Моська лает на слона
Вкратце
Персонаж грозится, хотя ему заведомо не справиться с тем, на кого он ополчился (или якобы ополчился).
— Ну чё, пойдём его уроем!
Им не светит — но они об этом ни сном ни духом…
Комический эффект построен на том, что читатель (слушатель, зритель) уже знает, насколько крут тот, о ком речь — но при этом персонаж, всерьёз затеявший «урыть» упомянутое лицо, попросту не ведает, НА КОГО замахивается.
Или вариант: тот, кто грозится — неадекват. Ему есть откуда ведать, что его ждёт, если он попрёт на такую силу… но он всё равно не знает этого, потому что «не хочет знать». Он всё равно внушает себе (как правило — успешно, и, как правило, до поры до времени), что шансы есть — хотя на самом деле шансов нет. Педаль в пол, если он уверовал, будто впереди даже не «шансы», а полная гарантия победы.
И наконец, как в случае басни-тропнеймера, подобные речи персонаж может вести — и грудь при этом выпячивать — чисто ради троллинга, прекрасно при этом осознавая, что ему не светит, если разборка пойдёт всерьёз. Но «надо же себя поддержать против них»(с), или ещё и позлить противника… А то и просто попиариться, без намерения всерьёз конфликтовать.
- А если противник дурак и/или трус — он может и всерьёз испугаться (существа, которое он мог бы размазать по земле одним ленивым движением). Чего только на свете не бывает.
Общее для всех трёх случаев — разительное несоответствие сил (противник НАСТОЛЬКО сильнее, что…), но при этом словесные угрозы из уст слабейшего, будь они искренними или не очень. Подтекст угроз, как правило — хвастливость или (реже) спокойная уверенность, что всё получится, в данном случае напрасная.
Соседний (и отчасти противоположный) троп — Давид против Голиафа. Когда «моська» идёт на «слона» всерьёз, с полным пониманием, как малы её шансы хотя бы выжить, но побеждает упорством или хитростью.
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- Древнегреческие мифы о состязаниях в искусстве с кем-то из богов Олимпа (обычно с Афиной, Аполлоном или музами). Засветились Арахна, Марсий и Пиериды.
- И если в случае с противниками Аполлона сабжем была сама мысль о том, что можно превзойти в мастерстве бога, то Арахна-то и в самом деле не уступала Афине. Вот только не стоило ей создавать на богов карикатуры, учитывая, что Афина таких шуток не понимает.
- Народная потешка (есть во многих культурах) «Комар на бой собирался». В одних версиях комар грозит повалить дуб, в других — победить льва.
- Есть варианты этой потешки с субверсией тропа: повествование о дубе подаётся как пародия на истории о гигантских катаклизмах или «битвах титанов» (и дуб действительно рушится под комаром — но и комар погибает, упав с дуба), а в рассказе о льве показывают, как лев начал молить о пощаде, оттого что комар закусал его прямо в чувствительный нос (иногда комара, гордого победой, потом съедает лягушка или птица).
- В басне Эзопа насекомое после того, как оно покусало льва, съел паук.
- Есть варианты этой потешки с субверсией тропа: повествование о дубе подаётся как пародия на истории о гигантских катаклизмах или «битвах титанов» (и дуб действительно рушится под комаром — но и комар погибает, упав с дуба), а в рассказе о льве показывают, как лев начал молить о пощаде, оттого что комар закусал его прямо в чувствительный нос (иногда комара, гордого победой, потом съедает лягушка или птица).
- Французский анекдот: «Играет в хоккей команда мышей с командой слонов. Слон-защитник ка-ак припечатал задницей к борту мыша-нападающего! Мыш — лежит на льду без признаков жизни. Судья остановил матч и позвал врача. Слон тем временем в панике склоняется к мышу: „Серенький, серенький, ты жив?.. Я тебя не убил?..“. Мыш возмущенно вскакивает (вернее, пытается, а получилось у него только с постаныванием и не спеша встать на ноги) и гордо говорит: „А почему такая паника, серый? Это хоккей, жёсткая игра. Небось не пинг-понг. Я бы мог применить к тебе тот же самый приём!“»
- Аналогично (но с некоторыми вариантами) и про футбольный матч слонов с муравьями.
