Добродушный выпивоха
— Эй, вы! Я товарища бить не позволю!
— А сами знаете, мистер, если вы хоть раз пробовали эту гадость (а не разлить ли нам еще по стаканчику?), если вы хоть раз пробовали текилу, что после нее у человека вырастают крылья за спиной и глаз становится будто в два раза больше.
Этот товарищ не просто любит «заложить за воротник». Он надирается до поросячьего визга! Тем не менее, это добрейшей души человек, простодушный и неспособный на большое зло. В случае, когда его втягивают в какую-либо преступную деятельность (что по понятным причинам не так уж и сложно), как правило проявляет себя типичным Алибабаевичем. Любит иногда помахать кулаками, но противника выбирает непременно себе по росту, а не жену и детей. В общем, хороший человек с большой слабостью. Иногда — спившийся интеллигент.
Положительные герои, которые просто любят тяпнуть винца, под троп не попадают. Пьянство, и притом беспробудное — важная часть образа.
Противотроп — Гнусный алкаш.
Аверсия — добреет, когда выпьет, про персонажа, который недобрый, когда трезвый, и добреет, когда пьяный.
Близкие понятия — пьяный мастер и алкаш с золотыми руками.
Где встречается[править]
Фольклор[править]
- Добродушный алкоголик (а нередко и встречающая его на пороге дома супруга со скалкой) — завсегдатаи множества анекдотов. Оно и понятно: буйный дебошир, избивающий детей и жену — это, как правило, совсем не смешно, если только анекдот не зиждется на чёрном юморе.
Литература[править]
Русскоязычная[править]
- А. С. Пушкин, «Капитанская дочка» — Бопре, гувернёр отрока Петруши. «Не был он (по его выражению) и врагом бутылки, то есть (говоря по-русски) любил хлебнуть лишнее. Вино подавалось у нас только за обедом, и то по рюмочке, причем учителя обыкновенно обносили, и Бопре очень скоро привык к русской настойке и даже стал предпочитать ее винам своего отечества, как не в пример более полезную для желудка».
- «Майская ночь, или Утопленница» — вечно пьяный Каленик. Достается от него одному только местному голове, и то лишь словесно, к тому же вполне за дело.
- Ф. М. Достоевский — известная фраза штабс-капитана Снегирёва из «Братьев Карамазовых» о себе: «В России пьяные люди у нас самые добрые. Самые добрые люди у нас и самые пьяные». Ещё чаще пьян добрый Мармеладов из «Преступления и наказания». Естественно, последствия у их пьянства совсем не добрые. Потратить деньги, которые на панели заработала дочка-подросток, не на еду для больной жены и её детей от первого брака, а на водочку для себя, любимого? Да запросто! Настолько, что и Мармеладову скорее место в противоположном тропе. Хотя сам он действительно вполне себе добренький.
- А. М. Горький «Детство» и «В людях» — бабушка.
- «Сварог: Чёртова мельница»: мэтр Гизон, деклассированный книжник. Но этот образ совсем не успокаивает нервы читателя, потому что мэтр допился до «белочки».
- «Хроники странного королевства» — в первую очередь, Хоулиан и Толик. Они, как эльфы, не так сильно чувствительны к алкоголю. Во вторую — большинство остальных положительных персонажей. Орландо, Элмар, Жак, Кантор, Ольга, Виктор Кангрем тоже зачастую не прочь заложить за воротник.
- В. Камша, «Отблески Этерны» — епископ Бонифаций (пополам с крутой падре). Матильда Ракан, на которой он позже женится (их религия допускает браки священнослужителей) — такая же (она ещё и крутая бабуля, так что пара получилась весьма колоритная).
- Метавселенная Рудазова — Логмир и кардинал дю Шевуа. Хотя последний и под мухой суровости не теряет.
- Космоолухи — Тед. «Я поклоняюсь святой троице: Светлому, Тёмному и Нефильтрованному!» И Вениамин, но он предпочитает коньячок.
- Сергей Довлатов, «Заповедник» — Михал Иваныч, у которого поселился ГГ. Трезвым он Михал Иваныча видел лишь дважды, поскольку пил Михал Иваныч беспрерывно.
- Венедикт Ерофеев, «Москва-Петушки» — протагонист.
На других языках[править]
- А. Дюма, «Графиня де Монсоро» — брат Горанфло, конечно пастырь нерадивый, но человек не злой, а как выпьет, так вообще добреет.
