Патологический лжец
— Зачем было Петиру лгать мне?
— А зачем медведь гадит в лесу? — вопросил Тирион. — Потому что такова его природа. Для людей, подобных Петиру, лгать всё равно что дышать.
— Иногда проще сказать, когда человек перестал лгать, чем когда начал. Вы как раз из таких.
— Когда я перестала лгать?
— Когда закрыли рот.
Этот персонаж врёт. Много, со вкусом, упоенно.
Приносит ли это ему какую-то выгоду? Иногда. Если бы он рассчитывал на выгоду всегда — то что же тут патологичного?
А зачем же он это делает? Порой ни нам, ни ему самому это не понятно. Наверное, такова его природа.
К статье относятся персонажи, которые лгут регулярно, беспричинно, и, конечно же, те, кто лжёт вообще всегда, неспособны говорить правду.
Деконструкция — когда наш лжец говорит правду, но ему никто не верит.
Примеры[править]
Театр[править]
- Н. В. Гоголь, «Ревизор» — Хлестаков очень любит приврать, и его рассказ о петербургской жизни практически весь выдуман экспромтом («можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!»). На это покупается даже опытный интриган городничий: он привык к лжи ради выгоды, и делает поправку на самовосхваление вместо того, чтобы проигнорировать рассказ Хлестакова вовсе.
- «Голый король» Евгения Шварца — Первый Министр. При этом утверждает, что любит правду, чего и требует от окружающих.
Литература[править]
- Н. В. Гоголь, «Мёртвые души» — Ноздрёв. «На вопрос, точно ли Чичиков имел намерение увезти губернаторскую дочку и правда ли, что он сам взялся помогать и участвовать в этом деле, Ноздрёв отвечал, что помогал и что если бы не он, то не вышло бы ничего, — тут он и спохватился было, видя, что солгал вовсе напрасно и мог таким образом накликать на себя беду, но языка никак уже не мог придержать».
- М. Булгаков, «Дни Турбиных» — Шервинский именно таков. Причем чувствуется, что он сам себе верит: судя по увлеченности и внимаю к деталям, врет, не всегда осознавая что врет, пока не одернут.
- Умберто Эко, «Баудолино» — неоднократно подчеркивается, что заглавный герой постоянно врет, и именно это является причиной многих сюжетных поворотов. Кроме того, автор таким образом перестраховывается от обвинения в грубых исторических ошибках: рассказчик-то ненадежный, что с него взять! С другой стороны, Баудолино почти всегда врет с довольно очевидными целями, а искать в этом романе исторические ошибки, учитывая, что именно в нём происходит — дело неблагодарное...
- Dragonlance: Тассельхоф — милый врунишка с развитой фантазией. Собственно, это вообще кендерам свойственно.
- Хроники странного королевства: Артуро лжёт, даже когда ложь легко проверяется. Собственно, быть раскрытым при наличии магии, вселяющей в собеседника абсолютное доверие к твоим словам, если только он не точно знает правду… Это надо уметь.
- «Архимаг» — Стефаль Прекрасный. Серый колдун-актёр, слова которого означают диаметрально противоположное.
- В. Алексеев, «Прекрасная второгодница» — мама главной героини без конца выдумывает себе и дочке красивую жизнь, пытаясь то ли вызвать зависть, то ли набить себе цену. Чего стоит одна история о создании самодеятельного кукольного театра…
- Тэффи:
- «В вагоне»: «Господин Люлька богатый человек, имеет свою аптеку, а врёт, как последний голодранец. Если он утром кофе кушал, так непременно всем скажет, что чай пил».
- «Сокровище земли» — весь рассказ об этом. Фрагмент оттуда, с подкрученным фитильком, т.к. речь о ребенке:
Одна пятилеточка рассказывала мне, что она знала собачку, «такую бедную, несчастную», — все четыре ножки были у нее оторваны.
И каждый раз, как собачка мимо пробегала, девочка от жалости плакала. Такая бедная была собачка!
— Да как же она бегала, когда у нее ни одной ноги не было? — удивилась я.
