Первая англо-бирманская война
Первая англо-бирманская война (First Anglo-Burmese War, ပထမအင်္ဂလိပ်-မြန်မာစစ်, 5 марта 1824 г. — 24 февраля 1826 г.), также Первая война вторжения в Англию (ပထမအင်္ဂလိပ်ကျူးကျော်စစ်) — колониальная война, длившаяся с 1823 по 1826 годы. Война началась в результате агрессивной экспансионистской политики бирманского короля Баджидо (Багидо) из династии Конбаун и его вторжения в британские владения в Северо-Восточной Индии, губернатором которых был лорд Амхерст. Война велась преимущественно в сухой сезон и приостанавливалась в сезон дождей. Война закончилась сокрушительным поражением Бирмы, вследствие чего англичане захватили большие территории и заставили бирманцев заплатить значительную контрибуцию.
Эта война стала одной из самых дорогостоящих в истории Британской Индии. Погибло 15 000 британских солдат, а также неизвестное число жертв среди бирманских военных и мирных жителей. Высокая стоимость кампании для британцев, составившая от 5 до 13 миллионов фунтов стерлингов (500 миллионов фунтов стерлингов — 1,38 миллиарда фунтов стерлингов по состоянию на 2023 год), способствовала серьёзному экономическому кризису в Британской Индии, который стоил Ост-Индской компании её оставшихся привилегий.
Хотя когда-то Бирманская империя была достаточно сильна, чтобы угрожать интересам Британской Ост-Индской компании (особенно в отношении восточных пограничных регионов Ассам, Манипур и Аракан), теперь она переживала «начало конца» своего статуса независимого государства. На долгие годы вперед ей предстояло нести экономическое бремя расходов на контрибуцию. В конечном итоге британцы, ведя Вторую и Третью англо-бирманские войны против значительно ослабленной Бирмы, к 1885 году взяли под свой контроль всю страну.
Главнокомандующего бирманской армией Маха Бандулу поддерживали 12 лучших дивизий страны, включая одну, находившуюся под его личным командованием. Общая численность войск составляла 10 000 человек и 500 лошадей. В его генеральный штаб входили некоторые из самых титулованных солдат страны, такие как правитель Салая и губернаторы Даньявадди, Вунто и Таунгу. План Бандулы состоял в том, чтобы атаковать британцев с двух фронтов: Читтагонг из Аракана на юго-востоке и Силхет из Качара и Джайнтии на севере. Бандула лично командовал театром Аракана, а Узана командовал театром Качара и Джайнтии.
Причины[править]
Бирманский царь Бодопайя и его сын Баджидо проводили активную политику расширения за счет более мелких государств Ассам, Манипур, Аракан и Качар и в итоге подошли вплотную к британским границам в Индии и вступили в приграничные конфликты. Не зная возможностей европейцев, их вооружения и способов ведения войны, воинственные бирманцы недооценивали ситуацию и легко вступали в военные инциденты с британцами, чреватыми войной.
В 1784 бирманцы вторглись в Аракан, и границы Бирмы подошли вплотную к британской Индии. Жестокость и разрушения в Аракане и угон в рабство тысяч людей привело к восстаниям араканцев и большому количеству беженцев на индийскую территорию. Известен факт перехода в Индию отряда из 10 тысяч араканцев во главе с Нга Тан Де (Nga Than Dè). Для преследования араканцев бирманские войска нередко переходили границы Индии и устраивали карательные экспедиции.
В 1817 бирманцы вторглись в Ассам и захватили его. До 1822 бирманцам удавалось удерживать Ассам без особых эксцессов.
В 1819 бирманцы организовали карательный поход на Манипур по причине того, что местный король не приветствовал должным образом коронацию бирманского короля Баджидо (1819—1837). Страна была разграблена, а местные жители уведены в рабство. После похода на Манипур бирманцы вторглись в следующее королевство Качар, правитель которого попросил убежища у англичан и стал молить о помощи. Следует отметить, что бирманцы вторгались преимущественно в малые, зависимые от англичан, государства, и британское правительство и администрация Ост-Индской компании, которые были более озабочены борьбой с Францией за сферы влияния, мало обращали внимания на эти нападения.
Британцы последние 30 лет старались поддерживать мирные отношения. Губернатор Джон Шоур в 1795 послал капитана Михаэля Саймса в Амарапуру в виде посла. При этом британцы также боролись против французского влияния в этом регионе.
