Тсатоггуа
Тсатоггуа (Tsathoggua), также Цатоггуа, также Тсатхоггуа, также Зотаггуа, также Спящий Н’кай/Спящий в Н’кай — один из Древних в Мифах Ктулху, который появлялся в рассказах американского писателя в жанре ужасов Кларка Эштона Смита, а позже часто упоминался в его Гиперборейском цикле. Он был представлен в рассказе Смита «Повесть о Сатампре Зейросе» (The Tale of Satampra Zeiros), написанном в 1929 году и опубликованном в журнале «Weird Tales» за ноябрь 1931 года. Однако, его первое появление в печати происходит в повести «Шепчущий во тьме» (1930), американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта, что была опубликована в августе 1931 года в журнале «Weird Tales».
Тсатоггуа в творчестве Смита[править]
У Смита Тсатхоггуа описывается как богоподобное существо, его называют Спящий в Н’кай, он также известен под именем Зотаккуа. Тсатхоггуа часто находят спящим, он невероятно ленив и отказывается покидать свои покои, если ему не угрожает смертельная опасность. Если его потревожить, он съест этого человека либо другую жертву. Однако есть исключения: волшебник Эздагор послал гиперборейского лорда Ралибара Вооза в качестве жертвы в «Семь испытаний» Смита, но Тсатхоггуа отдал Ралибара на съедение другому обитателю горы Вурмитадрет.
Тсатхоггуа впервые появляется в рассказе «Повесть о Сатампре Зейросе», в котором люди сталкиваются с одним из идолов Тсатоггуа:
«Он был очень приземистым и пузатым, его голова была больше похожа на чудовищную жабу, чем на божество, а всё его тело было покрыто имитацией короткой шерсти, что придавало ему какое-то смутное ощущение одновременно как летучей мыши, так и ленивца. Его сонные веки были наполовину опущены над шаровидными глазами; и кончик странного языка вылетел из его толстого рта.»
Позже, в рассказе Смита «Семь испытаний» (The Seven Geases) (1933), Тсатоггуа вновь описывается:
«В той тайной пещере в недрах Вурмитадрета… пребывает с древнейших времён бог Тсатхоггуа. Вы узнаете Тсатхоггуа по его огромному обхвату, меху, похожему на шерсть летучей мыши, и взгляду сонной чёрной жабы, который он носит вечно. Он не издаст звука из обители своей, даже при сильном голоде, но будет ждать в божественной лености жертвоприношения.»
Смит вдохновлялся произведениями Лавкрафта и буквально соединил его творения со своими божествами. Но, кажется, божества Смита больше похожи на греческий пантеон, чем на космический божеств в «Мифах Ктулху».
Смит ссылается на Тсатоггуа в рассказах: «Повесть о Сатампре Зейросе», «Черная книга», «Дверь на Сатурн», «Генеалогическое древо богов», «Семь испытаний».
Родовое древо Тсатоггуа[править]
В письме Смита к Лавкрафту им была впервые описана схема родового древа божеств. Смит приписал богам семейные отношения — например, сделал Хзиулквоигмнжаха (Hziulquoigmnzhah), божество на Сатурне, «дядей» Тсатоггуа — и вписал это генеалогическое древо к его вымышленным «Пергаментам Пнома», что описывают «генеалогию и пророчества Гипербореи». Тсатоггуа является потомком божеств Наг и Йеб, которые породили Ктулху. В «Пергаментах Пнома» сказано, что Тсатоггуа — порождение Гисгута (Ghisguth) и Зстилжемгни (Zystulzhemgni), а также супруг Шатак (Shathak) и родитель Звильпоггуа (Zvilpogghua). Саксуклут (Cxaxukluth) является дедушкой Тсатоггуа.
Культ[править]
У Тсатоггуа находятся последователи среди других рас: существовал культ в Атлантиде и цивилизация Йота, известная как «дети Йига».
Бесформенные отродья[править]
Бесформенные отродья (Formless spawn) — приспешниками Тсатхоггуа, полиморфные существа, состоящие из чёрного вещества. Они чрезвычайно прочные и от них очень трудно отбиться. Бесформенное отродье может принимать любую форму и может атаковать свои цели немыслимыми способами. Они удивительно гибкие и похожие на пластик, и могут быстро проникнуть в комнату через мельчайшие щели. Они атакуют, кусая цели или раздавливая своей хваткой. Они могут растворять плоть при прикосновении. Отродья часто пребывают в бассейнах храмов Тсатоггуа и защищают святилище от осквернения неверующими. Смит описывает их в рассказе «Повесть о Сатампре Зейросе».
