Ночные призраки
Ночные призраки, также мверзи и Ночные феи — существа, один из разумных видов, исконно населявших Страну Снов. Большинство считает, что они неразумны. Однако этот факт ошибочен, ведь они состоят в союзе с упырями, понимают человеческую речь и подчиняются приказам-просьбам. Впервые появляются в повести Лавкрафта «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» (1926), опубликованной в «Arkham House» в 1944 году.
Описание[править]
Ночные призраки — вид летающих существ, населяющих Земные Страны Грез. Они описываются как обладающие гладкой китовой кожей, длинными стройными гуманоидными телами, изогнутыми рогами, обращенными внутрь, когтистыми руками и длинным зазубренным хвостом, которым они «щекочут» своих жертв, заставляя их подчиняться. Они также обладают кожаными крыльями, похожими на крылья летучей мыши, и у них нет лица, только гладкая кожа там, где можно было бы ожидать его.
Они почитают и поклоняются Ноденсу как своему господину и хозяину, но в какой-то степени они связаны с упырями, Йиб-Тстлом, Йегг-хой, и Повелителями Луза, царства под горами. В массе обывателей существует мнение, что мверзей порождает Ноденс. Также ходит мнение, что мверзи появляются после смерти человека во сне. Об их страхах известно только то, что они испытывают некий страх к воде. Это не совсем страх, просто по какой-то неизвестной причине они стараются избегать воды.
Рэндольф Картер встречает их на легендарной горе Нгранек, на островах Ориаб. Местным жителям известны жуткие истории про обескровленных жертв Ночных призраков. В горах ночью Картер обнаруживает свою зебру мертвой, а затем Ночные призраки хватают его и уносят в пещеры, что ведут в Подземный мир. Они бросают его на съедение невидимым Дхолам. Картер встречает Гулей и выясняет, что они состоят в союзе с Ночными призраками. Он сообщает пароли Ночным призракам и они сразу же помогают ему. Далее Ночные призраки прячутся в трюме галеры и нападают на аванпост Лунных жаб. В Инкаунок, на севере, обитают дружественные им Черные рогатые летуны. Ночные признаки узнают у них при помощи жестов безопасный путь мимо невидимых ловушек горы Кадат. Рядом живут птицы Шантак. Ночные призраки смогли доставить Картера в древний замок на вершине Кадата, — что раньше смогли сделать лишь трое.
Вдохновение[править]
Ночные призраки снились Лавкрафту в ночных кошмарах с детства. Во снах они похищали его и куда-то несли. Лавкрафт об этом писал в письме своему другу Вирджилу Финли от 24 октября 1936 года («Избранные письма» 5.335):
Когда мне было 6 или 7 лет, меня постоянно мучил своеобразный повторяющийся кошмар, в котором чудовищная раса существ (названная мою «Ночные Призраки» — не знаю, откуда я взял это имя) хватали меня за живот (плохое пищеварение?) и несли через бесконечные лиги черных просторов над башнями мертвых, и ужасных городов. В конце концов они бросали меня в серую пустоту, где виднелись игольчатые вершины огромных гор, на много миль ниже. Потом они стремительно падали вниз — и по мере того, как я набирал скорость в своем падении, подобно Икару, я просыпался в такой панике, что мне не хотелось и думать о том, чтобы снова заснуть. «Ночные призраки» были черными, худыми тварями с резиновой кожей и колючими хвостами, крыльями летучей мыши, и вообще без лиц. Несомненно, я вывел этот образ из беспорядочных воспоминаний о рисунках Доре (в основном это иллюстрации к «Потерянный рай»), которые очаровывали меня в дневные часы. У них не было голоса, а их единственной формой пытки была их привычка щекотать мой живот (снова пищеварение), прежде чем схватить меня и унести прочь. Иногда у меня возникало смутное представление, что они живут в черных норах, пронизывающих вершину какой-то невероятно высокой горы. Кажется, они жили стаями по 25 или 50 особей и иногда перебрасывали меня друг к другу. Каждую ночь мне снился один и тот же кошмар с небольшими вариациями, но я так ни разу и не попадал в эти отвратительные горные пики до того, как просыпался. Если бы я… ну, дело в том, что эти существа внешне уменьшались по мере того, как я становился старше. С каждым годом я все меньше и меньше верил в сверхъестественное, и когда мне исполнилось 8 лет, я начал интересоваться наукой, и отбросил последние остатки религиозных, и других суеверий. Я не помню многих «Ночных призраков» после того, как мне исполнилось 8 лет, или после того, как мне исполнилось 10, или 11 лет. Но Юггот произвел на меня такое впечатление! Что 34 года спустя я выбрал их в качестве темы для одного из своих стихов про грибы….
Некоторые критики указывают на то, что внешний вид Ночных призраков явно вдохновлен богами снов и кошмаров из поздней классической греко-римской мифологии, в которой Морфеус, Гипнос и их семья описываются похожим образом.
Мелочи[править]
Пара ночных призраков используется Ложей Серебряных Сумерек в качестве сверхъестественных мускулов в романе Питера Дж. Эванса «Кормящие изнутри».
Сонет про Ночных призраков[править]
Ночным призракам посвящён 20 сонет «Грибы с Юггота»:
Какие подземелья их плодят,
Рогатых черных тварей, чьи тела
Влачат два перепончатых крыла,
А хвост - двуострый шип, в котором яд?
Они меня хватают и летят
В миры, где торжествуют силы зла,
Где разум обволакивает мгла...
И когти и щекочут, и язвят.
Кривые пики Тока одолев,
Мы с лету низвергаемся на дно
Геенны - там есть озеро одно,
Где часто дремлют шогготы, сомлев.
И так из ночи в ночь, и несть конца
Визитам этих бестий без лица!