Девочка не задумалась ни на минуту:
— А на палочках.
И глаза ее смотрели честно и прямо, и уголки рта чуть-чуть дрожали от жалости к собачке.
- Стивен Фрай, «Лжец» — главный герой Адриан Хили.
- «Королева» Евгения Долматовича — протагонист. Из-за тропа расстался со своей прошлой девушкой, его же использует по ходу рассказа — и, если верить тому, что говорят о его домовладелице, весьма успешно.
- «Вечера в Териоках» Владимира Березина — разыгрываемый писатель, патологический выдумщик без всякого вкуса и меры.
- «Тёмные начала» Филипа Пулмана — главная героиня частенько сочиняла на ходу небылицы в режиме «Остапа понесло», порой без всякой необходимости, просто из любви к искусству. Образумилась только когда аццкие гарпии настучали за такое по башке. Буквально.
- Нора Сакавич, серия «Всё ради игры» — зигзагом Нил. Почти всю серию отыгрывается прямо, поскольку только ложь помогала ему избегать людей своего отца и, в конечном счёте, выживать. Оказавшись в Пальметто очень медленно и постепенно смог от этого избавиться и ближе к концу третьей книги следует инверсия, когда с ложью он завязывает окончательно.
Кино[править]
- «Лжец, лжец»: у главного героя профессиональная деформация. Он врёт постоянно, даже когда это не нужно.
- «Джуманджи» — Джуди Шепэрд.
- «Детский час» — Мэри Тилфорд, которая из мести учительнице, поймавшей её на постоянной лжи, оклеветала её, выставив учительницу и её подругу лесбиянками.
- «Курьер». Главный герой, Иван Мирошников, постоянно врёт, или, если хотите, фантазирует, на ходу, импровизируя. Обычно без выгоды для себя. Шутки ради, но с каменным лицом. Иногда правдоподобно (про беременность знакомой), иногда нет (что был рождён в Средние века в семье французских аристократов), иногда нечто среднее (про леопарда в московском спальном районе). Просто такова его натура.
- «Возможности карьеры» — ГГ Джим Додж. Всё то же самое, что и в предыдущем случае. Он врёт даже тем, кто его не понимает - фильм начинается с того, что он рассказывает свои небылицы собакам в ветклинике. Причём он ещё и обиделся, когда Джози Макклеллан назвала его врунишкой и рассказала ему, что все его так называют.
Телесериалы[править]
- «Сваты» — Митяй, просто Митяй. Тему раскрывают ещё сильнее в его сольном сериале.
- Дорама «Лето лисы» — главная героиня.
Мультсериалы[править]
- Miraculous, les aventures de Ladybug et Chat Noir — Лила Росси, врет потому что может.
- Transformers — Старскрим, просто Старскрим. В любой ситуации соврёт, если это хоть как-то может спасти его корпус.
- Transformers: Animated — педаль в Кибертрон с Рэмджетом, клоном Старскрима, унаследовавшим его аспект личности, связанный с ложью. Он просто органически неспособен выговорить правду. Первое, что он сказал после того, как ожил — заявил, что он и есть настоящий Старскрим. Перед самим Старскримом. А затем начал отрицать, что он это говорил.
Аниме[править]
- One Piece: Усопп — лжец-фантазёр с говорящим именем.
- Эксплуатация штампа: когда он раскрыл хитрый план Куро, тот дал ему рассказать людям деревни Сиропа о нём; ему же всё равно никто не поверит.
- Medaka Box - Мисоги Кумагава, вся его речь всегда в особых скобках, означающих ложь. Не врать он просто не может.
- Gatari Series: Кайки Дейшу, при этом рассказчик в арке "Конец Хитаги". Впрочем, если уж дал обещание, то не соврет и выполнит.
Видеоигры[править]
- Серия The Elder Scrolls: М’айк Лжец говорит правды и лжи примерно поровну. Отчего только хуже!
