Антон Семёнович Шпак — один из главных героев эпичной кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию». Работает зубным врачом и становится примечательным лишь из-за того, что его квартиру обокрали, а ущерб оказался довольно значительным. Играет Шпака знаменитый советский актёр Владимир Этуш.
Шпак, на момент развития сюжета «Ивана Васильевича» — уже немолодой человек, которому можно дать на вид возраст 50+. Судя по всему, много лет работал зубным доктором и за это время успел неплохо разжиться. Холостяк, который сохнет по бабам. В его квартире самая настоящая сокровищница, которая принимает разных воров как магнит. Во время развития сюжета фильма квартира Этуша становится жертвой ограбления от рук опытнейшнего квартирного вора-рецидивиста Жоржа Милославского, которого в самый разгар процесса очистки квартиры от ценностей засасывает во временную воронку в испытания машины времени, созданной инженером Шуриком Тимофеевым.
Почти на всём протяжении развития событий «Ивана Васильевича» Шпак мельтешит и квохчет, причём вся его активность принимает форму попыток самодефтельного розыска того, кто обнёс его квартиру. Отдельно эпично его лулзовое «монологовое рондо», в котором он рассказывает всем подряд (в том числе и милицейской овчарке) о том, сколько и какого добра воры вынесли из его квартиры:
Всё, что нажито непосильным трудом, всё же погибло! Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… три штуки![1]
На лестничной клетке дома в Москве, где происходят все события фильма, Шпак сталкивается у лифта с Шуриком, который удивляется и спрашивает «где царь», на что Шпак отвечает своё эпичное:
Закусывать надо.
В конечном счёте Шпак пересекается с самим Иваном Грозным и принимает его за Ивана Васильевича Буншу, с которым у него хорошие отношения. Шпак начинает приставать к Ивану Грозному со своей навязчивой темой ограбления его квартиры, а разгневанный царь посылает его куда подальше в оскорбительной форме. Завязывается следующий диалог:
Грозный: А тебе чего надо?
Шпак: Уважаемый Иван Васильевич! Я прошу засвидетельствовать: вот список украденных вещей — украли 2 магнитофона, 2 кинокамеры, 2 портсигара, пожалуйста... (царь хватает бумажку из рук Шпака и рвёт на мелкие кусовчки)
Грозный: Как челобитную царю подаёшь?
Шпак: Вы не хулиганьте... (царь бросает клочки бумаги в лицо Шпаку)
Шпак: Что это за пьяные выходки!!! Я на вас жалобу подам!!! Коллективную!!
Грозный: Да ты, я вижу, холоп, не уймёшься!!! (достаёт свой кинжал, Шпак в испуге отбегает, а подоспевший Шурик держит Ивана Грозного)
Шпак: Вы гляньте, гляньте на нашего активиста! Это же вооружённый бандит!
Грозный: Смерд!
Шпак: От смерда слышу!
Грозный: Холоп!
Шпак: Щас милиция разберётся — кто из нас холоп!
В итоге обосранный Шпак ретируется несолоно хлебавши. Затем бежит к себе в квартиру и стучит о случившемся ментам, чтобы те побыстрее приехали и задержали «Буншу». Страсть к стукачеству буквально в крови у Антона Семёновича. Он стучит с любовью, приговария честное, благородное слово (как бы намекая при этом, что постоянно и много лжёт).
Квартира Антона Семёновича — сокровищница, которая хоть и обставлена безвкусно, но очень богато. У него везде стоит дорогая деревянная мебель, стол, стулья, шкафчик. В шкафу традиционные для советской эры ценности в виде хрусталя и фарфора. По стенам развешены дорого смотрящиеся картины, некоторые из которых имеют откровенные изображения (например, обнажённой женщины). Также везде наклеены фотографии женщин из журналов. Ясно, что Шпак хоть и холостяк, но весьма охочий до баб.
Повсюду имеются статуэтки древнегреческих богов и богинь, которые предстают в обнажённой форме. В квартире много бронзы, в том числе огромные часы, канделябр, люстра. Особая изюминка квартиры — хорошо замаскированный в стену бар, в котором хранятся самые дефицитные марки алкоголя (например, Чинзано). Бар открывается как сейф и очень хорошо укреплён. Много добротной дорогой техники: магнитофон National RQ-1585 и кассетник Philips EL 3302.[2] Также есть дорогостоящая камера. В то же время на полу постелен весьма примитивный ковёр, на стенах поклеены крайне оляпистые типичные совковые обои. Ясно, что вся эта сокровищница — продукт разных махинаций, проводимых Шпаком, который как стоматолог имел доступ к золоту и спокойно мог им барыжить на чёрном рынке. Также он мог делать лечение зубов по блату или просто продавать места в очереди на лечение нужным людям в нужный момент.
Честное благородное слово — любимая присказка. Возможная отсылка к "Золотому телёнку" Ильфа и Петрова, где точно такую же фразу произносит один из героев романа, Михаил Самуэлевич Паниковский.
↑Причём количество умыкнутого Милославским добра, благодаря припискам, удваивается и утраивается — комический момент здесь выражен за счёт того, что уж зритель-то прекрасно видел сам,что Жорж упёр всего вышеперечисленного строго по одному единственному экземпляру. Касательно денег же — тех самых, демонстрируя которые домушник настоятельно советует хранить накопления в сберегательной кассе — сабж последовательно выдерживает образцово-показательное молчание. Похоже, что не желая привлекать к ним внимания вообще.