- В том же духе и иные отечественные анекдоты про муравья (или нескольких), которому слон «мешает».
Литература[править]
Русскоязычная[править]
- Иван Андреевич Крылов. Классика и тропнеймер, вариант с троллингом ради самопиара. Сама Моська очень откровенно объясняет свои мотивы (наедине с другом):
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»
- А. Аверченко, «Серёжкин рубль» — вариант с неадекватом. Напрасно Серёжка поверил в собственную ложь. Напрасно «моська начала лаять на слона» и даже кинулась на него…
- Маяковский, шутки и эпатажа ради, грозился самому Богу: «Я думал, ты всесильный БожИще, а ты — недоучка, крохотный божик… Видишь, я нагибаюсь, из-за голенища достаю сапожный [т. е. боевой засапожный] ножик…».
- В другом стихотворении «наехал» на солнце. Когда оно сошло к нему на чай, немного струхнул. Впрочем, кончилось все хорошо.
- Есенин — из окошка — грозился совершить позорное действо с Луной, но рандеву, увы, не состоялось.
- К. Чуковский, стихотворная сказка «Тараканище». Обычный (даже не гигантский и, по-видимому, не обладающий никакими особыми способностями) таракан просто отыгрывал троп — и так запугал-затроллил огромных могучих зверей, что они готовы были даже приносить ему в виде дани своих детей, которых тот грозился «кушать за ужином»!.. Огромную толпу зверей «спасает» (на самом деле — от их собственной трусости) обычный воробьишка, который взял да склевал таракана-провокатора.
- Владимир Войнович рассказывал, что его маленькая дочь сочинила короткую сказку-басню. «Шёл слон, навстречу ему волк. Волк говорит: „Слон, а слон, можно я тебя съем?“. „Нельзя“, — строго ответил слон и пошёл дальше целый».
- «Волкодав» — вариант с неадекватом. Юный дворянин Атталик, нифига толком не умеющий, при этом безнадёжно и глупо влюблённый в кнесинку (княжну), раз за разом отчаянно бросает вызов Волкодаву, мастеру боя и телохранителю той княжны. «Это я должен быть около неё и защищать её, а не ты, безродный! Дерись! Боишься?!!». Мудрый Волкодав не бьёт (и не унижает) парня, от боя уклоняется, остужает пыл Атталика продуманными насмешками.
- И только когда сопляк попытался зарезать Волкодава из-за угла, терпение у того лопнуло, и венн пустил в ход дедовский метод воспитания — выпорол мальчишку вожжами. Удивительно, но «вогнать ума через задние ворота» вполне получилось.
- «Хроники странного королевства» — вариант не боевой, а «социальный». Агент земных спецслужб Георгий Бранкевич уверяет, что запросто возьмет под контроль короля Шеллара, потому что «он, конечно, по местным меркам умный, но такой силы, как мы, даже представить не может». Ему в ответ объясняют, что умный он не только по местным меркам. Но не убедило…
На других языках[править]
- «Пертская красавица» — Оливер Праудфут, постоянно. Друзья знают об этой его слабости (у него, кажется, с головой не всё ладно) и не судят его строго.
- Когда его случайно грохнули — друзья развязали самую настоящую вендетту за Оливера, но не потому, что так уж сильно его любили, а потому что нельзя создавать прецедент, когда дворянин безнаказанно убивал бы зажиточного мещанина. Этак дворяне совсем оборзеют, берега потеряют, закон и обычай забудут.
- Борис Априлов, «Приключения Лиско», четвёртая книга — вся история с «загадочным и грозным существом» Чими[джимичамиджоми]. Кто в курсе деталей — чур без спойлеров!
