Наказать божка
Характерное для язычества явление, когда могут наказать божка за нерадивость или капризность, например, выпоров идола плетьми. Персидский царь Ксеркс даже однажды выпорол море, а его коллега по династии Кир казнил реку, лишив её впадавших в ней притоков.
Если бога бьют в прямом смысле, то это соседний троп.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Сказка про преподобного Шершня: пародийная инверсия. Немец-управляющий заставлял мужиков работать в религиозные праздники, отмахиваясь от образов соответствующих святых, потому что «Это доска! Мне она ничего не сделает, и сам буду работать, и вы не ленитесь». Тогда мужики выдумали день преподобного Шершня, а вместо иконы показали немцу гнездо лесных шершней. Шершни покусали немца, после чего день преподобного Шершня стал локальным уважаемым праздником.
- Легенда о том, как один богатый язычник приобрел икону святого Николая, видя в ней просто очередного идола, и поместил в качестве оберега в одну из комнат своего дома. Вскоре эту комнату ограбили. Узнав об этом, владелец иконы высек ее за нерадивое отношение к своим обязанностям. На следующий день перед ворами предстал сам святой Николай, весь в крови, и грозным голосом сказал, чтобы те вернули награбленное добро хозяину, иначе их постигнет беда. Устрашенные видением воры исполнили то, что им было велено, а язычник после этого крестился.
Литература[править]
Русскоязычная[править]
- А. К. Толстой, «Ругевит»: с прикрученным фитильком. Поклоняющиеся богу Ругевиту язычники-ругичане не наказывают его сами; но когда победившие их христиане с королем Владимиром (Вальдемаром) во главе обрушивают изображение Ругевита и сбрасывают его в море — ругичане разочаровываются в своём боге, так как он не смог защитить ни их, ни себя.
И, пробудясь от первого испугу,
Мы не нашли былой к нему любви
И разошлись в раздумии по лугу,
Сказав: «Плыви, в беде не спасший Ругу,
Дубовый бог, плыви себе, плыви!»
- Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Ийи» — после длительного голода царь царей Ийи решил наказать бога богов Ийи «самым позорным образом для мужчины: тебя высекут женщины». «Идол представлял собой деревянный обрубок с грубым подобием человеческой головы самого зверского вида, — страшные глаза из черных раковин, красный рот до ушей с оскаленными зубами из перламутра и безобразными ушами. На нем были повешены разные амулеты, хвосты антилоп, зеленые перья попугаев и побрякушки из кости».
- А. Волков, «Огненный бог марранов»: участь Урфина Джюса.
- Валентин Иванов, «Русь Изначальная» — язычник-фракиец за «неисполнение служебных обязанностей» оставляет без жертвы одного из божков домашнего алтаря.
- Рассказ Александра Громова «Дарю тебе звезду». Главный герой по имени Трифилий получил в наследство планету, населённую малоразумными обезьяноподобными существами. Он заявил им, что является хозяином планеты, их царём и богом. Туземцы сперва жертвовали ему местные фрукты и просили установить погоду получше. Когда же поняли, что бог фрукты жрёт, а погодой управлять не хочет, скрутили его, утащили в пещеру, где «небольно, но обидно колотили Трифилия, стремясь получить с бога свое не мытьем, так катаньем».
- Г. Л. Олди, «Герой должен быть один». Античная Греция. Персонаж обижен на бога Гермеса и при личной встрече заявляет ему: вернёмся, мол, домой, я твой жертвенник поломаю. Его изобретательный брат предлагает свой вариант — насыпать на жертвенник навоза и поджечь, пускай Гермес, мол, ест.
- Там же — кровавые жертвы действуют на богов довольно своеобразно и тоже могут сойти за наказание:
Ификл ещё не успел сообразить, зачем им понадобился путевой столб, посвященный Гермесу, а Амфитрион уже подпрыгнул и залепил стилизованному изображению на верхушке столба самую натуральную оплеуху.
Окровавленной ладонью.
Испачкав кровью дерево.
— На тебе жертву, подавись! — заорал Амфитрион, мешая божественное с базарным. — Рыбки мало, Высочайший?! Жертву прими, Олимпиец, сын Майи-Плеяды и Тучегонителя Зевса, хитрейший из хитрых, ворюга и клятвопреступник! Шут крылоногий, ну где тебя носит, зар-раза?!
И вторая оплеуха, звонче первой, обрушилась на герму.
...
— Ты что, лавагет, сдурел! — заорал Лукавый, подбегая. — Так же заикой оставить можно! Кровавая жертва, да ещё прямо по роже — я пока сообразил спросонья!..
- Юрий Никитин «Трое и боги» — к третьей книге Трое окрутели настолько, что идут бить морды богам (кажется, главгадом выступает Перун, но за давностию лет толком не помню). ИЧСХ, один из троицы, Таргитай к финалу сам становится богом (Сварог, кажется).
На других языках[править]
- Песнь о Роланде — узнав о поражении своих, сарацины-жители Сарагосы громят и оскверняют идолы Магомета, Аполлена и Тервагана. Своеобразно в средневековой Европе представляли мусульман, да.
