Кодекс Хейса
Кодекс Хейса (Hays Code) — свод правил начала XX века в США, в котором устанавливались правила о том, как верно снимать кино, чтобы не навредить общественной морали. Сейчас воспринимается как символ цензуры, но на практике собственные неформальные аналоги кодекса всё ещё прекрасно существуют, хотя могут и не быть настолько строго законодательно закреплены.
Отличается весьма эпическим названием — кодекс о том, как верно создавать движущиеся и говорящие картинки.
Описание[править]
Кодекс был написан с точки зрения правоверного христианина, и предполагалось, что всякое кино должно служить делу поднятия общественной морали, благости людей, а потому снимаемое кино должно было внимательно отсматриваться цензорами на предмет соответствия, чтобы не погубить чью-либо душу.
Запрещалась порнография в любой форме и намеках, ругательства, оскорбления и особенно поношение религии в любой форме (упоминание Бога, Иисуса Христа в неподобающем контексте), наркотиков, оскорбления по национальному и религиозному признаку (вне зависимости от представленной на экране религии). Не одобрялся показ любого насилия, пыток, хулиганства и терроризма, совершения любых преступлений, жестокости, проституции, любой подробный шок-контент.
Также было запрещено показывать преступников в любом одобрительном ключе, преступления было должно осуждать. Также запрещалось демонстрировать отдельные исторические свинцовые мерзости жизни, такие, как белое рабство.
Кодекс существовал на протяжении 40 лет, однако впоследствии любовь людей к запрещенному только подогревали популярность фильмов с таким контентом, а кроме того принципы капитализма не позволяли ввести централизованную цензуру. В результате от кодекса отказались, заменив его на систему возрастного рейтинга (где отдельные ограничения оставались только для фильмов для детей).
Аналоги[править]
В СССР естественно был собственный аналог для кодекса — советская цензура, которая проверяла всё творчество на предмет соответствия идеалам построения коммунизма. Если какой-то момент цензорам не нравился, то он вырезался, особенно касалось это потенциально порочащих коммунизм политических моментов. Аналогично кодексу Хейса роль злодеев чаще выполняли различные иностранцы, советские же граждане должны были представать примером для подражания. Цензура существовала вплоть до оттепели, когда стало позволяться куда больше. После крушения СССР цензура практически исчезла, стали ставить любые зарубежные фильмы и т. д., некоторые попытки реанимации появились только в новейшее путинское время.
В США с начала 2010-х действует неформальный принцип культуры отмены, и по сути в мейнстримном кино также есть определённые цензурные принципы — если среди героев ахтунг или какой-то там транс, то это будет обязательно герой, мужиков в современном кино всё чаще выставляют слабаками и плаксами, в то время как женщин показывают в неправдоподобных мужских волевых ролях. Однако всё это неформально и спонсируется корпорациями, не имеет статуса закона и частное лицо имеет возможность снять фильм, который не соответствует повестке — как например Звук свободы, законодательных запретов и обязательного просмотра цензорами перед публикацией кино нет.
Отношение[править]
Есть два варианта отношения к кодексу Хейса: первый, что в творчестве должно быть всё дозволено и подробное описание любых героев и злодеев возможности в зависимости от желания автора, если же людям не понравится, то они просто сами не будут такое читать. Второй, что начинание было правильное, так как запрещались откровенно деструктивные явления, вроде насилия, преступлений и прославления траха как самоцели, все эти явления наносят большой вред общества. Но и на это есть мнение, что стремление к насилию в человеке заложено и уж лучше он будет смотреть кино, чем искать подобное в реальной жизни (что неизбежно наступит, если подвергнуть творчество жёсткой цензуре).