- В адаптации для кукольного театра — субверсия: крохотный слабенький Чими под конец оказывается «монстром-инкогнито», способным и вырастать до великанских размеров, и применять против своих врагов псионику, и осквернять округу каким-то проклятьем, и мгновенно высушивать магической силой водоёмы, и чёрт знает что ещё. Но сам автор заявлял, что это неканон («просто кошмарный сон Мокси, и если будет мультфильм, то так и надо подать»), а на деле, дескать, всё произошло как в романе (где, в принципе, повторилась история «как с Тараканищем Чуковского», только в нелетальном варианте).
- В романе, несколько позже, сам Лиско отыграл троп по отношению к огромному и опасному (но глупому, легковерному и трусоватому) волку — и сумел взять его на понт, грамотно запугать (в том числе с помощью приёма «Неизвестность пугает больше») и изгнать.
- «Ведьмак» — Иво Мирс по прозвищу Цикада решил «проверить каков ведьмак в бою» и вызвал его на поединок на мечах. Геральт сражаться не стал, а просто вырубил заносчивого наемника ударом в челюсть. Перед этим ведьмак загодя надел шипастые перчатки, чтобы у Иво ещё и все губы полопались, а на щеках и подбородке навсегда остались следы — «для науки». Прощай, брутальная красота пана Цикады, отныне он изуродован…
Кино[править]
- «Коммандо» с А. Шварценеггером. Полицейские, при поддержке магазинных охранников, собираются задержать в торговом центре какого-то огромного силача, который, по словам хорошенькой мулатки, обижал её. Даже один вид этого качка устрашает полицейских, и они, прежде чем докопаться до мужика, срочно созывают подмогу по рации… В это время один из копов, понтливый чернокожий совсем некрупного сложения, красуется перед двумя девушками и небрежненько этак говорит: «Ну, красавицы, хотите посмотреть, как я сейчас навешаю одному ублюдку?». (Зритель к этому времени в курсе, что протагонист служил в разведывательно-диверсионной части. Да и вообще, Арнольд 1980-х — это сам по себе мем.)
- За этим следует сцена «избиения младенцев»: силач отлупасил толпу полицейских, как какой-нибудь герой beat 'em up-видеоигры. Задержание не состоялось.
- «Захват» (Under Siege), фильм первый. Террористы уверены в своей лёгкой победе над протагонистом — корабельным коком (С. Сигал). Один из них, однако, предостерегает: «Да он бывший „зелёный берет“!». Один из главарей в ответ: «Да эти ребята [ударная группа] уроют десяток „зелёных беретов“ и сотню коков!». Сотню коков они, может, и урыли бы, а одного этого ветерана спецназа — не смогли, учитывая, какая у него великолепная подготовка. Да и не один он сражался — сумел мотивировать экипаж корабля на борьбу. Террористы, в своей спеси, матросиков вообще в расчёт не принимали — мол, овцы, заложники, что может пойти не так? Да и танцовщица, которую укрыл один из вожаков, оказалась вполне себе бой-бабой
- «Мои счастливые звёзды». Большинство «Банды Сиротского Дома» — бойцы не очень, но при виде врага (опасных злодеев) они всё равно встают в грозные и картинные кунфуистские стойки. Мол, знай наших!
- «Фаворитка»: Эбигейл Хилл, из милости взятая в служанки к самой могущественной персоне в Англии — своей кузине Саре Черчилль, — после парочки эпизодов начинает медленно, но верно терять берега и в итоге замахивается на гражданскую ликвидацию собственной благодетельницы. Что характерно, у неё получается, хоть и ненадолго.
Телесериалы[править]
- «Лесник». Вася Большаев — штатный клоун сериала, деградировавший алкоголик, ничтожный враль, слабак и хвастунишка. Он тяжко переживает свою постоянную униженность, «социальную и моральную опущенность» (недаром в мечтах/бреде постоянно видит сам себя начальником, наставником или вождём!). Порой ему случается на полном серьёзе посулить, что он-де, Вася, кого-то «возьмёт на болевой [приём]», и тот-де «будет ласточкой вдоль всей деревни лететь». Говорится о заведомо могучем противнике, против которого у Васи никаких шансов. Что характерно — говорится только заочно, когда противник гарантированно не услышит. (То есть остатки адекватности у Васи еще сохранились.)
