Теоретик
Что нужно сделать, чтоб чему-то научиться? Нужно сесть и изучить! Разве не так? Да наш герой всю жизнь только этим и занимался!
Этот персонаж обладает глубочайшими знаниями о предмете. Он многие годы внимательно читал книги и прослушивал лекции по данной теме. Знает назубок связанные с ней исторические события и даты, может среди ночи перечислить все существующие разновидности, разбирается в их преимуществах и недостатках. Сейчас он, возможно, даже преподаёт этот предмет и считается признанным и неоспоримым профессионалом.
Но если понадобится применить знания на практике, то тут нас может неожиданно постигнуть провал и разочарование. Может, учились плохо? «В одно ухо влетело — в другое вылетело»? Нет, герой вовсе не глуп, и с памятью у него всё хорошо. Просто знать и уметь — принципиально разные вещи. И хорошо, если наш герой осознаёт ограниченность своих практических возможностей. А если действительно полагает себя опытным пилотом, бойцом, врачом и т. д., дело может кончиться печально. Но при более удачном стечении обстоятельств такой теоретик может оказать важную помощь настоящим мастерам и практикам — своими консультациями и подсказками.
Смежные и сопутствующие явления:
- Образованный — не значит умный, когда близкие героя с отчаянием узнают, что к прослушанным курсам не прилагаются мозги.
- Тяжкий труд не помогает — сам герой с отчаянием узнаёт, что к приобретённым знаниям не прилагается талант.
- Небеснокаменный учёный — отказывается принимать то, о чём не написано в его книжках.
- Учёный-схоласт — использовать знания на практике никто заведомо и не собирался.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Я знаю самбо, каратэ, кунфу, бокс, тхэквондо и ещё много таких же страшных слов!
- Люди делятся на тех, кто отлично разбирается в дорогих часах и машинах, и на тех, кто ими владеет.
- Байка об учёных, которые съехались в Ригу на конференцию по атомной физике. В конце дня мировые светила вышли к берегу моря, чтоб отдохнуть от научных дискуссий и попить пивка. Выяснилось, что ни у кого из учёной компании не нашлось при себе открывашки, и они обратились к товарищу самого потрёпанного вида, который проходил мимо, проявляя живой интерес к урнам и мусорным бакам. Открывашки не нашлось и у него, но он попросил пивную бутылку и зажигалку. На глазах у светил бродяга подогрел крышку, легко снял её и вернул бутылку с упрёком: «Физику надо знать!»
Литература[править]
- Жюль Верн, «Двадцать тысяч льё под водой» — Консель хорошо разбирается в систематике животных, но как выглядят эти организмы, знать не знает.
- «Гарри Поттер и орден Феникса» — именно так, по мнению Амбридж, должна изучаться Защита От Тёмных Искусств.
- Фэн Цзицай, «Волшебный кнут» — знаменитый и почитаемый мастер боевых искусств соизволил лично со своей верной свитой и учениками навестить юношу, о котором пошла слава, как о неплохом бойце. С первых минут общения стало ясно, что до сенсея мальчику — как до Луны. В мастерстве болтать языком, во всяком случае.
— Мастера воинского искусства обычно говорят: на Юге — кулаки, на Севере — ноги. Какие стили южного искусства кулачного боя ты знаешь?
— Слыхал, что очень опасен стиль цветка сливы. Еще слыхал…
— Чепуха! — прервал его Су Тяньсян. — Стиль цветка сливы есть и в южных, и в северных школах гунфу. Ты о каком говоришь? В северном искусстве кулачного боя существует десять стилей: первый — «мать и дитя», второй — «движущаяся рука», третий — «летающая нога», четвёртый — «ровный подъем», пятый — «гуаньдунский стиль», шестой — «стиль катающегося по земле» и только седьмой — «цветок сливы». В южном кулачном искусстве существует разделение на «большой» и «малый цветок сливы», да и они не очень-то опасны. А вот опасные стили — это стили «Лю», «Цай Лифо», «Хунфо», «белая бровь», «тигр и журавль», стиль «дракона», «южного посоха», «богомола», «коромысла», «чёрного тигра», «великого тигра», «лунмэньский», «железной нити», «небесной кары»…
Не переводя дух, Су Тяньсян назвал больше сотни видов кулачного искусства. Дурень-Второй слушал, и глаза его раскрывались все шире и шире. С таким учёным человеком не поспоришь!