Ход войны[править]
23 сентября 1823 вооружённый отряд бирманцев атаковал остров Шапура около города Читтагонг, убив шесть охранников. Тогда же две бирманских армии из Ассама и Манипура вторглись в Качар, который находился под британским протекторатом. В январе 1824 Качар снова стал объектом бирманских атак. Эта территория была важна для подготовки вторжения в Бенгал.
В начале войны закалённые в боях бирманские войска смогли оттеснить британские войска, поскольку бирманцы, которые сражались в джунглях Манипура и Ассама почти десять лет, были лучше знакомы с местностью, которая представляла собой «серьёзное препятствие на пути европейских сил». Узана уже разбил британские части в Качаре и Джайнтии в январе 1824 года. Британцы отправили подкрепления, но они были в основном нерешительны.
В мае бирманская колонна численностью около 4000 человек под командованием У Са пробилась в Бенгалию, разгромив британские войска в битве при Раму, в 10 милях (16 км) к востоку от Кокс-Базара, 17 мая 1824 года. Затем колонна Са присоединилась к колонне Бандулы в марше, чтобы разбить британские войска в Гадавпалине, и продолжила захват Кокс-Базара. Успех бирманцев вызвал крайнюю панику в Читтагонге и Калькутте. По всей восточной Бенгалии европейское население сформировало силы ополчения. Большая часть экипажей кораблей Ост-Индской компании была высажена для оказания помощи в обороне Калькутты.
Но Бандула, не желая перенапрягать силы, остановил У Са, направлявшегося в Читтагонг. Если бы Бандула двинулся дальше на Читтагонг, который, не зная, был слабо укреплён, он мог бы взять его, и путь на Калькутту открылся бы. Если бы бирманцы смогли угрожать Калькутте, они могли бы добиться более выгодных условий на последующих мирных переговорах.
Вместо того, чтобы сражаться на труднопроходимой местности, британцы перенесли бой на материковую часть Бирмы. 11 мая 1824 года британские военно-морские силы численностью более 10 000 человек (5 000 британских солдат и более 5 000 индийских сипаев) вошли в гавань Янгона (Рангуна), застав бирманцев врасплох. Бирманцы, следуя тактике выжженной земли, оставили пустой город позади и решили укрепить позиции вдоль дуги восток-запад в 10 миль (16 км) за пределами города. Британские войска под командованием генерала Арчибальда Кэмпбелла заняли позиции внутри комплекса пагоды Шведагон, который был укреплен. Британцы начали атаки на бирманские линии и к июлю 1824 года успешно оттеснили бирманцев к Камаюту, в пяти милях (8 км) от Шведагона. Попытки бирманцев вернуть Шведагон в сентябре потерпели неудачу.
Король Багидо приказал почти полностью отступить с западного фронта — Бандуле из Аракана и Бенгалии, а Узане из Ассама, Качара и Джайнтии, чтобы встретиться с британцами в Янгоне. В августе, в разгар сезона муссонов, Бандула и его армия пересекли Араканскую Йому. Перемещение десятков тысяч людей через 3000-футовые горы Аракана или 10 000-футовые хребты Ассама, покрытые густыми лесами с узкими тропами и открытые для нападений тигров и леопардов, было бы затруднительным даже в условиях мягкой погоды. Позже король даровал и Бандуле, и Узане титул Агга Маха Тхенапати (санскрит: Агграмахасенапати), эквивалентный фельдмаршалу, высшему возможному военному званию. Бандула также был назначен губернатором Ситтаунга.
К ноябрю Бандула командовал крупной армией под Янгоном. Численность войск сильно разнится — от 30 000 до 60 000 человек (в основном по британским источникам). Терренс Блэкберн, обсуждая эти цифры, считал, что Кэмпбелл преувеличил численность бирманцев в своих отчётах, подразумевая, что британцам хватило лишь нескольких человек, чтобы победить огромную орду, посланную против них. Согласно бирманским королевским хроникам, численность составляла около 16 000 человек.
Бандула считал, что сможет противостоять хорошо вооруженному британскому отряду численностью 10 000 человек в лобовой атаке. Хотя бирманцы превосходили их численностью, лишь около половины армии были мушкетерами, а остальные были вооружены копьями и мечами. Бирманские пушки стреляли только ядрами, тогда как британские пушки стреляли разрывными снарядами. Без его ведома британцы только что получили первую партию ракет Конгрива, нового оружия, которого бирманцы никогда не видели. Что еще более зловеще для бирманцев, быстрый марш через холмистые районы Ракхайн-Йома и Ассамские хребты истощил их войска.