В повести «Курган» Лавкрафт пишет, что научная экспедиция в Подземном мире К’ньян наткнулась на храмы Тсатоггуа, где Бесформенные отродья уничтожили многих учёных. После этого Культ Тсатоггуа запретили.
В повести «Хребты Безумия» Лавкрафт утверждает, что «мистики указывают на доплейстоценовое происхождение „Пнакотических манускриптов“ и считают, что приверженцы Тсатхоггуа были столь же чужды человеку, как и он сам».
Вурмисы[править]
Вурмис (Voormis) — раса пещерных гуманоидов, поклоняющихся Тсатхоггуа. Лин Картер после смерти Кларка Эштона Смита описывает их в рассказах «Свиток Морлока» (англ. The Scroll of Morloc) (1976) и «Затерянные миры» (англ. Lost Worlds) (1980). Вурмис описываются как трёхпалые гуманоиды тёмно-коричневого цвета, покрытые мехом, они поклоняются Тсатоггуа, а также сражаются с Гнофкехами. Вурмис считали себя избранными приспешниками Тсатоггуа и его прямыми потомками. Вурмис обитали в Гиперборее (из творчества Смита), в будущем известной как Мху Тулан: в частности, в пещерных системах под четырёхконусным потухшим вулканом, названным в их честь — горой Вурмитадрет, самой высокой вершиной Эйглофианских гор. Их предки изначально были рабами змеелюдей (из творчества Роберта Говарда), сбежавших после того, как континент последних погрузился в море. Они шаманисты и, по-видимому, начали жить под землёй, пытаясь подражать своему божеству, Тсатоггуа. Вурмис создали процветающую культуру в Гиперборее до прихода людей, но их цивилизация в конце концов пришла в упадок. Из-за постоянной войны со своими заклятыми врагами, Гнофкехами, их число уменьшалось, пока их остатки не отступили на самые высокие склоны Эйглофианских гор. Более поздние поселенцы-люди охотились на них ради развлечения.
В разные времена и в разных землях Тсатхоггуа имел множество разных имён, которые нет смысла приводить здесь ввиду их «производности» от основного имени.
Великие обряды поклонения Тсатхоггуа проводятся в ночи Бельтайна и Самхейна. Малые церемонии обычно совершаются каждое новолуние, между полуночью и тремя часами ночи. Информация об этом Древнем содержится во множестве запретных книг, но более всего – в Книге Эйбона и Пнакотических манускриптах. Приводим отрывок из церемониальной песни Тсатхоггуа:
"Н‘ггах-ктхн-й’хха! Ктхаа т’лх гап рлхоб-г’тх'гг лгх тхок!
Г’ллх-йа, Тсатхоггуа! Й’кн’нх, Тсатхоггуа! Яви Себя!
Славься, Владыка Тсатхоггуа, Отец Ночи!
Славься, Старейший, Первый Сын Внешнего Отца!
Славься Ты, Кто был уже тогда, когда Звёзды не породили Великого Ктулху!
Восстань, Ползущий меж плесневых лугов Му!
Йа! Йа! Г’нот-йакагга-ха!
Йа, йа, Тсатхоггуа!"
А вот отрывок из воззвания, помещённого Эйбоном в свою книгу:
"Хвала Тебе, Тсатхоггуа, Темный Лорд
Сумрачных сфер! Перед твоим троном
Потерянные души оплакивают свою судьбу
Горьким и разносящимся повсюду криком,
И блуждают слепо в пещерах в подземельях
Под Эглофианскими горами.
Ты еси награда
За их наглость нераскаявшихся
Перед Страшными Судьбами
Из Них мщение Твое исходит,
Наказания Твоего не избежать, и да будет так,
Пока пики высокого Вурмитадрета
Возвышаются в тех ледяных землях…"
Тсатоггуа в творчестве Лавкрафта[править]
Роберт Прайс отмечает, что Лавкрафт позаимствовал у Смита и связал с сюжетом своих произведений, но «Тсатхоггуа Лавкрафта и Смита различаются практически в каждом случае». Лавкрафт отбрасывает сравнение летучей мыши и ленивца Смита, и описывает в повести «Шепчущий во тьме» "аморфного, похожего на жабу, Древнего бога, упомянутого в «Пнакотических рукописях», «Некрономиконе» и тексте Комориома, который составил жрец атлантов — «Кларкаш-Тон» (имя является анаграммой на Кларк Эштон Смит).
