Золотой век Голливуда
Золотой век Голливуда — период между 1930-ми и началом 1950-х, когда, собственно, сложилась существующая и поныне система производства фильмов.
Начало Золотого века — 1927 год, когда на экраны вышел «Джазовый певец», первый звуковой фильм. На самом деле, озвучены были только несколько минут вокала — в остальном это был обычный немой фильм, но вскоре новая технология получила широкое распространение, и к 1930 году звуковые фильмы снимали все, а о немом кино никто и не вспоминал (кроме Чарли Чаплина).
Это оказало огромное влияние на индустрию развлечений. Во-первых, звуковое кино совершенно убило жанр водевиля, который не шел с ним ни в какое сравнение, так что многие бывшие актеры водевилей начали сниматься в кино. Во-вторых, множество актеров немого кино потеряло работу — у некоторых оказался довольно противный голос, другие не могли запомнить слова — в общем, на первые роли вышли все те же водевильные актеры и радиоактеры, обладавшие шикарными голосами. К тому же, на свалку истории отправились таперы — пианисты, подыгрывавшие во время показов немого кино. В-третьих, маленькие незавимые студии, которым не хватило денег, чтобы переключиться на создание звукового кино, обанкротились, так что некому было соревноваться с большой восьмеркой голливудских студий. Наконец, Голливуду удалось извлечь выгоду из новой технологии и во время Великой депрессии он предоставил массам дешевое развлечение, способное отвлечь от тяжелых мыслей об экономическом кризисе.
В 1929 году была проведена первая церемония вручения премии Американской киноакадемии, которая позднее стала известна как премия «Оскар».
Золотой век был эпохой большого жанрового разнообразия — снимали новостные ролики, анимационные фильмы, фильмы-сериалы, мюзиклы и комедии. Было создано множество классических произведений — «Унесенные ветром», «Волшебник из страны Оз», «Касабланка», «Кинг-Конг», «Гражданин Кейн». Вклад этой эпохи в киноискусство поистине огромен.
Студии[править]
Основой успеха Голливуда во время Золотого века была система студий, которая начала складываться еще в эпоху немого кино, но по-настоящему сформировалась именно в это время. Каждая студия из «большой пятерки» (MGM, Paramount, Warner Brothers, RKO и Fox) владела собственной сетью кинотеатров, через которые и распространяла свои фильмы. Студии «маленькой тройки» (Universal, Columbia и United Artists) не могли себе такого позволить, поэтому полагались на независимые кинотеатры. Могло быть и так, что одна студия контролировала все кинотеатры города — например, Paramount долгое время наслаждалась своей монополией в Детройте, в то время одном из крупнейших городов страны.
Ключевым моментом студийной системы была тактика навязывания товара: кинотеатру продавался блок фильмов на год вперед, и никак иначе. Блоки включали в себя как высокобюджетные картины, которые сулили хорошие сборы, так и малобюджетные фильмы второго плана, подчас весьма сомнительные. Естественно, это позволяло студиям не слишком напрягаться по поводу качества картин — как бы то ни было, театр покупает либо блок целиком, либо не покупает ничего. Кинотеатры такая практика, естественно, не устраивала — впервые открыто ей возмущаться стали в 1938 году после ошеломительного успеха диснеевской «Белоснежки и семи гномов», анимационного фильма независимой студии.
К началу 1940-х практика блокового заказа привела к тому, что театры ввели так называемые двойные сеансы, которые состояли из двух полнометражных фильмов — сначала показывали второсортный фильм категории Б, а затем высокобюджетный блокбастер.
Звезды и цензура[править]
Еще одним краеугольным камнем Голливуда в Золотом веке были звезды. Фактически, актеры были сотрудниками студии, связанными контрактами. Студии помогали молодым, красивым актерам и актрисам создать увлекающий публику образ, который помог бы продать очередной фильм. Иногда актерам приходилось менять имена и даже делать пластические операции.
Звезд, безусловно, обучали актерскому мастерству, однако основной упор делался на имидж и презентабельность. Студии выбирали, в каком фильме звезда будет играть, а также организовывала романы между ними, чтобы подогреть интерес публики. В контракты включался запрет на неподобающее поведение — алкоголизм, наркоманию, супружескую измену и развод — все эти вещи могли разрушить публичный образ звезды и сделать ее неприбыльной. В случае возникновения нежелательных осложнений, студии покупали молчание свидетелей, а таблоидам обещали эксклюзивные истории, если они не станут об этом писать.
Режиссеры также были связаны контрактом со студией. В результате создание фильма получалось стандартизованным настолько, что становилось похожим на конвейер. Каждая студия выработала свой собственный неповторимый стиль, которого заставляла придерживаться своих режиссеров. Административное вмешательство в процесс съемок было нормой, так что режиссерам вроде Альфреда Хичкока постоянно приходилось сражаться с бюрократами, чтобы снять ограничения, накладывавшиеся студией. Концепции авторского кино тогда еще просто не существовало.
Кроме того, в 1930 году был принят w:Кодекс Хейса, отраслевой стандарт, фактически вводивший цензуру. А «Национальный легион приличия», католическая организация, помешаная на недопущении непристойностей в кинематографе, легко могла сделать фильм неприбыльным, просто объявив его «морально спорным». В таких условиях вполне естественно, что студии предпочитали выпускать шаблонное, зато доходное кино.
Не всем нравились такие порядки. Еще за 10 лет до начала Золотого века, в 1919 году была основана независимая студия United Artists, целью создания которой было предоставить артистам и режиссерам больший простор для самовыражения. Позднее, в 30-е годы профсоюзы актеров боролись против низких зарплат и неудобных съемочных графиков. Со временем такая модель показала себя более жизнеспособной — после окончания Золотого века.