Ой, где был я вчера…
Ой, где был я вчера — не найду, хоть убей!
Только помню, что стены — с обоями,
Помню — Клавка была, и подруга при ей,
Целовался на кухне с обоими…
Всё просто: персонаж просыпается/приходит в себя после бурной ночи (или не менее бурного дня) и силится понять где он, и вспомнить, что он делал перед тем, как отрубиться. В особо тяжелых случаях — еще и кто он.
А наделать он мог… ну, всякое.
Вовсе не обязательно, но скорее всего предыдущие события происходили не без воздействия алкоголя или чего покрепче.
Закономерное следствие из тропа — прогулка по следам себя любимого.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Множество анекдотов. Например: «Лёха, мы вчера деньги не пропили! Мы на них машину купили!»
- Анекдот про Илью Муромца. «Ой, Илюшенька, какой ты добрый, когда трезвый…», — сказала Баба-Яга.
- Или про него же и Хоттабыча: «Вчера ж чудили!».
Просыпается мужик после бурного корпоратива, голова раскалывается. Сфокусировав мутный взгляд на жене, вопрошает:
— Слышь, Клава, а чё вчера было?
— Ну и наломал же ты дров, дорогой! Сначала послал в нокдаун своего шефа…
— Да насрать на него!
— Вот ты так и сделал, а он, очнувшись, пообещал тебя уволить…
— Ну и е…ть его!
— Я так и сделала, так что собирайся и спокойно иди на работу…
— Алло, кум, это ты? Мы пиво вчера пили?
— Пили.
— Водку пили?
— Пили.
— Самогон пили?
— Пили.
— Этиловый спирт пили?
— Пили.
— А ты в туалет ходил?
— Еще нет.
— Слушай, ты не ходи! Я тебе из Америки звоню![1]
- «…руки прочь, сука! Я женат!»
- Проснувшийся в казенном доме Штирлиц, не в силах вспомнить, Штирлиц он сейчас или Исаев, решает сориентироваться по тому, придет за ним НКВД-шник или СС-совец. Приходит советский милиционер со словами: «Эх, и нажрались же вы вчера, товарищ Тихонов! А ещё народный артист!».
Просыпается Старик Хоттабыч со страшного похмелья, хвать, а бороды-то и нету.
— Волька ибн-Алеша, а где моя борода?.
— Говорил я тебе, старый балда, колдуй сразу ящик водки! Нет! Ты все «давай еще по сто грамм! давай еще по сто грамм!»!
Литература[править]
Русскоязычная[править]
- А. С. Пушкин, «Капитанская дочка» — после вояжа по злачным местам, которые организовал юному офицеру Гринёву опытный гуляка Зурин, утром первого ждала головная боль и полу-амнезия. Дядька Савельич продолжил воспитательные беседы и сердобольно предложил: «Выпей-ка огуречного рассолу с медом, а всего бы лучше опохмелиться полстаканчиком настойки».
- М. Е. Салтыков-Щедрин много писал на эту и смежную тему. «Господа „ташкентцы“»:
Я помню, что на другой день я отправился на железную дорогу и взял место в спальном вагоне второго класса. … Через плечо у меня висела дорожная сумка, в которой хранились казенные деньги. …
Но каким образом я очутился в Ростове-на-Дону?!! И не в хорошем платье, à в моей старой ополченской поддевке?!!
Где моя сумка?!!
… Я помню: я ехал…
Я ехал, я ехал, я ехал…
Тут есть какое-то волшебство. Злой волшебник превратил в Ташкент Рязанскую губернию… Рязанскую или Тульскую?!
Я помню: я пил…
В Таганроге меня арестовали.
— Откуда? куда? — спрашивали меня.
— Я помню: я ехал…
— Где казенная сумка?
— Я помню: я пил…
- «Дневник провинциала в Петербурге»:
Я проснулся утром с головною болью и долгое время ничего не понимал, а только смотрел в потолок. Вдруг слышу голос Прокопа: «Господи Иисусе Христе! да где же мы?»
Вскакиваю, оглядываюсь и вижу, что мы в какой-то совершенно неизвестной квартире; что я лежу на диване, а на другом диване лежит Прокоп. Мною овладел страх.
Я вспомнил слышанную в детстве историю о каком-то пустынножителе, который сначала напился пьян, потом совершил прелюбодеяние, потом украл, убил — одним словом, в самое короткое время исполнил всю серию смертных грехов.
— Где мы вчера были? — обратился я к Прокопу.
