Позолоченный век
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Позолоченный век (1877—95 годы)[1] — один из самых противоречивых периодов американской истории, наравне с 1950-ми (и во многом с ними схожий). Как и 1950-е, это была эпоха быстрого экономического роста между двумя войнами: Гражданской и Первой мировой. Фактически именно тогда создаётся тот образ американской мечты, какой мы её знаем сегодня — стабильная и процветающая страна за океаном, где каждый человек сможет найти себе место, стоит только постараться. Именно этот образ привлёк огромное количество мигрантов из Европы.
Характерные черты[править]
- В архитектуре господствует стиль бозар ("Beaux Arts", т.е. прекрасных искусств), впоследствии — модерн. В градостроительстве доминирует концепция «City Beautiful», наложившая опечаток на облик Чикаго и Вашингтона.
- Статуя Свободы, подаренная Францией США по случаю столетия американской независимости. Тогда ещё медно-красная, а не позеленевшая от времени. Именно её в первую очередь видели мигранты в пункте приёма на острове Эллис, и именно она стала ассоциироваться с идеализированным образом «страны возможностей».
- Ковбои и индейцы, леди и джентльмены, ковбои и индейцы! Именно в это время фронтир дошёл до Тихого океана и перестал существовать, а коренное население переселилось либо в резервации, либо, хе-хе, под землю. Не забывайте также про ушлых бизнесменов, в особенности железнодорожников, жутких разбойников и бандитов, противостоящих им маршалов и шерифов, прекрасных салунных танцовщиц и благородных (и не очень) жриц любви, а также, разумеется, про доблестную кавалерию США! Дикий Запад! Рома-а-антика!!! И-и-иха!!!
- Тёмная сторона эпохи — социальное неравенство. Далеко не всем мигрантам удалось воспользоваться плодами экономического роста. В результате начинает зарождаться профсоюзное движение, происходят крупные забастовки рабочих и кровавые столкновения с полицией. Как ответная реакция со стороны высшего класса — рост популярности идей социал-дарвинизма, а также наём частных охранных и детективных агентств, включая знаменитое агентство Пинкертона, как для физической расправы с лидерами профсоюзов, так и для засылки штрейкбрехеров и провокаторов.
- Вдогонку к предыдущему пункту — богатые и могущественные олигархи-монополисты. Правда, могут быть показаны как набожные протестанты-филантропы. Но никто не отрицает и того, что многие из них совсем не чурались методов, которые бы русскоязычному читателю напомнили бы лихие девяностые — похитить мальчика-связного с биржей во время снежной бури и подменить его, чтобы узнавать все ходы соперника, или агрессивно играть на понижение, или гоняться на паровозах, или нанимать против бунтующих работяг не то что полицию, но даже армию. Относительный порядок в этом серпентарии навел в конце XIX в. банкир Дж. П. Морган, организовав спокойные и устойчивые тресты, чьи главы и стали теми самыми филантропами. Конечно, спасибо им за Стэнфорд и Гарвард, за Метрополитен-музей и прочее, но для современников это выглядело во многом как отмывание грехов[2].
- Центральное правительство есть — и это все, что вам следует о нем знать. По факту оно мало чем распоряжалось и, хотя президенты и вздыхали горестно о «государстве для корпораций», переломить ситуацию не могло — все попытки ограничения власти олигархов те или отменяли через парламент, давно оккупированный «партийными машинами», где парламентариев от обеих партий ждал жестокий отбор и дисциплина в голосовании, или правительства штатов, обладавшие по факту гораздо большей реальной властью у себя, нежели далекий и слабый Вашингтон, до которого еще поди доберись, или обращали против рабочих (антимонопольный закон 1890 г. запрещал тайные и явные объединения с целью ограничения свободной торговли… и к ним быстро приравняли тред-юнионы). Что уж говорить, если президенту пришлось однажды в 1892 г. молить вышеупомянутого Моргана о докапитализации государственной казны золотом для преодоления финансового кризиса.
Примеры[править]
В общем-то, большая часть относящегося к жанру вестерна и схожее. Ниже имеет смысл перечислять то, где действие происходит НЕ на фронтире.
Литература[править]
- Марк Твен и Чарльз Дадли Уорнер, роман «Позолоченный век» — тропнеймер.
- Луиза Мэй Олкотт, «Маленькие женщины» — начинается книга в гражданскую войну, а заканчивается в позолоченном веке.
- Владимир Короленко, «Без языка» — об украинских крестьянах в Америке именно этого периода.
- Большая часть творчества О.Генри.
- Все творчество Теодора Драйзера — изнанка Позолоченного века. Особенно это заметно в публицистике и в рассказах.
- Всё, да не всё. "Американская трагедия" вдохновлена многочисленными убийствами, одним из которых стало происшедшее в 1906 году убийство Грейс Браун. Действие происходит, по-видимому, в начале 1920-х.
- Творчество Эдит Уортон, Амброза Бирса, Роберта Чемберса.
Телесериалы[править]
Мультфильмы[править]
- Американский хвост
Примечания[править]
- ↑ B более широком понимании, период тянулся аж до 1929-го и начала Великой Депрессии.
- ↑ Заметим, в случае Стэнфорда это несправедливо. Университет был основан сенатором с женой в память о сыне, умершем от тифа в 14 лет. Собирались они изначально дать денег на какой-нибудь факультет в Гарварде, но принявший их чиновник, увидев скромно одетую пару и не осознав с кем имеет дело, полу-презрительно назвал им запредельную - по его разумению - цифру. "Только и всего?" обернулась к мужу Джейн Лэнтроп Стэнфорд. "Давай просто построим свой университет!" Как кусал потом локти идиот-чиновник можно только представить. Университет был построен на их личных (огромных!) угодьях, а на месте где они собирались когда-то построить загородный дом, теперь стоит их гробница, где они лежат вместе с сыном.