У Лавкрафта Тсатоггуа внешне напоминает огромную чёрную жабу, которая сидит на троне в темноте глубочайших подземных пещер и окружена свитой аморфных существ. Название «Черная жаба» отсылает к черной магии. По другим источникам, Тсатоггуа не правит в бездне, а скован и ждёт своего часа, чтобы выбраться оттуда. Лавкрафт основывался на широко распространенных в мифологии Европы легенды о колдунах, которые вызывают на ритуалах чудовищ «Иных миров». Тсатоггуа обитает глубоко под землей в Н’кай, но когда-то жил внутри горы Вурмитадрет в Гиберборее (из творчества Смита), но покинул ее после того, как континент покрылся льдом.
Лавкрафт впервые описывает Тсатоггуа в повести «Шепчущий во тьме» (1930):
«Именно из Н’кая явился ужасающий Тсатхоггуа — это бесформенное, жабоподобное божье создание, упоминающееся в „Некрономиконе“ и цикле легенд „Комморион“, сохранённым для нас первосвященником Атлантиды по имени Кларкаш-Тон.»
В повести «Курган» (1930) Лавкрафт ставит Тсатоггуа в один ряд с космическими божествами. Жители поземного мира К’ньян говорят, что Тсатоггуа пришёл из бездны, где нет света, а также им известно, что ему поклонялись в Гиперборее. Культ Тсатоггуа в одно время был распространён в К’ньян и в честь него назвали город Тсатх. В древности в Н’кай обитала раса жаб, которые, вероятно, выглядели как Тсатоггуа. Однако, позже Н’кай заполонили ужасные аморфные черные существа, а все тоннели, ведущие туда, замуровали и культ запретили.
В повести «Хребты безумия» (1931) также упоминается Тсатоггуа, среди прочих названий:
«Первобытные мифы описывают демоническое плато Ленг, Ми-Го, снежного человека Гималаев, „Пнакотические рукописи“, с их до-человеческими последствиями, культом Ктулху, „Некрономиконом“ и гиперборейскими легендами о бесформенном Тсатхоггуа, и еще более аморфных звёздных отродий, связанных с этой полусущностью.»
Позже, Лавкрафт опишет чудовищного Тсатоггуа в рассказе «Ужас в музее» (1932):
«Чёрный Тсатхоггуа превратился из жабоподобной гаргульи в извилистую черту с сотнями рудиментарных ног.»
В рассказе «Врата серебряного ключа» (1933) говорится, что в Гиперборее говорили в доисторические времена на языке тсат-йо (Tsat-yo).
Тсатоггуа в произведениях других авторов[править]
- В романе «Конан-буканьер» (1971), книге 6 серии «Конан», идол Тсатоггуа, который ожил и напал на Конана. Книга написана Спрэг де Кампом и Лин Картером, основанным на персонаже Конана Роберта Говарда.
- В романе «Золотое яблоко» (1975), второй книге «Иллюминатус!» Роберта Ши и Роберта Антона Уилсона Тсатоггуа появляется в эпизодической роли, где его также называли Святой Жабой.
- В рассказе «Свиток Морлока» (1976) Лин Картера описана раса существ Вурмис, которые общаются собачим лаем и поклоняются Тсатоггуа.
- В рассказе «Древний» (2002) Джона Глэсби говорится, что Тсатоггуа живет в разрушенном подводном городе Ют недалеко от Багамских островов, хотя это явно противоречит исходному материалу.
- В рассказе «Тсатоггуа» (2008) Майкла Ши появляется Тсатоггуа. Впервые опубликован в журнале «Вскрытие и другие рассказы».
- В романе «Серой магии: Эпизод Эйбона» Гари Майерса (2013) Тсатхоггуа играет ключевую роль. Роман основанна персонаже Эйбона и гиперборейском цикле Кларка Эштона Смита.