- Н. А. Лейкин, рассказ «Оказия»: пьяный купец перед сном решил помолиться, стал на колени и заснул, а во сне закатился под кровать, и, когда проснулся, вообразил, что находится в гробу — сверху деревянная кровать, сбоку стена, в ногах сундук…
- В. В. Билибин, «По горячим следам» (1886 г.) — персонаж не помнит, что с ним было после попойки с друзьями, но в карманах пальто обнаружил неожиданные предметы: фото незнакомой красавицы, «женский ботинок (в пальто?!)», серебряный портсигар с вензелем какого-то барона и визитную карточку незнакомого офицера. «Ведь это дуэль… это наверно дуэль!.. В хмелю я такой храбрый!.. Но я, значит, проспал дуэль?!… Портсигар… серебряный… чужой… Очевидно, я… я стянул, я украл этот проклятый портсигар!.. Вот вам!.. Да еще у барона какого-то!.. Эх! Ведь сколько раз давал себе слово не напиваться до потери сознания!.. Ведь уж была раз история!» В результате оказалось, что просто барон и герой спьяну перепутали пальто.
- Братья Стругацкие:
- «Трудно быть богом» — Румата, после казни Оканы и вообще устав от всей этой грязи и безнадёги, устроил кутёж с Пампой. Помнит мало, но за то, что помнит, стыдно. Хорошо хоть никого не убил, вроде.
- «Гадкие лебеди»:
— Сколько я вчера?
— Не так уж много — разбил зеркало и своротил рукомойник. А вот полицмейстера ты помнишь?
— А что такое? — удивился Виктор.
— Я так и знал, что ты не помнишь, — сказал Тэдди. — Глаза у тебя были, брат, что у вареного порося. Ничего не соображал… Ты запер его, беднягу, в сортирной кабинке, припер дверцу метлой и не выпускал. А потом ты его оттуда вытащил, стал кричать: ах, бедный, весь испачкался! И совать его головой в рукомойник.
- Андрей Уланов, «Раз герой, два герой…» — для простого деревенского паренька Шаха эта история началась именно так: он просыпается с жутким похмельем и ничего не помнит, а вокруг толпа радостных односельчан, чествующих его за победу аж над двумя драконами. И в дальнейшем, уже сбежав из деревни, он первые свои подвиги совершает, тоже надравшись до беспамятства. На самом деле те драконы укокошили друг друга в драке, а деревенские сговорились Шаха так разыграть. А потом за ним увязался Шон, призрак недавно убитого героя, который вселялся в пьяного Шаха и занимался привычным делом. Позже, впрочем, Шаха научили видеть Шона и общаться с ним.
- Даниэль Клугер, «Дело об убийстве в винограднике» — главный герой, месопотамский частный детектив и алкоголик Ницан бар-Аба. Встав однажды утром, он обнаруживает три неприятные вещи — в его зеркало вселился девек (зеркальный демон, мимикрирующий под отражение пользователя и при этом занимающийся разными ужимками, заставляя делать их и оригинал; за дверьми квартиры сыщика ожидают 6 полицейских, готовых арестовать его за совершённое накануне вечером умышленное убийство младшего жреца местного храма — и он совершенно ничего не помнит о вчерашнем дне. Аверсия: как постепенно выясняет детектив, он не допился до потери памяти, а лишился её под воздействием преступного мага, который и выступил опосредованно убийцей создав голема как технического недееспособного исполнителя, а заодно заставил самого Ницана прийти и попытаться вытащить кинжал из спины убитого, оставив тем свой след, а полицию — найти труп вскоре после этого. Более того, убитый жрец оказался клиентом самого Ницана, попросившим того расследовать странные смерти в элитном доме престарелых при храме, исполнителем их — все тот же маг, изготовивший амулеты, привлекшие скоротечные летальные болезни, а заказчиком всего этого — старший жрец того же храма.
- «Космобиолухи» — Станислав Федотович не сразу вспомнил (да и то не без помощи Вениамина), что под воздействием «колевки» купил космический корабль. В кредит, под залог квартиры.
- «Хроники странного королевства» — что его высочество Элмар, что дон Диего (этот и вовсе может полностью трезвый). Ольга, как-то проснулась на Хриссе и едва не спалила Толика…
- Венедикт Ерофеев, «Москва — Петушки»:
Я в их годы делал так: вечером в четверг выпивал одним махом три с половиной литра ерша – выпивал и ложился спать, не разуваясь, с одной только мыслью: проснусь я утром в пятницу или не проснусь?
И все-таки утром в пятницу я не просыпался. А просыпался утром в субботу, и уже не в Москве, а под насыпью железной дороги, в районе Наро-Фоминска. А потом – потом я с усилием припоминал и накапливал факты, а накопив, сопоставлял. А сопоставив, начинал опять восстанавливать, напряжением памяти и со всепроникающим анализом. А потом переходил от созерцания к абстракции, другими словами, вдумчиво опохмелялся и, наконец, узнавал, куда же все-таки девалась пятница.