Между тем Су Тяньсян продолжал свои расспросы:
— А говорили ли старшие в твоём роду, от какого направления кулачного искусства пошло ваше семейное мастерство? — Тон его стал ещё более требовательным.
— Батюшка говорил мне, что наш предок придумал приёмы боя косой, наблюдая за движениями хвоста леопарда. Так он передал суть искусства «син и».
— А это тем более чушь! Если бы ты говорил о «пяти видах кулачного искусства Шаолинь», то это еще было бы понятно. В шаолиньском кулачном искусстве имеются стили пяти видов: дракона, тигра, леопарда, змеи, журавля. Среди органов человеческого тела они соответствуют сердцу, печени, селезёнке, лёгким и почкам, а среди мировых стихий — металлу, дереву, воде, огню и земле; кроме того, они связаны с разными началами человеческого организма: семенем, физической силой, жизненной энергией, костной основой и духовностью. Среди этих пяти стилей действительно есть стиль леопарда. А в искусстве «син и» — двенадцать стилей: медведя, сокола, дракона, тигра, черепахи, ласточки, змеи, обезьяны, лошади, цыплёнка, орла и голубя. Откуда же тут взяться леопарду? В искусстве «син и» главное — шесть единений: единение сердца и воли, единение воли и жизненной энергии, единение жизненной энергии и физической силы, единение плеч и бёдер, единение локтей и коленей, единение ладоней и ступней. А ещё есть три уровня понимания и три уровня достижений. Тебе понятно? Что такое три уровня?..
- С. Лукьяненко, «Последний Дозор» — на пути у неопознанного и очень сильного вампира совсем некстати оказалась группа светлых иных, стажёров магической школы на практическом занятии. Вампир легко преодолел примитивное защитное заклинание и скрылся, убив преподавателя и одного из учеников. Впоследствии, чтоб не очернять образ погибшего, Городецкий сказал уцелевшим, что их учитель проявил себя героем, а про себя отметил, что в распоряжении этого героя были куда более эффективные средства, которые можно было противопоставить вампиру и избежать жертв. Но с применением теоретических знаний в практической ситуации преподаватель не справился. А вот погибший ученик как раз спас мальчика, ударив вампира заклинанием, которое знал лишь в теории.
- «Хроники странного королевства» — аверсия с Шелларом: «Теоретически знаю, значит, должно получиться» — и у него действительно всё получается. Правда, когда ему довелось самолично принимать роды — он хоть и справился, но признал, что кроме теории здесь нужны ещё и практические навыки.
- На самом деле всё сложнее — он как раз не справился, там оказался сложный случай, где требовалась именно практика, набитость руки. Спасло Ольгу в данной ситуации божественное вмешательство: Вся сложнейшая ситуация с родами Ольги была наказанием, которое назначили Двуликие Боги Максу. А разрешилось всё успешно потому, что Макс принял верное решение и пошёл в Тоннель «колоть» Повелителя.
- Лем, «Условный рефлекс»: профессор Меринус — «старик, который в жизни не ступал ногой не то что на Луну, а даже на порог ракеты! — благодаря теоретической эрудиции знал каждый камень в любом из кратеров Моря Дождей, скалистые хребты астероидов и самые неприступные районы на спутниках Юпитера; говорили, что ему прекрасно известны метеориты и кометы, которые будут открыты спустя тысячелетие».
Кино[править]
- «Обыкновенное чудо» — Охотник, который уже давно не охотится, а коллекционирует дипломы и борется за звание Лучшего охотника.
- «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», серия «Король шантажа» — Холмс берётся ограбить дом шантажиста и вполне уверен у успехе. Ведь он сам переловил столько умелых и осторожных преступников, за много лет работы изучил все их приёмы, всевозможные ошибки и промахи, которые становятся уликами — конечно же, человек с таким багажом уникальных знаний способен совершить идеальную и безупречную кражу со взломом. А тут такая заманчивая возможность!… «Нет, ну чёрт знает что. Всю жизнь распутывать преступления, и не научиться самому заметать следы» — только и оставалось в итоге воскликнуть Холмсу, которого от тюремной камеры уберегло лишь чудо[1].
Телесериалы[править]
- «Теория большого взрыва» — 1 сезон, 2 серия. Шелдон и Леонард пытаются затащить по лестнице на 4-й этаж шкаф для Пенни. Шелдон: «Нам не нужна сила, мы же физики-теоретики. Мы интеллектуальные наследники Архимеда. Дайте мне точку опоры и я переверну мир!». В следующем же кадре шкаф с грохотом скатывается вниз по лестнице, не обращая внимания на все их глубокие познания в физике. «Ах, гравитация, бессердечная ты сука!»