- Чарльз Диккенс, «Очерки Боза»: одна из подвыпивших женщин в кабаке «соглашается поставить всем по стаканчику, беспечно замечая при этом, что „слезами горю не поможешь, а хороших людей днем с огнем не сыщешь, вот я и говорю — пользуйся, пока не поздно, верно?“. Справедливость этого изречения особенно поражает тех, кому не приходится платить».
- Иван Нечуй-Левицкий, «Кайдашейвая семья» — Омелько Кайдаш.
- Марк Твен, «Приключения Тома Сойера» — Мефф Поттер. За бухло готов даже раскапывать могилы (в том сеттинге — незаконно и крайне предосудительно). Но все равно добряк, нежно любимый детворой. Однако именно из-за своей слабости едва не был казнен за убийство, совершенное индейцем Джо.
- Эмиль Золя, «Западня» — протагонистка, спившаяся прачка Жервеза.
- Герберт Уэллс, «Человек-невидимка» — Томас Марвелл. Тот еще жулик, но в целом человек безобидный.
- Однако сам мечтает о невидимости и возможностях, которые она дает (для чего и спер книги и записи у Гриффина). Во что бы мог превратиться маленький и слабый душой человечек, обрети он такие возможности, — страшно представить. «Сколько тут тайн, — говорит он, — удивительных тайн… Эх, доискаться бы только! Уж я бы не так сделал, как он. Я бы… эх! — Он затягивается трубкой».
- Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка» — фельдкурат Отто Кац. Кроме того, ещё шулер и охотник до слабого пола. В остальном же человек добрый и безобидный. Но пополам с тропом гнусный алкаш: например, может не только наблевать, но и «накласть» в извозчичьей пролётке. А платить извозчикам… позвольте, господа, кто же им вообще платит? Разве что ординарец господина фельдкурата, который заодно и поможет уложить своего крикливого-певучего хозяина баиньки.
- Аналогичный образ имеют и другие появляющиеся в повествовании фельдкураты. Профессиональная болезнь у них, что ли?
- Скорее всего да, именно профессиональная болезнь. Офицеры в свой круг, как правило, не принимают, с солдатами общаться невместно, наставлять на путь истинный некому (самому приходится это делать), а работа реально сопряжена с риском для жизни (подсвечено автором в рассказе про коллегу Каца, который, задолжав, отправился соборовать умирающих в холерный барак, где сам заразился и умер, да и на передовой военный священник рискует жизнью немногим меньше, чем другие военнослужащие). Из возможных утешений, не являющихся смертными грехами (все-таки профессия обязывает чтить правила), остается только выпивка.
- Аналогичный образ имеют и другие появляющиеся в повествовании фельдкураты. Профессиональная болезнь у них, что ли?
- Марио Пьюзо, «Крёстный отец» — Нино Валенти, лучший друг Джонни Фонтейна и еще один крестник Вито Корлеоне. Уже во время первого взлёта Джонни любил выпить, а когда сам был приглашен в шоу-бизнес, так вообще пил и спал с женщинами беспрерывно. В конце концов вредные привычки таки погубили Нино.
- Акутагава Рюносукэ, «Бататовая каша» — протагонист и сам по себе обладатель нелепой внешности, а от пристрастия к выпивке выглядит ещё нелепее с носом заядлого алкаша, от чего является объектом всеобщих насмешек и издевательств. И при всём этом, несмотря на постоянную травлю, отнюдь не обозлённый на весь мир, а явно мягкий и добросердечный, потому что в издевательствах над ним участвуют даже простолюдины, а он как самурай имеет полное законное право поотрубать всем простолюдинам головы за неуважение (имеет право зарубить на месте, даже если ему недостаточно низко поклонились!).
- Стивен Кинг:
- «Жребий» — Хорёк Крэйг.
- «Безнадёга» — ветеринар Том Биллингсли.
- «Гарри Поттер» — еще в первой части упоминается, что Хагрид любит посидеть в кабаке.
- «Песнь Льда и Огня» — Торос из Мира, пополам с пастырь нерадивый. Постоянно прикладывается к бутылке, не изменяя своим привычкам ни в Королевской Гавани, ни среди партизан Братства без Знамён. Тем не менее, человек он неплохой и даже дружелюбный (а после смерти Берика и вовсе кажется чуть ли не самым порядочным в Братстве). И это при том, что он служит какому-то не такому богу, а недавно даже получил от него мистические силы…
- А с Робертом Баратеоном деконструкция, он на поверку не троп, а гнусный алкаш (подробности см. в тематической статье).