30 ноября Бандула совершил, как оказалось, самую большую ошибку в своей карьере, приказ о фронтальной атаке на британские позиции. Британцы, обладая превосходящим вооружением, отразили несколько атак бирманцев на форт Шведагон, уничтожая тысячи людей. К 7 декабря британские войска, при поддержке ракетного огня, начали одерживать верх, что помогло им выиграть войну. 15 декабря бирманцы были выбиты из своего последнего оставшегося оплота в Кокине.
В конечном итоге, только 7000 из 16000 бирманских солдат вернулись в королевскую армию. В донесениях Кэмпбелла говорилось, что бирманцы потеряли около 6000 человек за 15-дневное сражение. Остальная часть бирманской армии, большинство из которых были призывниками, бежала и вернулась в свои дома. Британские потери также считались тяжёлыми в пропорциональном отношении: 40 офицеров и 500 других рядовых были убиты или ранены в бою, и гораздо большее число заболело.
Данубью[править]
Бандула отступил на свою тыловую базу в Данубью, небольшом городке недалеко от Янгона, в дельте реки Иравади. Потеряв опытных людей в Янгоне, бирманские войска теперь насчитывали около 10 000 человек разного состава, включая некоторых лучших солдат короля, но также и множество необученных и едва вооружённых новобранцев.
В марте 1825 года четырёхтысячный британский отряд при поддержке флотилии канонерских лодок атаковал Данубью. Первая британская атака провалилась, и Бандула предпринял контратаку, используя пехоту, кавалерию и 17 боевых слонов. Но слоны были остановлены ракетным огнём, а кавалерия не смогла противостоять постоянному британскому артиллерийскому огню
1 апреля британцы начали крупномасштабную атаку, обрушив на город тяжёлые орудия и обрушив град ракет на все участки бирманских позиций. В ходе боев за город бирманский главнокомандующий генерал Бандула был убит бомбой. 25 апреля англичане вошли в Проме и закрепились там на время сезона дождей.
После смерти Бандулы У Са остался командовать оставшимися бирманскими войсками в Аракане, а в августе 1824 года Багидо приказал основным батальонам отступить из Аракана, чтобы встретить британское вторжение в Янгон. Са удерживал Аракан в течение всего 1824 года, в то время как боевые действия были сосредоточены в Янгоне.
После того, как генерал Арчибальд Кэмпбелл окончательно разгромил генерала Бандулу в битве при Янгоне в декабре 1824 года, британцы обратили свои взоры на Аракан. 1 февраля 1825 года силы вторжения численностью 11 000 солдат при поддержке канонерских лодок и вооружённых крейсеров вдоль побережья, а также кавалерийского эскадрона под командованием генерала Моррисона атаковали позиции бирманцев в Аракане. Несмотря на численное превосходство и огнестрельное оружие, британцам пришлось сражаться с поредевшими бирманскими силами почти два месяца, прежде чем они достигли главного бирманского гарнизона в Мраук-У, столице Аракана.
29 марта 1825 года британцы начали наступление на Мраук-У (в то же время Кэмпбелл также начал наступление на позиции Бандулы в битве при Данубью). После нескольких дней боёв бирманские войска в Мраук-У были разгромлены 1 апреля, по совпадению, в тот же день, когда Маха Бандула пал у Данубью. Са и оставшиеся бирманские войска эвакуировались и покинули Аракан. Британцы приступили к оккупации остальной части Аракана.
Мирные переговоры[править]
17 сентября стороны договорились о месячном перемирии. Перед этим летом генерал Джозеф Моррисон занял Аракан. Бирманцы были вытеснены из Ассама, и англичане достигли частичных успехов в Качаре, хотя их продвижение было ограничено из-за густых лесов и джунглей.
3 ноября бирманцы подготовили армию в 60,000 человек и стали снова штурмовать Проме, который защищало 3,000 европейцев и 2,000 туземных солдат. Однако британцы отразили атаку, а 1 декабря, атаковав бирманцев, частично их рассеяли. Бирманцы засели в крепости Малун вверх по Иравади, где собралось около 10—12 тысяч человек, которые были осаждены и обстреляны. 2 декабря Маха Не Мио был убит снарядом, выпущенным с флотилии. После гибели Маха Не Мио британцы выбили бирманцев к 5 декабря.
Поражение в Проме фактически привело бирманскую армию в смятение, и с тех пор она постоянно отступала. 26 декабря они отправили в британский лагерь белый флаг. После начала переговоров бирманцы капитулировали перед британскими условиями окончания войны, подписав в феврале 1826 года Яндабский договор.
