Ребёнок не может лгать
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Дети, как известно, существа чистые и невинные. Во всяком случае, так считают некоторые взрослые. Ребенок врать не станет, а если и станет, его ложь будет такой наивной и фальшивой, что взрослый умный человек ее обязательно раскусит… И вообще, устами младенца глаголет истина!
Это он. Троп ребёнок не может лгать. Смотря по ситуации, слепая вера в детские россказни может привести как к забавному недоразумению, так и к трагедии. Противотроп — Никто не верит ребёнку.
Примеры[править]
Литература[править]
- Марк Твен, «Любопытное происшествие». Малолетнему Роберту Уиклоу, заявившемуся в форт Трамбул, верят все — и сначала, когда он рассказывает жалостливую байку про гибель семьи от рук конфедератов, и потом, когда арестованный за шпионство Уиклоу сообщает, что собирал данные о вооружении и гарнизоне форта для заговорщиков, стремящихся захватить его. И совершенно напрасно!
- Юрий Сотник, «Похищение ирокезов» — зигзаг. Чтобы спастись от противников в игре в индейцев, дети залезли в кузов грузовика, водителем которого был папа одного из них. А поскольку этот папа считал, что детей надо пороть, они побоялись сразу ему признаться и случайно уехали в другой город, где навешали лапши на уши местной милиции, что их похитили. С одной стороны, милиционеры не то чтобы не поверили, с другой — в советские годы киднэппинг был делом неслыханным. Потом, правда, дети запутались в своём вранье, и правда выплыла наружу.
- Анатолий Алексин, «Поздний ребёнок» — у главного героя большая разница в возрасте с сестрой, и однажды он по приколу соврал, что приходится ей сыном. Соврал, на беду, парню, который за сестрой ухаживал… Тот поверил и устроил девушке сцену. Пришлось герою самому объяснять ситуацию.
- Эдуард Успенский, «25 профессий Маши Филипенко» — придя на практику в ателье, Маша наговорила вдохновенной ерунды его работникам. Зачем, сама не поняла: никого не планировала разыгрывать, просто настроение нашло. Но на следующий день у всего коллектива были к ней неудобные вопросы: и у Володи, который поехал за джинсами на станцию, возле которой сроду не было магазина одежды, и у Лизы, которая по Машиному совету промыла волосы молоком и приклеилась к подушке, и у всех остальных…
- Иэн Макьюэн, «Искупление». Главная героиня Брайони лжесвидетельствует против жениха сестры, хотя прекрасно знает, что преступление, в котором его обвиняют, совершил другой человек. Взрослые поверили девочке — а она, когда выросла и поумнела, сама ужаснулась содеянному и не смогла себя простить.
- Дарья Донцова, «Инстинкт Бабы-Яги». Девочка Миранда оговорила пожилого профессора — в разгаре светской вечеринки прилюдно заявила, что он к ней приставал. Хорошо, что дело было в начале нулевых, и профессор отделался градом порицаний и изгнанием из гостей. С прикрученным фитильком — Миранде поверили не столько потому, что она ребенок, сколько потому, что, рассказывая о домогательствах, она была вся красная от смущения на самом деле — от сдерживаемого смеха. И оговорила профессора она не из подлой вредности, а чтобы отомстить за гадости, которые старик рассказывал про ее друга — Ивана Подушкина.
- Ирина Пивоварова, «Однажды Катя с Манечкой» — в рассказе «Как Маня ушла из дома» младшая из сестричек Сковородкиных навешала на уши сердобольной гражданке такой отборной лапши, что в наше время вся семья поимела бы проблемы с опекой… Старшая в долгу не осталась — наврала неравнодушному гражданину, что побег из дома у Мани далеко не первый. И ведь оба взрослых человека поверили!
- Газим-Бег Багандов, «Алим и Керим» — Керим завидует своему однокласснику Алиму, который умеет красиво и складно врать взрослым.
- Борис Акунин, «Левиафан» — взрослые поверили рассказу Мари, что ее маленького брата выбросил из окна неизвестный, хотя табуретка у окна намекала на ее собственную причастность к делу.
Кино[править]
- «Манана» — ну и навела же главная героиня шороху, выдумав болезнь бабушки и дедушки!
- «Охота», просто «Охота». Пополам с тропом Отвергнутая женщина — это страшно. Даже если она детсадовского возраста.
- «Детский час» — Карен уличила во лжи одну из учениц и та из мести заявила, что Карен и Марта (другая учительница) якобы состоят в лесбийских отношениях, после чего никто больше не захотел доверять им своих детей. Когда ложь юной мерзавки раскрылась, её бабушка, первая поверившая, чуть не схлопотала от шока сердечный приступ.