- Один раз за такую похвальбу Вася получил по роже от своего друга Егора.
- Вася и протагонисту — качку и супербойцу — пытался в пьяном виде грозиться («Ты зачем увёл мою женщину?! Я тебя сейчас…»). Но — предательски упавшим голосом (опять-таки, соображалку не до конца пропил). Лесник Зубов его жалел, в ответ бил совсем несильно (скорее толкал).
- Другая ситуация из того же сериала, уже не с Васей. Третий сезон, глава «Каникулы». Бандиты планируют свои действия: «Вы — езжайте за девчонкой [чтобы её похитить], а мы двое — в Иванисовку, лесника трясти [т. е. допрашивать жёстко и с пристрастием, а также требовать денег]!». Нервным смешком давятся те из зрителей, которые смотрели сериал с первого сезона, не пропустив ни одной серии, и потому знают, каков этот лесник и ЧТО он может. Эффект усилен тем, что эти двое, вознамерившиеся «трясти лесника», оба на вид далеко не качки и не гении рукопашного боя, и даже не наделены какой-то особенной харизмой.
Мультфильмы[править]
- «Тимка и Димка». Жили-были друзья не разлей вода — котёнок и медвежонок. Но однажды они поссорились, и медвежонок, отчего-то завидуя коту, заявил, что сможет «быть котом и ловить мышей не хуже». Крохотная вредная мышка ничуть не испугалась медвежонка — тщетно он мяукал и прилаживал себе вместо кошачьего хвоста веник. Мышь обманом поймала медведика в клетку и, глумясь над ним, сделала вид, что сейчас будет его жрать. Медвежонок поверил — и благим матом принялся звать друга-кота на помощь. От кота мышь рванула впереди своего панического визга.
- «Бабочка и тигр» (из альманаха «Весёлая карусель»). Тигр в зоопарке привык спать на полосатом матраце. Матрац этот способен оживать — и с грозным рычанием гоняться за большими и сильными зверями, успешно запугивая их (на голом понту) не слабее, чем Тараканище Чуковского. И это при том, что матрац вряд ли способен сделать зверям хоть что-то — у него ни зубов, ни когтей, ни боевой магии (правда, старичка-лося за хвост слегка подёргал и всё). Увидев возвращающегося хозяина-тигра, матрац мигом «сдувается» и возвращается на своё место, где лежит тихо. Тигр, по контрасту со своим холуём, очень сильный и очень добрый — трогательно дружит с красавицей-бабочкой.
- «Сказка про храброго зайца»: «Да ежели мне волк попадётся, так я… я сам его съем!».
- Tom and Jerry: Jerry and the Lion. Том только что получил оздоровительных люлей от большого грозного льва… И в темноте даже не рассмотрел, кто именно его бил. Видя это, мыш Джерри (находившийся в том же тёмном помещении, где и лев) решает потроллить Тома: выходит оттуда с устрашающим видом, как будто это он только что избил кота. Мол, уж не мало ли тебе, не хочешь ли добавки? Том поверил — и в ужасе убежал.
- Jerry’s Cousin: к Джерри приехал кузен-борец и набил Тому морду. Неоднократно и сурово. А на прощание подарил мышонку свою одежду… В общем, Том принял Джерри за его двоюродного братца-качка и стал целовать ему ноги… А Джерри с удовольствием подставил для поцелуев еще и другую ногу. И опять прокатило!
Манга и аниме[править]
- Bleach: получив по голове Аусвейленом и потеряв часть сил (в частности, Фольштендиги), штернриттеры Базз Би, Лильтотто Лэмпард и Жизель Живель решили, что Яхве поступил с ними «не по понятиям», и его за это надо убить. Заметьте — они не объединились ради благого дела с синигами, а пошли мочить Императора втроем. Точнее, пошли Лильтотто и Жизель, а Базз в это время хотел избавиться от Хашвальта — своего друга детства и дракона Яхве, которому главгад отдавал все силы на время сна. Естественно, ничего хорошего из этого не получилось. Яхве своих убийц попросту ваншотнул, а Хашвальт нарезал панка на колбасу, потому как дружба дружбой, а бунтовать против Императора — последнее дело.