Яндабский договор[править]
Британцы потребовали, и бирманцы согласились:
Уступить британскому побережью Ассам, Манипур, Ракхайн (Аракан) и Танинтайи (Тенассерим) к югу от реки Салуин
Прекратить всякое вмешательство в дела Качара и Джайнтии
Выплатить компенсацию в размере одного миллиона фунтов стерлингов четырьмя частями
Разрешить обмен дипломатическими представителями между Авой и Калькуттой
Подписать коммерческий договор в установленном порядке
Первый взнос контрибуции должен был быть выплачен немедленно, второй — в течение первых 100 дней с момента подписания договора, а оставшаяся часть — в течение двух лет. Пока второй взнос не будет выплачен, британцы не должны были покидать Янгон.
Договор Яндабо был подписан генералом Кэмпбеллом с британской стороны и губернатором Легаинг Маха Мин Хла Кья Хтин с бирманской стороны 24 февраля 1826 года. Бирманцы выплатили 250 000 фунтов стерлингов золотыми и серебряными слитками в качестве первого взноса контрибуции, а также освободили британских военнопленных. Таким образом, война была прекращена, и британская армия двинулась на юг. Британская армия оставалась на территориях, переданных ей по договору, и на таких территориях, как район Рангуна, которые были оккупированы в течение нескольких лет, чтобы гарантировать соблюдение финансовых условий договора.
Последствия[править]
В то время как обе страны понесли тяжелые военные и финансовые потери, договор наложил еще более тяжелое финансовое бремя на Бирманское королевство и фактически парализовал его.
На британские условия переговоров сильно повлияли большие человеческие и финансовые потери, которые повлекла за собой война. В ней участвовало около 40 000 британских и индийских солдат, из которых 15 000 погибли. Британские потери были обусловлены плохим планированием и логистикой, поскольку только четверть потерь были связаны с боевыми действиями, а почти 70 % — с тропическими болезнями. Только в Араканской кампании из 1500 европейцев в госпиталях умерли 659 человек, а из 8000 — около 3500 индийцев. 1-й Мадрасский европейский полк потерял 600 из 900 человек за два года. Несмотря на то, что официальные отчеты подчеркивали разницу в смертности от болезней и боевых потерях, капитан Фредерик Доветон прокомментировал потери британцев, сказав, что они, тем не менее, были высокими для войск, участвовавших в сражениях: «В рассматриваемом нами случае соотношение убитых и раненых к численности участвовавших в сражениях и занимаемому пространству можно сравнить с яркими и кровавыми днями Талаверы и Ватерлоо!». Согласно списку потерь Кэмпбелла в Бирме, экспедиция потеряла около 5000 человек в боевых действиях. Позже в соборе Святого Георгия в Ченнаи был установлен Мемориал Первой бирманской войны.
Финансовый ущерб Британской Индии был практически разорительным и составил около 13 миллионов фунтов стерлингов. Военные расходы привели к серьёзному экономическому кризису в Индии, который к 1833 году привёл к банкротству бенгальских торговых домов и лишил Британскую Ост-Индскую компанию её оставшихся привилегий, включая монополию на торговлю с Китаем.
Для бирманцев договор стал настоящим унижением и тяжким финансовым бременем. Целое поколение мужчин было уничтожено в боях. Мир, который знали бирманцы, мир завоеваний и воинской гордости, построенный на впечатляющих военных успехах предыдущих семидесяти пяти лет, рухнул. Двор Авы не мог смириться с потерей территорий и безуспешно пытался вернуть их. Незваный британский резидент в Аве ежедневно напоминал об унизительном поражении.
Кроме того, бремя контрибуции привело к банкротству бирманской королевской казны на долгие годы. Контрибуция в один миллион фунтов стерлингов считалась в то время в Европе огромной суммой. Она выглядела ещё более устрашающей, если перевести её в бирманские кьяты, эквивалентные 10 миллионам. Стоимость жизни среднего сельского жителя Верхней Бирмы в 1826 году составляла один кьят в месяц.
Британцы провели две менее затратные войны против более слабой Бирмы в 1852 и 1885 годах и аннексировали всю Бирму к 1885 году.
В художественной литературе[править]
«На Иравади» Г. А. Хенти — вымышленный рассказ о Первой англо-бирманской войне.
«Поход на Аву. История Первой бирманской войны» Генри Чарльза Мура [1904] — вымышленный рассказ о кампании, в которой участвовал вымышленный персонаж Гай Клиффорд вместе с сэром Кэмпбеллом в качестве командующего офицера.
Первые несколько глав романа «Остриё сабли» Аллана Маллинсона разворачиваются во время Первой англо-бирманской войны.