Никто не верит злодею
Вкратце
Никто не верит злодею, даже если он говорит дело.
Если Франция в продолжение еще каких-нибудь трех веков будет развиваться в том же направлении, последние остатки франкской крови исчезнут, растворившись в новом европейско-африканском мулатском государстве.
Кассандре могут не верить по множеству причин, а злодею — по одной-единственной: он же, мать его, злодей, а посему ничего хорошего и дельного сказать априори не может! Его надо внимательно слушать и делать с точностью до наоборот! Тут-то он вас и подловит: скажет, как надо, а вы, в пику ему, сделаете как не надо. Чего он и добивался.
С другой стороны, злодей может говорить правду безо всякого злого умысла, от чистого сердца. Его, может, тоже многое не устраивает в этом мире, причем справедливо не устраивает, о чём он прямо и заявляет. А никто всё равно не слушает: в лучшем случае просто не поймут или пропустят мимо ушей — гад, мол, ничего справедливого всё равно не скажет; в худшем — опять сделают строго наоборот, решив, что с пути истинного сбивает.
Важно: для соответствия тропу злодей должен действительно являться злодеем, а не антигероем, оклевётанным героем или безвинно обвинённой жертвой. Во все остальных случаях будет правда Кассандры.
Примеры[править]
Театр[править]
- Шарль Гуно, «Фауст» — Вагнер с Валентином радостно отмечали в кабачке начало военной службы. А потом пришёл Мефистофель и всё опошлил своими ехидными куплетами о том, что война — это кошмар и бессмыслица, угодная лишь Сатане, т. е. ему. Ну и заодно предсказал Вагнеру смерть в первом же сражении. Но разве же кто-то внял? Нет, Вагнер с Валентином просто не поняли смысла песни, ничуть не поколебались в своём убеждении, что идут на славное дело, а обнаружив, что говорят с самим Сатаной, просто изгнали его, используя крестовины мечей. Мефистофель, конечно, и не думал наставлять их на путь истинный, да и обманывать не собирался — просто троллил. Но кто скажет, что он неправ?
Литература[править]
- Михаил Первухин, «Пугачёв-победитель»: один из антагонистов романа, князь Мышкин-Мышецкий, вставший под знамёна Пугачёва — очень умный человек, который в сущности хочет использовать полуграмотного «анпиратора» в собственных целях. Тем не менее, именно в уста этого коварного дворянина автор вложил многие собственные соображения.
- Леонид Влодавец, «Призраки Бездонного озера». Местная владычица озера за ночь сменяет три обличья: прекрасной Ледяницы-Студеницы, шебутной Болотницы-Охотницы и коварной Лихоманщицы-Обманщицы. Первая помогает герою дельными советами, вторая врёт через раз, третья же только врёт и запутывает. «А если и правду скажет — всё одно обманет». Забыв об этой оговорке, герой не внял совету Лихоманщицы испить живой воды из святого источника, которая придала бы ему сил, зато чуть не испил мёртвой, поскольку Лихоманщица его от этого отговаривала. От гибели парня спасло только чудо.
- Да и вообще, общая черта страшилок этого автора — злодей (представитель нечистой силы, или злой инопланетянин, или тёмный колдун) обычно на первых порах помогает своему протеже и склоняет к сотрудничеству, мотивируя это тем, что иначе тот и дальше будет жить в бедности и терпеть издевательства хулиганов (дело происходит, понятно, в России конца 90-х). А сверхспособности, которые даровал демон? Что, разве это нечестно? А над слабыми издеваться, значит, честно? А может, и то, что родители главного героя оказываются в трудных ситуациях — справедливо? Нет, нечистая сила нечистой силой, но в чём-то демоны у Влодавца раз за разом оказываются правы.
- Джеймс Сваллоу, «Чёрная волна». Фабий Байл, этакий доктор Менгеле из Warhammer 40000 неприкрыто издевается над пленным Астартес, рассказывая ему об Императоре Человечества (которого Байл видел вживую) и которому бы очень не понравился нынешний, мракобесно-ультраклерикальный Империум Человечества. Пленник, разумеется в ярости, но для знающих сеттинг слова Байла — правда и ничего кроме правды.
- В последующих книгах (уже от другого автора) Фабия вообще вывели как «последнего атеиста», сохранившего убеждения изначального Имперского Кредо. Да и воскрешённый Робаут Жиллиман, помещённый в стазис вскоре после окончания Ереси Хоруса, был крайне разочарован положением дел в Империуме (но в итоге был вынужден смириться с существованием фанатичной веры в Бога-Императора, ибо ему недвусмысленно дали понять — «всё идёт по плану»!).
- Mo Dao Zu Shi Цзинь Гуанъяо, который вообще-то ГлавГад или один из, не то чтобы не прав в спорах с Не Минцзюэ или во время развязки в храме Гуанъинь.
- Терри Гудкайнд, «Первое правило волшебника». Главзлодей Даркен Рал сказал Ричарду, что один из его друзей — предатель, чему Ричард напрочь отказывался верить, ибо ни Чейз, ни Зедд, ни Кэйлен его бы не предали. Однако это была чистейшая правда: предателем оказался Майкл, брат Ричарда.