- Шарль де Костер, «Легенда об Уленшпигеле»: находясь в услужении у некоего церковника, Уленшпигель воровал у того продовольствие, а когда отче обнаружил пропажу — свалил вину на статуи святых. Церковник поверил, последовал троп.
- Там же есть далеко не забавный эпизод, когда приезжие провокаторы разгромили в церкви статуи и иконы, мотивируя это тем, что «Мике (то есть Мария) наших молитв не слышит, так вот ей за это».
- Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка»: Швейк рассказывает, как один его сослуживец носил с собой фигурку святого Яна Непомуцкого, и этому сослуживцу сильно везло в карты. Но однажды он проигрался в пух — и на следующем привале оставил фигурку висящей на суку в петле.
- Спрег Де Камп, «Башня гоблинов». Протагонист угрожает божку, что выкинет его единственную оставшуюся в мире статуэтку в море, если тот откажется прорицать.
- Э. Л. Войнич «Овод» — Артур, отрекаясь от католической веры в целом и своего духовника Монтанелли в частности, разбивает распятие. «Бог — это глиняный идол, которого можно разбить молотком».
Мультфильмы[править]
- «Моана» — главной героине помогает сам Океан. При этом она и её спутник иногда его поругивают и с плеском лупят.
Аниме и манга[править]
- KonoSuba — бесполезногиня воды Аква часто получает от Казумы на орехи за выдающиеся интеллектуальные показатели и тактичную скромность, от которых страдает как гильдия, так и населения всего города.
- Педаль в пол, когда она преследуется своими же верующими…
- Последнее мимо, те верующие хотели покарать Акву не потому что были недовольны ей, как богиней, а просто приняли её за некую высокопоставленную жрицу Аквы, утратившую связь с реальностью и возомнившую себя божеством.
- Педаль в пол, когда она преследуется своими же верующими…
- Tanaka-kun wa Itsumo Kedaruge: Танака оставляет пожертвование богам в синтоистском святилище, помолившись о том, чтобы с ним в этот день ничего не случилось. «А иначе нажалуюсь вашему начальнику в Идзумо[1]», хотя, скорее всего, он бы просто забил или попросил бы Ооту сходить с ним. Возможно, пародия на реальный случай с Тоётоми Хидэёси (см. ниже).
Реальная жизнь[править]
И когда пришел, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей.
- Мета-пример: демонстративное уничтожение вражеских идолов (или объектов, считаемых таковыми). В XXI веке по-прежнему встречается, увы. Запрещённое в РФ ИГо разгромило много культурных памятников. Их идейный собратья тоже имеют достижения на этом поприще.
- Например, «Аль-Каида» прославилась уничтожением гигантских статуй Будды в Бамиане.
- Их собратьям из нигерийского «Боко харам» повезло меньше — они не смогли найти на своей территории языческих святынь для уничтожения, и потому уничтожили… свою собственную мечеть! Обоснованием было то, что она, как и статуя Будды, была занесена в памятники ЮНЕСКО. Дебилы, б--дь…
- Похожий случай: срытие властями Саудовской Аравии бульдозером могилы… матери пророка Мухаммеда! Сауды считают ересью посещение мавзолеев святых, и им не понравилось, что паломники, посещавшие Мекку и Медину, посещали и могилу.
- В Косове языческих святынь тоже нет, зато огромная конфронтация православных церквей (включая те же памятники ЮНЕСКО) — есть где порезвиться! А заодно боевики из Армии освобождения Косова разрушили и несколько старых турецких мечетей — чтобы никто не смел говорить, что они жили на исконно албанской территории!
- Идейные вандалы, что «борются» с советскими памятниками, называют их исключительно «идолами» и «истуканами». Конечно, изваяния их кумиров идолами ни в коем случае не считаются.
- В одном храме Инари до сих пор хранится письмо, написанное в XVI веке пожизненным регентом Тоётоми Хидэёси, когда заболела дочь его старого друга Маэды Тосииэ и заподозрили, что в её болезни виноваты лисьи чары, и потому написал божеству Храма Фусими Инари Тайся:
Киото, 17 марта
Кому — Инари, Великому и Сиятельному
Все прочие подробности касательно происшедшего, которые вы, возможно, захотите уточнить, вы можете узнать у верховного жреца, Ёсиды.
Владыка, имею честь уведомить вас, что одна из лисиц под вашей рукой околдовала одну из моих подданных, чем навлекла на неё и прочих множество бед. Посему я должен просить вас предпринять тщательное расследование дела, постараться отыскать причину, по которой ваша подданная повела себя столь недопустимым образом, и сообщить мне о результатах.
Если выяснится, что у лисы не было достойной причины для её поведения, вы должны немедля арестовать и наказать её. Если вы проявите колебания в этом вопросе, я издам указ об истреблении всех лисиц в этой земле.
Современники утверждают, что письмо возымело действие: дама выздоровела.
- Иностранные путешественники и отечественные этнографы отмечали случая наказания за невыполненные молитвы… православных икон. Народное православие в действии…
Примечания[править]
- ↑ Храм Идзумо тайся является местом почитания главного ками О-куни-нуси-но микото.