- «Интерны» — Борис Левин, самый умный и теоретически подкованный (окончил вуз с красным дипломом), но совершенно не подготовленный к стрессовым и внештатным ситуациям. Поставить его в тупик проще простого, чем знаменитый тролль Быков с удовольствием пользуется.
- Хотя медик с полным отсутствием практических навыков возможен лишь в случае купленного оптом или в розницу диплома. Такой кадр в сериале, кстати, тоже был и занимался чем угодно, кроме непосредственной работы.
Мультфильмы[править]
- «Кунг-фу панда» — таким предстаёт По в начале первого фильма. Он бредит боевыми искусствами и Неистовой Пятёркой в частности, знает об этом больше кого бы то ни было в городке, но свои боевые навыки справедливо оценил как «нулевой уровень». Хотя до По нулевого уровня в кунг-фу, вообще-то, не было.
- «Университет монстров» — нет на страшильном факультете более прилежного студента, чем Майк Вазовски. Знания у него блестящие, но реально напугать он не может даже самого робкого ребёнка: Майк Вазовски просто не страшный, и научить этому, увы, нельзя. Зато, как оказалось, научить может он.
Мультсериалы[править]
- «My Little Pony» — Санбёрст. Знает о магии всё, заткнёт за пояс даже такую заучку, как Твайлайт. А вот волшебник из него так себе.
Аниме и манга[править]
- Рэкута из Duel Masters (это такая плохая версия Yu-Gi-Oh!). Сын продавца карт для дуэлей, знает о картах всё, носит кучу карт в рюкзаке, но за жизнь не победил ни в одной дуэли (до сезона Charged, где непобедимый чемпион Хакуо получил задание помочь ему научиться побеждать). В сезоне Sacred Lands в земле Воды Рэкута побеждает в викторине на тему карт, и его принимают за избранного чемпиона, который должен всех спасти, но тот всухую проигрывает дуэль со стражницей (а люди ещё и думают: «может, это какая-то особая хитрая чемпионская победная тактика?»)
- Pokemon (аниме): был как минимум один такой персонаж — в арке Синно. Назубок знал все особенности покемонов, постоянно выигрывал в тематических викторинах и гордился этим. В этой же серии повстречал команду R и сел в лужу — в отличие от крутого, но тупого практика Эша, у нашего теоретика вообще не было опыта. А трио — не такие уж серьёзные противники в битве покемонов (если только не крутеют, получив эпизод-фокус).
Реальная жизнь[править]
- Увлекаться спортом — понятие растяжимое. Доскональное знание составов команд Кубка Америки 1983 и результатов всех матчей чемпионата Франции вполне сочетается с пивным животом и тяжёлой одышкой.
- Не следует ждать от конструктора-оружейника снайперской стрельбы, а от ведущего инженера автоконцерна — виртуозной езды.
- А чтобы мастерски уметь стрелять из авиапушки, для начала нужно всего-то-навсего уметь летать на боевом самолете или вертолете. Что сводится к отдельному высшему образованию при обязательном очень нехилом здоровье и сотнях часов налета просто для того, чтобы допустили к тренировкам на боевое применение.
- Людвиг фон Мизес и прочие апологеты «австрийской школы экономики» (классический капитализм на максималках без «вмешательства государства») написали много книг о преимуществах «свободного предпринимательства», но сами предпочитали получать деньги на государственной службе.
- В принципе, многие учителя. Не каждый школьный учитель математики применял синусы и производные в своей жизни. А уж учителя экономики и предпринимательства — и подавно (впрочем, уже в вузах есть практикующие).
- Зигзаг — специалисты по высшей математике, которые не в ладах с арифметикой.
- Создатель «Тетриса» Алексей Пажитнов, по его собственным словам, был лучшим в игре только в тот короткий период, когда, кроме него, никто в неё не играл. Пополам с сапожник без сапог.
Примечания[править]
- ↑ В отличие от советской экранизации, в литературном первоисточнике (рассказе «Конец Чарльза Огастеса Милвертона») друзьям вполне удалось благополучно проникнуть в дом злодея и бесследно покинуть его, без лишней драмы. Немного засветился только Уотсон, но не по своей вине.