The Secret of Kells
«Тайна аббатства Келлс» (англ. The Secret of Kells) — первая режиссёрская работа ирландского мультипликатора Томма Мура. В центре сюжета — приключения мальчика-монаха Брендана, а также завершение Келлской книги.
Действующие лица[править]
- Брендан — рыжий мальчик-сирота, воспитывающийся в Келлском монастыре. Живчик и умник, чьему разуму явно тесно в стенах монастыря. Назван, вероятно, в честь святого Брендана Мореплавателя.
- Аббат Келлах — настоятель Келлского монастыря, дядя Брендана по матери. Высокий и худой, как жердь крутой падре с мудрой плешью и рыжей бородищей. Видит свою миссию в защите веры и культуры перед лицом набегов викингов — выражается это в строительстве огромной крепостной стены, которая оградит аббатство от нападений. Однако, увлёкшись этим, уже игнорирует, собственно, веру и культуру, отряжая монахов на строительство в ущерб прочим занятиям — например, работе в скриптории, а предложения просто сняться с места и уйти, оставив викингам грабить голые стены, Келлах считает трусостью. Как следствие, проявляет себя как благородный козёл, а по отношению к Брендану — отец с поводком. В ходе атаки на монастырь словил
маслинустрелу, но поправился, дожил до преклонных лет и успел встретиться с Бренданом, дописавшим Книгу и вернувшимся в Келлс. - Брат Эйдан — милый старичок, монах-иллюстратор, бежавший с острова Айона и спасший Книгу. Сразу сдруживается с Бренданом, учит его рисовать и, как может, защищает от келлахова деспотизма. При нём приживается кавайный белый котик Пангур-Бан.
- Эшлинг — не такая уж плохая фейри, хозяйка леса, окружающего Келлс. Предстаёт в облике симпатичной бровастенькой девчушки-попрыгушки чуть помладше Брендана с белыми волосами и изумрудными глазами, чем-то смахивающей на Цириллу, либо в облике белой волчицы.
- Брат Танг — насельник монастыря, келейник Келлаха. Престарелый азиат крохотного росточка. Пережил осаду и оставался с Келлахом до самого конца.
- Брат Леонардо — насельник монастыря. Заполошный и невнимательный комический толстяк. То ли немой, то ли ходит под обетом молчания, то ли просто скуп на слова. Родом, по всей вероятности, откуда-то из Средиземноморья. Судя по всему, погиб при осаде.
- Брат Сергий — насельник монастыря, работает в скриптории. Седобородый дед с бородищей до пупа и землисто-серым лицом, судя по имени, грек или южный славянин. Судя по всему, погиб при осаде.
- Брат Оссо — насельник монастыря. Негр громадного роста и поперёк себя шире. Сплетничает о Книге, Айоне и мастерстве брата Эйдана. Судя по всему, погиб при осаде.
- Прочие монахи и жители окрестных деревень. Те, что скрывались от викингов в церкви, погибли при осаде, те, что прятались в донжоне — выжили.
- Викинги — враги в рогатых шлемах классические, по ГОСТу. Изображены даже не как люди, а как какие-то назгулы: беспросветно-чёрные, словно вырезанные из красочного фона силуэты с багровыми глазами. На языке героев знают буквально одно слово: «Золото!»
- Кром Круах — демон в обличье преогромного змея. Живёт в залитом тьмой каменном лабиринте. Некогда убил мать Эшлинг. По одной из обмолвок, викинги ему поклоняются — или монахи думают, будто поклоняются.
- Святой Колумба — посмертный персонаж. Айонский монах, начавший Книгу, судя по лисьей улыбочке, с которой появляется во флэшбэках — пастырь добрый и хитрый. Некогда победил Кром Круаха и вырвал у него хрустальный глаз, благодаря которому стало возможным нарисовать иллюстрации к книге.
Сюжет[править]
На дворе VIII век. Брендан растёт в аббатстве Келлс, выполняя обязанности прислуги за всё — так, на начало мультфильма мы застаём его в погоне за гусем, чтобы вырвать у того несколько перьев для скриптория. Келлах запрещает племяннику покидать аббатство — ведь на Ирландию регулярно нападают викинги. Монахи рассказывают мальчику предание об острове Айона и о монастыре, основанном святым Колумбой, где ведётся работа над книгой настолько прекрасной, что от вида её страниц слепнут недостойные.
Однажды в Келлс приезжает монах-иллюстратор брат Эйдан, сбежавший с разграбленной викингами Айоны, и привозит с собой ту самую Книгу. Разглядев в Брендане талант, Эйдан привлекает его помогать себе в скриптории. Однажды он посылает мальчика в лес за чернильными орешками, растущими на дубе… но Брендан столько лет провёл в монастыре, что даже не знает, как выглядит дуб! В лесу он чуть не попадается на зуб волкам, но их отгоняет Эшлинг. Поначалу фея посматривает на человека свысока (даром что он на голову выше) и требует как можно скорее проваливать из её леса, но, путешествуя вместе по чаще и добывая орешки, они привязываются друг к дружке, и на прощание Эшлинг разрешает Брендану приходить, когда захочется.