- До этого отличился дон Канонджи, отважно бросившийся на Айзена. Ну не знал он, что перед ним сильнейшее (на тот момент) существо в мире! Там бы Канонджи и испарился, если бы не вмешалась Мацумото.
- One Piece — Багги сыграл в такое целых два раза в течение одной арки. Сначала он собирается убить Белоуса, но за мгновение до удара до него доходит, чем обернётся такой подвиг. Затем он быкует на Шанкса, который одного статуса с Белоусом. Кстати, с точки зрения присутствующих тут этого тропа совсем не было.
- Не было ещё и потому, что для всех свидетелей происходящего Рыжеволосый Шанкс - один из Йонку, невероятно крутой пират, а с точки зрения Багги - старый противник ещё с тех времён, когда они плавали юнгами на корабле Золотого Роджера. Понимание, что он не ровня Шанксу, у Багги есть, а вот пиетета нет совсем.
- One Punch Man: все, кто сражается с Сайтамой.
- Кроме Тацумаки — она даже смогла его легко ранить.
- Когда такое было? Максимум — порвала одежду.
- Кроме Тацумаки — она даже смогла его легко ранить.
- «Grimm Fairy Tales Classic», серия «Волк и Лис» — Волк, озадачившись поиском «ученика», предлагает стать таковым медведю. Косолапый вместо слов пустил в ход тяжелую лапу.
Видеоигры[править]
- Tales of Berseria: когда герои оказались между драконом и самим Безымянным, Завейд, усилившись Зигфридом, попытался одолеть последнего. Эмпирейца. В одиночку. Естественно, Завейда хватило на пару минут, и баффы Зигфрида мало чем помогли. Потом, правда, Безымянного решил задержать Лафицет, и у него получилось гораздо лучше.
- Стратегии от Paradox. Слабые и не слишком богатые армией страны любят лаять на занимающего половину Европы/Земли/галактики военного монстра. Особенно в Victoria и Stellaris
- Cyberpunk 2077 — поведение Грейсона после того, как Ви и Бестия подстрелят его в побочном квесте, по другому сложно охарактеризовать.
Музыка[править]
- Аж в двух фанатских песенках, написанных от лица традиционных фэнтезийных, а конкретно толкиновских гномов:
Что для тысячи гномов МоргОт?!
Будь ты гоблин иль МелькОр —
Разнесёт тебя топор!
- Субверсия, ибо по авторским правилам мира такое вполне возможно, если помыслы чисты и боевой дух на максимуме. В итоге ведь Моргота не валар взяли в плен. Но и не гномы.
Реальная жизнь[править]
- В 1975 году диктатор Уганды Иди Амин публично объявил войну США. На следующий день объявил о завершении войны и безоговорочной победе, поскольку Штаты даже не решились связываться. Неизвестно, насколько американское руководство было на тот момент в курсе, что находится в состоянии войны.
- Весной 2009 года сомалийские пираты напали на американский крейсер. С закономерным результатом.
- То, как КНДР общается с США — с сильно прикрученным фитильком. Во-первых, КНДР к возможной войне готовится основательно (в меру возможностей), да и вторгаться в США корейцы не собираются. Во-вторых, принципиально разная готовность нести потери: что для КНДР необходимая жертва, то для США станет национальной катастрофой и, вероятно, крестом на карьере множества должностных лиц. В-третьих, пара десятков баллистических ракет — это всё же какое-никакое ядерное оружие. Наконец, Северная Корея и без ядерного оружия вполне способна причинить Японии и Южной Корее очень серьёзный урон — что те понимают и потому стараются отговаривать США от неоправданных силовых действий. Никто не спорит, что чистой военной мощью американцы чучхейцев задавят, только игра не стоит свеч.
- Одна страна-которую-нельзя-называть всё время хвастливо грозит большой-стране-которую-лучше-не-называть. Нувыпоняли.
- Украинский политик Олег Ляшко очень любит драться в Верховной Раде. Любит, но совершенно не умеет.