На других языках[править]
- Чарльз Диккенс, «Очерки Боза» (1833—1836 гг.) — молодые клерки в день получки сперва пообедали, запивая еду крепким портером, затем пили грог из шотландского виски с горячей водой и сахаром, потом устроили скандал в театре, потом пили бренди и наконец:
... развлечение кончилось смутным вихрем голов и пяток, фонарей под глазами и синих мундиров под фонарями, газовых рожков и грязи, крепких дверей и булыжной мостовой.
А затем — как выразительно сообщают нам модные романисты, — «мрак и пустота!», а утром пустота оказалась заполнена словами «полицейский участок». ... В полицейском суде, к великому негодованию судьи и удивлению зрителей, открылось, что некий Роберт Смизерс при содействии и подстрекательстве некоего Томаса Поттера сшиб с ног и избил на разных улицах в различные часы пятерых мужчин, четырех мальчиков и трех женщин; что означенный Томас Поттер незаконно вступил во владение пятью дверными молотками, двумя рукоятками от дверных звонков и женской шляпкой; что Роберт Смизерс, его друг, произнес ругательств на сумму не менее, чем сорок фунтов стерлингов, из расчета пять шиллингов штука; дикими воплями и криками «пожар!» нагнал ужас на целые улицы, населенные подданными ее величества; привел в негодность мундиры пяти полицейских и совершил еще всяческие зверства, столь многочисленные, что их невозможно пересчитать.
- Генри Каттнер, цикл рассказов о Гэллегере — оный изобретатель чего только не наизобретал в пьяном виде на свою голову. Проблема в том, что в трезом состоянии Гэллегер обладает достаточно обыденным уровнем интеллекта, а сверхгениальность у него пробуждается только после того, как он наклюкается в зюзю. И поэтому к обычным «радостям», следующим после обильного возлияния, вроде похмельного синдрома и провалов в памяти, примешивается всякая экзотика вроде собранного непонятно зачем робота-нарцисса, куба с глазами и оккупировавших жилплощадь марсиан, появившихся из собранной в самый разгар застолья машины времени…
- Алексей Лютый, серия «Рабин Гут» — в первой книге герои пытаются вспомнить где они и что произошло вчера во время пьянки. Их занесло в другой мир.
Кино[править]
- Сюжет из киножурнала «Фитиль» «Вечер воспоминаний» с Евгением Евстигнеевым.
- «Мальчишник в Вегасе» с продолжениями.
- «А поутру они проснулись».
- «Кавказская пленница» — «…и сорвал торжественное открытие Дворца бракосочетаний. Затем на развалинах часовни…». Капитан милиции так и не успел договорить, что ещё Шурик натворил, не раcсчитав свои силы в коллекционировании кавказских тостов.
- «Где моя тачка, чувак?»
- «Олдбой» — как-то раз ничем не примечательный служащий О Дэ Су переусердствовал с возлияниями в честь дня рождения дочки… Проснулся уже в странной комнате без окон.
Телесериалы[править]
- В любом ситкоме есть такие эпизоды и связанный с ними юмор.
- Даже очкарик-вундеркинд Галина Сергеевна умудрилась сильно опьянеть в 13 лет… съев конфету с ликёром. После этого она бегала по столам и фамильярничала с директрисой. Наутро ничего не помнит, зато сразу подняла рейтинг в классе и перестала быть изгоем.
- SKAM — Нура от переживаний выпила предложенный ей братом Вильяма бокал вина, хотя обычно вообще не пьёт. Проснулась она уже утром совершенно голая в одной кровати с этим самым братом и его девушкой. Бедняжка уже строила версии на счёт подсыпанной наркоты и изнасилования, но к счастью та самая девушка потом помогла ей восстановить картину событий и успокоила, что ничего катастрофического с ней тогда не произошло.
- Нереальная история — арка «Менделеев и раствор», в которой великий химик проводит эксперименты с водкой на себе. Разумеется, до добра это не доводит и после восстановления хроники произошедших событий всё заканчивается рефреном «Раствор коварен!».
Аниме[править]
- Kobayashi-san chi no Maid Dragon — проснулась как-то Кобаяси после очередной пятничной саларименской попойки, а у нее
голова в тумбочкедракон под боком. Оказалось, ночью она умудрилась набраться до такого состояния, что, наткнувшись по пути домой на дракона, спокойно провела с ним ночь и бесстрашием внушила ему (точнее, ей) глубокое уважение. - Ookami no Kawa o Kabutta Hitsujihime (Овечья принцесса в волчьей шкуре) — Рикудзё Аки просыпается и думает, что приход ночью принцессы и ее соблазнение под двойным давлением ее тела и Луны были сном. Принцессы под боком нет...зато валяются ее бюстгальтер, трусики и корона. Аки ничего не помнит после поцелуя и отчаянно переживает, не перешла ли она границы допустимого. Ничего такого не было, после поцелуя Аки сразу уснула и тоже пришедшая в себя Момо убежала.