Айдан изготавливает краски и начинает учить Брендана рисовать. Видя его успехи, он признаётся, что завершить Книгу придётся Брендану — сам Айдан уже стар, его глаз и рука не такие, как прежде. Но при всём таланте Брендана, для понимания всей красоты завершающего рисунка ему необходим Глаз Колумбы — кристалл, который был у святого (отчего и пошло предание, что у него их три), но при бегстве Айдана из монастыря он был потерян и разбит норманнами. Откуда же Колумба добыл его? Победил Кром Круаха и забрал его хрустальный глаз… и у змея остался ещё один. Брендан смело идёт в пещеру Великого Мрака. Эшлинг отчаянно трусит, но всё-таки помогает ему войти, мальчик вступает в бой с одноглазым змеем, побеждает с помощью материализующихся рисунков и вырывает у него второй глаз-кристалл.
Аббат Келлах очень недоволен вторичным ослушанием Брендана и запирает его под замок. Тем временем к монастырю приближаются викинги, и жители окрестных сёл собираются в монастырских стенах. Пангур идёт в лес и зовёт Эшлинг, которая прилетает в монастырь и при помощи зачарованного ею кота выкрадывает у Келлаха ключ и выпускает Брендана; он продолжает занятия с Айданом в скриптории. Норманны начинают штурм и разбивают ворота, сжигая монастырские строения и убивая всех, кому не удалось спрятаться в донжоне. Келлах тяжело ранен, Айдану с Бренданом удаётся бежать под завесой дыма из химикалий, из которых они готовили краски. В лесу они натыкаются на норманнов, предводитель которых срывает с Книги золотой оклад, но появляются волки Эшлинг и загрызают вторженцев. Простившись с феей, мальчик и монах отправляются странствовать.
Много лет спустя, схоронив Айдана и отрастив бороду, Брендан возвращается в Келлс. Престарелый Келлах с перепугу принимает его за ангела смерти и вопит, что не готов — но тут юноша откидывает капюшон и протягивает расплакавшемуся от раскаяния дяде дописанную Книгу. Хэппи-энд.
Что тут есть[править]
- Кельты в килтах — собственно, и режиссёр таки да, и мультфильм о них и их истории.
- Библия — в мультфильме эта тема не педалируется, но вообще-то Келлская книга — именно она.
- Бонус для гениев — Пангур-Бан. Это имя героя анонимного стихотворения IX века:
Я и Пангур — два монаха.
Трудимся ночами.
Я наукой занимаюсь,
А мой кот — мышами.
- Визуальная отсылка — больше, чем способна вместить эта статья.
- Жуткий вран — над Келлс постоянно пролетает зловеще каркающее вороньё, причём выполненное в том же стиле, что и викинги — чёрные фигурные провалы на фоне красочного рисунка.
- Любимый дядюшка/Злобный дядюшка — удивительное сочетание обоих тропов. Келлах Брендану, конечно, заменил родителей, искренне о нём заботится и строг (с учётом стоящих на дворе времён) довольно-таки в меру — но в то же время он остаётся твердолобым, зацикленным на своей идее фикс, и начальствует в стиле «я здесь главный, мне всё можно». Впрочем, к концу жизни раскаялся, а Брендан на него зла и так не держал.
- Нечеловеческая пластика — Эшлинг перетекает с места на место, точно ртутная капля, и ползает по стенам, что твой
Ленин ночью в МавзолееПитер Паркер. От этого её образ краем глаза заглядывает в зловещую долину, но только краем — на самом деле она очень добрая и человечная девочка. - Пейзажное порно — ну очень красивый лес!
- Православие — это круто! — то есть, для западного зрителя, конечно, католичество, но мы-то помним, что до Великого Раскола на момент событий фильма остаётся ещё лет триста. Монахи — даже дубоголовый аббат — без раздумий полагают душу свою за пасомых, руководя эвакуацией от напавших викингов. И многих даже спасли, хоть и не всех.
- То ли разрядка смехом, то ли бафос-нежданчик — вообще-то Кром Круах вышел по-настоящему жутким, но людей, заставших нулевые годы в сознательном возрасте, пробивает на хи-хи от того, насколько его извивы напоминают популярную тогда мобильную игру «Змейка», она же «Анаконда». А учитывая, что его мертвенно-голубое сияние на иссиня-чёрном фоне очень смахивает на таковое у персонажей «Трона»…
- Тяжелое детство, деревянные игрушки — Брендан воспитан в постоянных ограничениях: аббатство не покидай, в лес не ходи…
- Язычники плохие — набег викингов сродни стихийному бедствию. И убивают-то они не ради удовольствия или чтобы выжившие не сбегали за подмогой, а словно бы механически, по алгоритму. И от этого становятся только кошмарнее.
- Кром Круах, если задуматься, ещё хуже. Имея глаза, способные зреть такую красоту, он, тем не менее, таится во мраке, что твой Голлум — неужели эта красота и свет его пугают или даже ранят? А если знать, что до крещения Ирландии этому товарищу и человеческие жертвы приносили, то неудивительно, что монахи думают, будто и викинги Крому поклоняются — интерес к резне у них явно общий.