- Властелин колец. Мирный план Саурона был проигнорирован (Арагорн просто отрубил послу голову в знак отказа), войска Запада предпочли просто гавкнуться (и гавкнулись бы, если бы не успех миссии Фродо, в который они впрочем все верили).
Кино[править]
- Звёздные войны: Атака Клонов — несмотря на то, что граф Дуку прямо указывает Оби-Вану на то, что республиканский Сенат глуп и коррумпирован не просто так, а потому что манипулируется владыкой ситхов Дартом Сидиусом, Кеноби делит эти слова на два, если не на четыре. Во всех тайтлах ЗВ, которые идут хронологически позже этого диалога, показывается, что Совет джедаев как бы принял к сведению данное откровение графа — но самого манипулятора точно установить у них получилось слишком поздно.
- «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Бриан де Буагильбер на суде: «…Слово дворянина!». Его оппонент, саркастически: «Слово негодяя?».
- «Не покидай...» — с прикрученным фитильком: некоторые зрители именно так воспринимают речь канцлера Давиля («Господа, вы ужаснётесь последствиям!»). Дело в том, что торжество правды в тоталитарном королевстве подозрительно напоминает всеобщее развенчание в эпоху Перестройки, а все помнят, чем это кончилось в реальной жизни. Впрочем, герои сказки действуют от всего сердца, так что слова канцлера вряд ли окажутся правдой.
- И еще как окажутся. Львиную долю мерзостей люди творят как раз от чистого сердца, по велению души. Сейчас герои весело и вполне заслуженно глумятся над проигравшим негодяем канцлером, но вскоре аромат розы распространится за пределы дворца. И вот тогда им очень захочется забрать некоторые свои насмешки назад. Очень-очень захочется, ибо сволочь — еще не значит, что дурак, а канцлер описал последствия разрушения системы очень мягко, скупо и без смачных подробностей. И вовремя ушел, поняв, с кем имеет дело.
- «101 далматинец» (1996) —
- Брак забрал гораздо больше женщин, чем катаклизм, войны, голод или болезни. У тебя талант, дорогая, не растрачивай его.— Круэлла Де Вилль – Аните
Телесериалы[править]
- «Подводная одиссея» — когда «Сиквест» захватили террористы, капитан Бриджер велел своей помощнице Хичкок на все вопросы отвечать врагам только правду. Главарь террористов, естественно, ждал от противников подвоха, будучи уверен, что они собираются усыпить его бдительность и в какой-то момент сказать ему неправду в ответ на важный вопрос. Когда настала пора удирать, главарь спросил, выдержит ли батискаф, на котором он собирался спасаться от подоспевшей к героям подмоги, давление воды на такой глубине. Хичкок ответила, что нет. «Ага-а! — воскликнул злодей. — Вот он, обман долгожданный!», вскочил в батискаф и уплыл. Когда затрещали стенки, он запоздало понял, что ему снова ответили правду…
- «Пацаны» — это неудобно признавать, но Хоумлендер отчасти прав по поводу воспитания Райана. Поскольку тот растёт практически наедине с матерью, от большого скопления людей у него сразу начинается паническая атака, а со строгим запретом на самые мелкие грубости дома у него нет нормальных пацанских увлечений, и он не умеет контролировать агрессию, когда она всё же вылезает.
- лакорн Таинственная любовь — когда отец главных героев заявил их матери что не имеет ни малейшего отношения к смерти её матери то она не поверила (это значило бы что она изуродовала жизнь своих детей зря), поверила только после представленной видеозаписи.
- «Лентяево» — Роби: «Это Лентяево — а не Спортяево!».
Мультфильмы[править]
- «Toy Story 3» — Лотсо, конечно, чокнутый тиран и садист, но в чем-то он прав: самые маленькие — тоже дети, и им нужны игрушки как и остальным, так что персонажи ведут себя эгоистично, требуя перевести их в другую группу. С другой стороны, проблему можно решить честной ротацией, а не репрессиями.
Манга и аниме[править]
- One Piece: во время пребывания Коалы с Пиратами Солнца, Арлонг заявляет, что даже если они приведут её домой, и она расскажет всем, что они заботились о ней, её родители и деревня всё равно будут ненавидеть рыболюдей. Увы и ах, он оказался прав.
- «Семь смертных грехов» — Король Демонов перед смертью говорит Мелиодасу «Ты пожалеешь об этом (О смерти КД). Эпоха Света и Тьмы закончится. Ты это понимаешь?» Мелиодас ответил «Да я только за». Сиквел «Четыре рыцаря Апокалипсиса» показывает, что все таки пожалеет — Король Хаоса Артур спятил и ведёт войну с Лионессом, в котором королем стал Мелиодас.
- Tengen Toppa Gurren Lagann — Адинэ при первом своём появлении говорит, что Ния не та, кем кажется, но кто поверит человеконенавистнице, которая то и дело толкает социал-дарвинистические речи?