- В приквеле «Повесть о Дункане и Эгге» под торп подходит Дейрон, старший брат Эгга. Несмотря на слабость к алкоголю и общую слабость характера (из-за которой он подставляет главных героев), в целом неплохой парень, зла никому не желает, на Суде Семерых искеренне верит в невиновность Дунка (перед которым позже извинился). Пожалуй, не родись он в прявящей семье, никто бы о нём слова плохого не сказал.
- Андрей Тру, «Хрюки Мауси — детектив из Чаппареля» — пожилой ковбой Старина Дэн.
- Джеральд Даррелл, «Гончие Бафута» и далее — Фон Бафута. Простейший способ стать его лучшим другом — показать, что можешь выпить не меньше. Надо заметить, что при всём при том этот старый пьяница с гаремом — по-прежнему отличный охотник и вполне неплохой правитель.
- Да что далеко ходить — и сам Даррелл был ой не дурак выпить.
Кино[править]
- Короткометражки Чарли Чаплина. Вот несколько примеров:
- «Исцеление» — богатый пьянчужка, который приехал в санаторий с царящим в нем сухим законом. Несмотря на этот закон, нашёл способ привезти туда целый сейф с самым разным алкоголем (который еще и привёл ВЕСЬ санаторий до опьянения).
- «Праздный клаcс» — тоже богатый пьянчужка, который должен встретится со своей женой, временно жившей отдельно от мужа из-за его алкоголизма.
- «День получки» — уже небогатый работяга, который всегда найдёт способ пропить зарплату в первый же день, да так, чтоб сварливая жена об этом не узнала.
- «За спичками» Гайдая и финского режиссёра Ристо Орко:
- Два главных героя, Антти Ихалайнен (Е. Леонов) и Юсси Ватанен (В. Невинный) — эталоны тропа. И это при том, что, наклюкавшись, способны устроить беспредел и погром с трэшем и угаром, а также совершить мелкую кражу (например, похитить якобы «ничьего» поросёнка), а по пути в Йоки Ихалайнен едва не побил бывшего соперника Кенонена за то, что тот «волочился за его будущей невестой, когда он к ней сватался», пока Юсси быстро не усадил приятеля в повозку.
- В трагикомическом варианте — молодой Пекка Туртиайнен (П. Аутиовуори). Очень добродушен и отзывчив — но в пьяном виде похож на зомбированного. И хлещет как не в себя. И бесхарактерен. И кажется, уже помаленьку начал терять рассудок от пьянства. Следует также вспомнить, по какой причине Ихалайнен и Ватанен завязали с пьянством в прошлый раз: компенсация в четыре коровы за поломанные по пьяни рёбра третьего соседа-мельника, чтобы тот не подал в суд. Впрочем, противника в драке все же подбирают себе по росту.
- Тахво Кенонен тоже добродушный человек, но всё-таки это уже соседний троп.
- «Приключения Тома Сойера и Геккльбери Финна» режиссера Станислава Говорухина — тот же Мефф Поттер в исполнении блистательного Ролана Быкова.
- Советская экранизация «Человека-невидимки» — здесь не только Гриффина сделали положительным персонажем, но и Марвелл в конце раскаивается, что подло с ним поступил, и искренне оплакивает его смерть: «Сколько тайн… сколько тайн… Вот голова была! Такого человека сгубили… Эх, люди, люди…»
- «Четыре всадника Апокалипсиса» Лючио Фульчи — забулдыга Клем. По пьяной лавочке и под воздействием наркотика помог отморозку Чако связать своих друзей, но как только пришел в себя и увидел, что тот делает с ними — бесстрашно кинулся на него с булыжником, невзирая на то, что у негодяя была винтовка.
- «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» — монах Тук. Нёс бочку с вином, да тяжела оказалась, пришлось ополовинить.
- «Уличный мусор» — среди множества бомжей и алкоголиков, украшающих эту искрометную комедию ужасов, встречаются и такие. Именно готовность потреблять любое пойло, содержащее спирт, и сгубило большинство из героев.
- «Осенний марафон» Георгия Данелии — сосед Бузыкина слесарь Харитонов в исполнении Евгения Леонова.
- Нюанс: он ещё и наивный мелкий бытовой тиранчик, нещадно и излишне «гоняющий» слабохарактерного Бузыкина, постоянно помыкающий им (как Харитонов простодушно уверен — для бузыкинской же пользы). Вот такая у них дружба.
