Алан Гарнер
По меркам известного фэнтези Алан Гарнер — весьма неплодовитый писатель. За более чем пятьдесят лет непрерывной деятельности он написал лишь несколько коротких повестей, небольших романов, книжек со сказками. Критики, в то же время, не раз сравнивали его творчество с легендариумом Толкина, с работами Льюиса, его называли продолжателем идей Киплинга. Однако книги Алана Гарнера стоят особняком по отношению к современному фэнтези и в целом — явление уникальное. Эта статья описывает не отдельный цикл историй, а творчество автора в целом, потому что он сам считает его неделимым целым.
Как Алан Гарнер начинал писать и его литературный стиль[править]
Судьба Алану Гарнеру выпала не из лёгких, особенно в молодые годы. Он страдал от тяжёлых болезней, которые наваливались одна за другой и приковывали его к постели. Юный Алан мог лишь погрузиться в фантазии о холмах и равнинах родного Чешира, где он гулял с соседской детворой, о которых слышал немало преданий от своего дедушки. Алан заглянул в лицо смерти. А когда ему было пять лет, уже началась Вторая Мировая Война. Впрочем, что-то складывалось удачно: хоть мальчик и рос в семье зажиточных фермеров местечка Олдерли Эдж, его способности к учению были замечены, и Алан получил хорошее образование, поступил в Оксфорд и хотел стать там одним из профессоров, преподавать греческий язык. Между прочим, с Толкином и с Льюисом Алан Гарнер был знаком лично, хоть и не читал их книг в то время.
Тем не менее, от карьеры учителя пришлось отказаться: Алан Гарнер серьёзно занялся своей первой книгой и не мог совмещать писательство с преподаванием. Вспомнились истории, услышанные им в детстве, предания о рыцарях короля Артура, спящих под скалой, о колдунах и таинственных чарах. «Волшебный камень Бризингамена» был написан за четыре года и отлично принят критиками и публикой. В этой книге закладывались основы всего творчества Алана Гарнера. Столкнулись два мира, реальность и кельтские сказания, по нетронутым цивилизацией холмам бродят гномы, эльфы, волшебники и жестокие ведьмы. Мы видим в «Совах на тарелках» развитие этой мысли. Магия проникает в человека, опутывает его своими нитями и воскрешает из памяти веков события давно минувших дней. Каждую новую свою книгу Алан Гарнер продумывает в мелочах, он меняет фразы и перестраивает до тех пор, пока каждое слово не окажется совершенно необходимым. Даже небольшие повести насыщены событиями от начала и до конца. Так же щепетильно Алан Гарнер относится к излагаемым им легендам. За годы своей работы он услышал и прочёл многие британские мифы, и не только. Мысль из глубин истории он пытался понять, уловить, выразить в контексте нашего времени.
Каждому писателю приходится искать свой способ писать. Я лично чувствую, что истории находят меня сами. Если бы я пошёл за ними (а я этого не делаю), я бы их не нашёл. На опыте я убедился, что разум – это хороший критик и редактор, но он совершенно не оригинален. Творчество — продукт бессознательного. Я «вижу», «смотрю», «слушаю», а потом записываю, ничего не планируя в голове. Всё, что происходит, для меня столь же неожиданно, как и для читателя. Также очень важно для меня читать текст вслух. Если он на слух неприятен, то и в голове будет не лучше.
Несмотря на постоянные параллели со сказками; на детей, юношей и девушек в качестве героев, Алан Гарнер не пишет для детей, он «пишет для себя». За ширмой из чудес сокрыто многое. В позднем творчестве писателя меньше места остаётся магии, больше — трудным вопросам и взгляду в будущее через призму прошлого. Он не окончил свой поиск, книга за книгой пытаясь подвести итог своим мыслям. В 2012 году вышла «Boneland» — роман, завершивший трилогию, пятьдесят лет назад начатую «Волшебным камнем Бризингамена» и «Луной в канун Гомрата», но далеко от них отстоящий.
Алан Гарнер | |
---|---|
Цикл историй об Олдерли | Волшебный камень Бризингамена • Луна в канун Гомрата • Boneland |
Повести | Элидор • Совы на тарелках • Красное смещение… |
Другое | Каменная книга… |