- «Ужас Жабьего озера» Джеймс Амбюэль
- «Смерть — это слон» Роберт Блох
- «Цатоггуа» Фантина
- «Оракул Садогуа» Хильгер
- «Круглая башня» Прайс
- «О, Зловещая Теофания» Пагмайр
- «Некрономикон» Тайсон
- «Воскрешение Кзадул-Ра» Вестер
Цикл Тсатхоггуа[править]
В 2005 году Chaosium опубликовал антологию «Мифы Ктулху» под редакцией Роберта Прайса под названием «Цикл Тсатхоггуа», в которую вошли оригинальные рассказы Кларка Эштона Смита с участием Тсатхоггуа, а также рассказы других авторов, в которых это существо играет главную роль. В сборник рассказов вошли:
- «Из пергамента Пнома» Кларка Эштона Смита
- «Семь испытаний» Кларка Эштона Смита
- «Завещание Атаммауса» Кларка Эштона Смита
- «Повесть о Сатампе Зейросе» Кларка Эштона Смита
- «Кража тридцати девяти поясов» Кларка Эштона Смита
- «Тень спящего бога» Джеймса Амбуэля
- «Проклятие жабы» Лоэя Холла и Терри Дейла
- «Темное болото» Джеймса Андерсона
- «Древний» Джона Глэсби
- «Оракул Садогуа» Рона Хилгера Шоу ужасов Гэри Майерса
- «Сказка о жабьей петле» Стэнли С. Сарджента
- «Ползущее королевство» Рода Хизер
- «Воскрешение Кзадул-Ра» Генри Дж. Вестера III
Способности[править]
И Лавкрафт, и Смит изображают Цатоггуа способным менять облик. В «Ужасе в музее», написанном Лавкрафтом, он пишет: «Черный Тсатхоггуа превратился из жабоподобной горгульи в извилистую линию с сотнями рудиментарных ног». Как бог, Цатоггуа может изменять свой облик, чтобы лучше адаптироваться к любому окружению, в котором он находится. Когда он жил на Сайкраноше (планете, которую мы сегодня знаем как Сатурн), у него была совершенно иная форма («Дверь на Сатурн»), возможно, он больше походил на своего дядю по отцовской линии Хзиулквоигмнжаху, голова которого болтается под сфероидоподобным телом. Возможно, что истинная форма Тсатоггуа похожа на форму Бесформенных отродий. Некрономикон предсказывает, что в нужный час Тсатоггуа поднимется на поверхность, дабы осуществить свои цели: «…и Цатоггуа с Абхотом явятся из грязно-мутных пещер Н’каи во чреве земли».
Цатоггуа способен общаться с людьми, включая своих культистов, и иногда вознаграждает их за услуги, предлагая оккультные знания или подарки, например, подарив Эйбону устройство, которое могло открывать врата в другой мир, где Эйбон мог прятаться от инквизиторов. («Дверь на Сатурн»). Также он мог даровать человеку своеобразное бессмертие в виде цикла реинкарнаций и влиять на человеческую память.
Кроме того, Тсатоггуа может появляться в виде своей тени, однако, даже в этой форме он может поглотить человека, который осквернил могилу его служителя («Тень спящего бога», Джеймс Амбуэль).
Общается ли Цатоггуа с помощью речи или телепатии, неизвестно. Когда оно заговорило с Ралибаром Воозом, последнему «показалось, что он услышал глубокий рокочущий звук; но он не знал, отразился ли он в сумеречном воздухе или в его собственном сознании. И звук сам собой оформился, хотя и бессвязно, в слоги и слова». («Семь испытаний»)
Нельзя определенно сказать о других силах Цатоггуа, но можно точно утверждать, что они не менее эффективны, чем силы других Древних, таких как Ктулху, Йог-Сотот и Сет/Ньярлатхотеп. Информация об этом проскальзывает в Некрономиконе и «Книге Эйбона» (и, возможно, в «Книге Скелоса», одна из копий которой была найдена у ног идола Цатоггуа, у которого совершались человеческие жертвоприношения). В этих источниках есть информация, согласно которой Цатоггуа в виде своих каменных изваяний мог передвигаться с нечеловеческой скоростью, даже несмотря на огромный вес таких идолов.
Поговаривают, что сейчас Тсатхоггуа почти лишился своей материальной оболочки, поскольку вера в него очень слаба. Однако существуют свидетельства, что даже дикие звери приходят почтить Тсатхоггуа к его алтарям и идолам. И, пока в глубоких пещерах Аморфные отродья всё ещё отправляют церемонии у изваяний этого Древнего, а маги-одиночки славят его в определённые дни и часы, культ Тсатхоггуа не сгинет во мраке времён.