- «Влечение» («Crush») — своего рода анти-«Лолита». Да, у мужика действительно возникает влечение к соседской девушке-подростку, но он благоразумно его перебарывает, пресекает её попытки соблазнения и заводит удачный роман со своей ровесницей. Только вот нимфетка оказывается настоящей маньячкой и начинает шантажировать героя, что если всё будет не так, как она хочет, то она заявит на него в полицию за домогательства и ей, как юной и беззащитной перед сальными мужскими взглядами девушке, однозначно поверят.
- «Каникулы маленького Николя» — комедийный вариант. Юный протагонист — впрочем, с благими намерениями — чего только не наплёл, чего только не навыдумывал… например, что его отец разорён, катастрофически беден, но скрывает это от всех знакомых. А друзья отца безоговорочно верили пацану — и все слова его родителей и ситуации, возникающие вокруг них, истолковывали в духе «страшной правды», которую знали. Из этого возникало множество забавных ситуаций.
Телесериалы[править]
- «Зайцев+1» — Фёдор притворился, что Дед Мороз — педофил.
Телевидение[править]
- «Ералаш», серия «Сумасшедший дом» — «А вот и наша мама идет с тортом…»
Комиксы[править]
- «Fables» — обыграно в лице Пиннокио. Он лгать не может — заклятье на увеличение носа с ним навсегда. Также, внешне он все еще ребенок. Что здорово бесит и его и окружающих. Поэтому, путем проб и ошибок он пришел к выводу, что лучшая тактика — постоянно резать правду-матку.
Видеоигры[править]
- Murdered: soul suspect — Эбигейл Уильямс (девочка-призрак из самого начала): массово сдавала инквизиции «ведьм» (на самом деле медиумов) и в итоге, когда инквизиция подумала, что таки что-то не так, была повешена за «ложные обвинения», впрочем, продолжать избавляться от "ведьм" это ей нисколько не помешало.
Реальная жизнь[править]
- Салемские процессы над ведьмами основывались на показаниях девочек-подростков (не вполне психически здоровых, до кучи).
- Пополам с Я сам обманываться рад: местным пуританам, похоже, очень хотелось устроить настоящий ведовский процесс, тут любое лыко в строку.
- Во времена охоты на ведьм было несколько похожих случаев в разных странах, когда дети и подростки из корысти или желая привлечь внимание, симулировали одержимость и оговаривали взрослых. Если в их окружении не находилось скептика, способного разоблачить ложь, кончалось это судами и казнями.
- История с феями из Коттингли, в которую поверил аж целый Артур Конан Дойль. Девочки всего лишь сделали красивый, но не очень убедительный фотомонтаж, но выдали это за настоящие фотографии фей, которых якобы видели. А ведь юные невинные создания не могут врать!
- Впрочем, Конан-Дойль увлекался спиритизмом. С него бы сталось.
- Энфилдский полтергейст — аналогичная история. Девочки вовсю разыгрывали взрослых, будто в их доме поселился призрак. В итоге история стала выгодна уже взрослым, как способ заработка и получения славы. А на все вопросы скептиков ответ один: поглядите в бездонные глаза бедняжки Джанет Ходжсон, разве вы ей не верите?
- История Алекса Маларки. В возрасте шести лет, он попал в автокатастрофу и врачи спасли его только чудом. А потом он в соавторстве со своим отцом написал книгу «Мальчик который вернулся из рая» где описал свои околосмертные переживания. Книга имела оглушительный успех, но вот когда Алекс подрос, то рассказал, что вся эта история с видениями того света полностью выдумана его отцом, а сам он не имеет к книге никакого отношения.
- Детишки, расправляющиеся с неугодными взрослыми путём ложного обвинения их в сексуальных домогательствах. Особенно правдоподобно врут девочки, уже имеющие опыт телесного общения со сверстниками по обоюдному согласию. Они знают, за какие места их трогал друг сердечный и приписывают те же действия, например, нелюбимому отчиму (а чё, она с самого начала не хотела, чтобы мамочка за него замуж выходила, и ему это открыто говорила… Он не захотел уйти по-хорошему, уйдёт по-плохому — в петушиный кут на зоне).
- Самый яркий пример — охватившая Америку в середине прошлого века истерия по поводу педофильских заговоров в детских садах, целиком строившаяся на данном пункте. В итоге судебное разбирательство показало, что пиарившаяся на этом деле психологша по факту вытягивала из детей нужные ей ответы и они соглашались давать ложные показания, говоря то, что от них хотели слышать.