- Гений лжи (Usotsuki Genius) — педаль в пол: в Холлафкене от умения врать зависит магическая сила. Главная героиня Лотте патологически неспособна лгать и потому почти не может пользоваться магией, что делает ее положение в магическом обществе весьма незавидным. А вот ее друг Клаус — маг 89 уровня и лжет как дышит. Правда, существует День Простодушия, когда все жители королевства говорят только правду независимо от их уровня.
Настольные игры[править]
- Warhammer 40,000: Кайрос Судьбоплёт. Одна голова всегда говорит правду, вторая — всегда лжёт. Какая именно врёт, а какая — говорит правду? А вот это точно неизвестно. Помимо этого Судьбоплёт, как и положено демону, легко делает ложь неотличимой от правды, а правду — похожей на ложь. Удачно вам у такого оракула спрашивать!
- Надо отметить, что склонность врать ровно одной из двух голов у Кайроса описывается вроде как только в одном романе, тогда как в остальных книгах он устроен несколько занимательнее — в каждый момент времени одной голове известно только будущее, а другой только прошлое, что становится ещё занятнее в свете нелинейности течения времени в Варпе. Ах да, по канону романов по данной вселенной без материального тела демон физически неспособен врать напрямую — только изворачиваться, пытаясь вызвать недопонимание. Впрочем не исключено, что после всего пережитого Кайрос уже считается имеющим материальное тело.
- Ах да, иногда другие демоны являются людям, притворяясь Кайросом, а как минимум один вынужден это делать в рамках полученного наказания.
- К’Тан Мефет’ран носит прозвище «Обманщик» не случайно.
- А адепты Хаоса считают сабжем Императора. Впрочем, по книгам Император обычно придерживался исландско-джедайской правдивости — не исключено, что из-за мощной связи с Имматериумом.
- У живущих в Коморраге друкхари открытое правдорубство считается дурным тоном, а склонный к нему орден Инкубов за глаза считают отморозками. В то же время дать совравшему понять, что обман раскушен, не выставляя это на открытое обозрение, считается знаком уважения.
- Надо отметить, что склонность врать ровно одной из двух голов у Кайроса описывается вроде как только в одном романе, тогда как в остальных книгах он устроен несколько занимательнее — в каждый момент времени одной голове известно только будущее, а другой только прошлое, что становится ещё занятнее в свете нелинейности течения времени в Варпе. Ах да, по канону романов по данной вселенной без материального тела демон физически неспособен врать напрямую — только изворачиваться, пытаясь вызвать недопонимание. Впрочем не исключено, что после всего пережитого Кайрос уже считается имеющим материальное тело.
- World of Darkness, линейка фейри. Кит паков состоит из таких полностью. В любом высказывании пак обязательно солжёт хотя бы в чём-нибудь. Благие паки могут по желанию придерживаться только формы такого поведения, совмещая правду с очевидной ложью, которую легко отфильтровать («Мы с ним договорились встретиться завтра в семь, после чего его забрал волшебник в голубом вертолёте»). Неблагие же паки могут придерживаться духа этого недостатка, например, они могут сказать чистую правду, если уверены, что её воспримут как ложь, или даже свободно чередовать правду с ложью, окончательно запутывая собеседника.
Другое[править]
- Парадокс Эпименида: «Критянин Эпименид утверждал, что все критяне лжецы». Казалось бы, простенький парадокс, а в результате приводит к теореме Гёделя о неполноте любых формальных систем (в том числе — к ограниченности любой матмодели и математики вообще), краху наивной теории Кантора и попыткам «пофиксить логику» от Рассела. Чтобы защититься от парадоксов даже придумали правило: ни одно множество не должно содержать само себя в качестве члена.
- Хотя в терминах формальной логики парадоксом не является: Эпименид солгал, и не все критяне лжецы.
- К тому же то, что критяне лжецы, не значит, что они лгут всегда.
- Хотя в терминах формальной логики парадоксом не является: Эпименид солгал, и не все критяне лжецы.
- Логические задачки про персонажей, обычно один всегда лжёт, другой — всегда говорит правду.