- Ganbare Douki-chan — после дружеской попойки Доки просыпается голая, а под боком у нее...соперница за сердце любимого Кохай, которая еще и стыдливо краснеет на вопрос, что было ночью. На самом деле просто поцелуй, но все равно неприятно.
Телевидение[править]
- «Уральские пельмени» — выпуск «Борода измята», номер «Амнезия». Педаль в пол: герои даже забыли, как их зовут.
- Роман Карцев, Виктор Ильченко — «Погуляли» (авторство Михаила Жванецкого).
- Сам Михал Михалыч сольно — «После вчерашнего».
- Известный в исполнении Ефима Шифрина номер, в котором лирический герой просыпается, как ему кажется, в фате и в белой обуви и мучительно путается вспомнить, что же было накануне, попутно рассматривая последствия.
Комиксы[править]
- «Город грехов» — Марв нередко пытается воссоздать события недавнего прошлого. Причина: тяжёлое ПТСР, из-за которого у него случаются провалы в памяти, и даже в тех событиях, которые он вроде бы помнит, Марв привык сомневаться.
- «Ménage à 3» — после удачного концерта рокерша Сьюзен «Зии» Нильсен просыпается между басисткой Соней и барабаншицей Юки. Все трое голые. Сперва Зии думает, что они устроили оргию — сама она запросто и с Юки, и с Соней, но те две друг друга терпеть не могут. Оказывается, они просто пьяные купались в одежде…
- Сандра Арден постоянно просыпается после пьянок в очень неожиданных местах…
Компьютерные игры[править]
- Skyrim — квест Принца Даэдра Сангвина «Незабываемая ночка», в котором герою приходится разгребать последствия данного тропа. Квест является своеобразной пасхалкой на вышеупомянутый «Мальчишник в Вегасе».
- «Ведьмак 2: Убийцы королей» — в ходе одного необязательного квеста Геральт может напиться в зюзю вместе с Синими Полосками. На следующее утро он проснется в одном исподнем где-то на окраинах Флотзама, да еще и обзаведется весьма фривольной татуировкой на шее. Естественно, вчерашнюю ночь он не будет помнить, и придется восстанавливать ход событий путём опроса граждан города. Отсылка все к тому же «Мальчишник в Вегасе».
- «Assassin's Creed Unity» — Арно после пьянки просыпается в одних подштанниках и пытается вспомнить, где ж его так угораздило нажраться.
- Зигзаг в «Syndicate» — в тюремную камеру с провалами в памяти Джейкоба или Иви приводит не алкоголь, а вражеский гипноз.
- Desperados 3 — в одной из миссий нужно сматываться после того как герои наворотили чего сами не помнят в городке близ Нового Орлеана.
- Хотя в DLC открывается что это результат не самой пьянки, а зелья Изабель в выпивке.
- The Bard’s Tale (2004) — Бард то и дело натыкается на разных людей, припоминающих его пьяные выходки, о которых сам Бард ничего не помнит, ибо был страшно пьян. А в Финстауне по нему сразу открывают огонь на поражение — благодаря Барду город захватили викинги, их полководец даже песню написал «Мы нынче Барда воспоём, ублюдка и скотину». «Да здравствует Бард, весь город в огне! Добыча вся наша, а слава — тебе!»
- Disco Elysium — вся игра. А ведь при этом ещё и преступление расследовать, хотя о себе и об окружающем мире ты помнишь меньше, чем ничего.
- Kingdom Come: Deliverance — если Индро пойдет выпить в кабаке с ужицким попом Богутой, они устроят в селе алкогольно-богословско-сексуальный тарарам, плавно перетекающий в утреннюю проповедь. «А наутро я встал, мне как давай сообщать, что я пап призывал за распутство смещать»…
- Петька-5. Конец игры — субверсия! Игра начинается с того, что высшие силы перемещают главных героев с метеорита в реальность гражданской войны, в село Гадюкино. Чтобы вопросов не было, все выглядит так, будто они накануне занимались любимым делом. Сработало — герои посомневались, но поверили и пошли исследовать незнакомую территорию.
Музыка[править]
- Песня «Путешествие в прошлое» («Ой, где был я вчера», см. эпиграф) — тропнеймер.
- «Милицейский протокол» тоже попадает под троп. Обе песни были написаны Высоцким в одно время и часто исполнялись на концертах сразу одна за другой.
Примечания[править]
- ↑ Про спирт — это еще мягкий вариант, в версии, что попадалась автору правки, кумовья пили ракетное топливо (гептил?)
- Да про этанол же небось и речь. В немецких ФАУ-2 использовался в качестве ракетного топлива, например (и в некоторых советских тоже). Просто степень очистки не та, что у пищевого.