но вот в чем сложность. Во-первых, кто сказал, что законы были всегда одними и теми же? Эта просто вера, и вера, основанная на том, что Бог не может менять Своих слов. Творение завершено, но Бог может менять скорость процесса. Во-вторых, кто сказал, что скорость процесса должна быть та же? Откуда у нас такая информация? Вспомним, что все наши знания о прошлом – это анализ свидетельских показаний..
Униформизм противоречит данным свидетельским показаниям, свидетели говорят о ряде катастроф – не об одной катастрофе, замечу. Если мы возьмем свидетельские показания того же Платона, то у него есть рассказ об Атлантиде, в котором рассказывается, что было несколько потопов. Один глобальный, другие поменьше. Значит, возможно, были катастрофы нескольких уровней. Есть описание чудовищных пожаров, есть описание страшной космической ночи, есть описание кипящих морей. Все эти катастрофы описывались как глобальные. И древние народы отличали глобальные стихийные катастрофы от локальных событий. Например, во времена императора Тания был страшный разлив реки Хуанхэ, который унес более 1,5 миллионов человек в Китае, но об этом наводнении практически не сохранилось никаких легенд. При этом рассказывалось о страшном потопе времен императора Гао Ян (XV век до Рождества Христова), когда волна океана поднялась на три километра вверх, перехлынула через горы, залив, Китай. Вот это китайцы запомнили.
Эволюционисты определили направление движение потока, но оказалось, что огромный селевой поток шириной 4000 километров шел со стороны Гренландии. Передвижение ледниковых валунов, которые были принесены за десятки километров, по объяснению Людвига Агассиса, было связано с тем, что ледник может эти валуны сдвигать. Но на самом деле ледник может сдвигать валуны, если движется под наклоном, в другом случае камень под напором льда просто проваливается в первую же ложбинку. Камень не может быть заброшен на вершину горы или холма.
Есть так называемые морены (скопление обломков горных пород, переносимых или отложенных ледниками), например одна из них проходит в районе Москвы. Возле Москвы находятся валуны, состав которых близок к Карельским. Медленно движущийся ледник никогда не протащит валуны впереди себя, так как сила тяжести будет заставлять их падать внутрь ледника. А вот мореные линии оставляет цунами. На Суматре после недавнего цунами были оставлены такие же точно моренные линии. Цунами закидывает огромные камни далеко вглубь материка.
Утверждение, что все процессы проходят с одинаковой скоростью, не выдерживает никакой критики. Например, процесс диоксинового распада считался вечным. Однако обнаружено, что кобальт распадается с непостоянной скоростью. В течение долгого времени было общепринятым, что период распада постоянен и не от чего не зависит. Он действительно не зависит ни от окружающей среды, ни от давления, но зато, как выяснилось, он зависит от облучения быстрыми нейтронами. Это означает, что взрыв новой звезды недалеко от Земли, может изменить скорость радиоактивного распада. Когда ученые говорят, что возраст такого-то камня сколько-то миллионов лет, потому что в нем найдено такое-то количество свинца и такое-то количество урана, нужно подумать, имеем ли мы возможность строить рассуждения подобным образом.
Аргументация[править]
Пруфы за униформизм[править]
Вера[править]
Униформизм легко принимается как доктрина веры, слепое предположение. Он не основан на доказательствах.
Пруфы против униформизма[править]
Большинство свидетельств в этой категории представляют собой записи о том, где униформизм противоречит сам себе. Например, если два униформистских измерения "возраста" противоречат друг другу, то униформитаризм противоречит сам себе и фальсифицирован. Поскольку эти ссылки, как правило, касаются возраста, доказательства очень похожи на свидетельства о молодой земле. Но приведенные здесь доказательства не являются строгой рекламой молодой земли. Она сосредоточена на противоречиях и других свидетельствах против униформизма.
Земля[править]
Распад магнитных полей Если мы верим в униформистскую доктрину, то мы должны верить в то, что ослабление магнитного поля Земли — это процесс, который продолжался с одинаковой скоростью на протяжении всего прошлого. Согласно этой скорости ослабления, магнитное поле Земли было бы неоправданно сильным всего 10 000 лет назад. Униформизм говорит нам, что Земле примерно 10 000 лет.
Приток радиоуглерода в систему Земли[править]
Если мы верим в униформистскую доктрину веры, то мы должны верить в то, что скорость накопления радиоуглерода в земной системе была постоянной на протяжении всего времени, как это наблюдается в наши дни. Поскольку количество радиоуглерода в земной системе заметно увеличивается, мы можем использовать эту скорость для измерения униформистского возраста Земли. Примерно 10 000 лет назад в атмосфере не было бы радиоактивного углерода, если бы он рассчитывался по этой постоянной скорости, указывающей на то, что возраст Земли составляет примерно 10 000 лет.
Приток метеоритной пыли из космоса[править]
Если мы верим в униформистскую доктрину веры, то мы должны верить, что скорость накопления метеоритной пыли из космоса была постоянной с течением времени, как это наблюдается сегодня. По мере накопления пыли мы можем измерить ее глубину относительно предполагаемой постоянной скорости осаждения и рассчитать униформитаристский возраст Земли. На самом деле этот возраст слишком мал, чтобы его можно было даже рассчитать. Эта униформитарная эпоха намного меньше, чем другие, ставит униформизм в противоречие с самим собой.
Вселенная[править]
Энцелад[править]
Униформитаризм не соответствует физическим свойствам Энцелада, который находится на Земле. Было замечено, что Луна выбрасывает в космос большие струи воды с предполагаемой энергией в 5,8 гигаватта. При такой постоянной скорости Луна не может быть такой старой, как утверждают униформисты, потому что она затвердела бы примерно за 30 миллионов лет. Если верить униформитаризму, то возраст Энцелада не может быть старше 30 миллионов лет.
Выводы[править]
Униформизм в настоящее время сводится к двум первым предпосылкам Лайеля — единообразию закона и процесса. И их придерживаются все практикующие учёные, как креационисты, так и эволюционисты. Однако в целом, как утверждают Бейтс и Джексон выше, геологи-эволюционисты по-прежнему склонны отдавать предпочтение градуализму, допуская лишь случайные и редкие катастрофы, которые могут охватывать весь земной шар, но вряд ли будут охватывать его полностью. С другой стороны, креационистские геологи склонны искать естественные катастрофические объяснения большей части геологической летописи, согласующиеся с глобальным катаклизмом, известным как Всемирный Потоп.
Мнения[править]
Градуализм Лайеля действовал как шоры, направляя гипотезы в одно русло из множества правдоподобных альтернатив. Его ограничивающее влияние было особенно сильным для тех геологов, которые поддавались риторическому приёму Лайеля и считали, что постепенные изменения предпочтительны (или даже необходимы) априори, потому что различные значения однородности являются необходимыми постулатами метода. Снова и снова в истории геологии после Лайеля мы сталкиваемся с разумными гипотезами о катастрофических изменениях, которые отвергаются ложной логикой, в принципе объявляющей их ненаучными.