- «Афоня» того же постановщика: сам Афоня и его собутыльник Коля — незлые, в принципе, люди.
- Фильм ужасов Дмитрия Светозарова «Псы» — уволенный за пьянство школьный учитель Макаренко, добрый, безобидный человек.
- В самой глубине души, но все-таки — Вилли из «Плохого Санты». Ведет себя как свинья, может прямо на рабочем месте надуть в красные сантовские штаны, хамит, сквернословит, ворует, дерется и пристает к женщинам, однако знакомство со злосчастным толстым мальчуганом заставляет его совершать благородные поступки. Во многом в поведении Вилли повинен его батя, относящийся к противоположному тропу, а во втором фильме выясняется, что и с матушкой бедолаге не повезло.
- «Ширли-мырли» — Суходрищев. «А ну не трожь ментов наших!» с бутылкой любимого напитка в кулаке позволяет записать этого мелкого уголовника в список.
- «Серебряная пуля» по мотивам повести Стивена Кинга — дядя Рэд. Он ещё и умеренный козёл.
- «Шпильки» — Мать Ксюши хоть и имеет сильную тягу к выпивке, но при этом любит дочь и хорошо отнеслась к Алексею. А во втором фильме вообще выбыла из тропа.
- «Дорогая Елена Сергеевна» — Витя.
- С прикрученным фитильком — Шурик в «Кавказской пленнице». Нет, вообще-то не пьёт, но из-за специфики деятельности (изучение фольклора, в том числе тостов, а тост без вина — это как брачная ночь без невесты!) и широты кавказской души на протяжении всей поездки практически не просыхал, что дало товарищу Саахову возможность упрятать его в психушку, а Нине, не разобравшейся в ситуации, бросить жалостливо-уничижительное: «Алкоголик! Фольклорист несча…»
Телесериалы[править]
- Заведующий венерологией Купитман периодически отыгрывает троп. Подопечные Быкова не против свалить на день к Купитману, который наверняка выпьет и докапываться не станет.
- «Лесник» — Вася Большаев и Егор «Чиркаш» Фомин.
- «Дельта» (оба сезона) — здесь таких много. Но таковы не все пьющие, которые есть в этом сериале.
- «Сваты» — Иван Степанович Будько. Найдет сотню способов, чтобы забухать и добраться до бутылки даже под угрозами жены, но «за семью и двор стреляет в упор». А вот его кореш Митяй — сабж уже пополам с противоположностью.
- «Когда мы дома» — Григорий Иванович Бакулин.
- «Семья алкоголика» — несмотря на то, что главный герой Серёга Кудряшов уже окончательно спился и опустился, он человек не злой, по-своему порядочный, своих детей любит и, как может, защищает.
- «Домашний арест» — Иван Самсонов.
Мультсериалы[править]
- Симпсоны — Гомер Симпсон.
- «Масяня» — собственно, главные герои Масяня, Хрюндель и Лохматый большие любители выпить.
Комиксы[править]
- «Сага о Лесных Всадниках» — Пика.
Аниме, манга, ранобэ[править]
- Neon Genesis Evangelion — Мисато Кацураги.
- Code Geass — Синъитиро Тамаки. Впрочем, с его-то вспыльчивостью… Хотя при подпитии и правда становится добродушным.
- Shingeki no Kyojin — Ханнес и его начальник, генерал Дот Пиксис.
- «Блич» — капитан Сюнсуй Кёраку и лейтенант Рангику Мацумото.
- «Волчица и пряности» — Хоро же. Пример из палаты мер весов. Поставить в рамочку и хранить вечно.
- Shingeki no Bahamut — Амира и бог Вакх.
- One Piece — бабка Кокоро из Вотер-7. К любимой бутылочке прикладывается так же часто, как разражается коронным раскатистым смехом: «Нга-га-га!» Да и главным героям начала помогать сама, хотя её-то об этом никто не просил.
- «Тетрадь дружбы Нацумэ» — Мадара.
- Kobayashi-san Chi no Maid Dragon — заглавная героиня Кобаяси. На раненную дракониху Тору в предыстории она натолкнулась именно по пьяни.
Видеоигры[править]
- GAG: Отвязное приключение — Маркиз де ля Бурбон.
- Dragon Age — Огрен. Он хоть и берсерк, и сильно побитый жизнью, но в целом добрейшей души
человекгном, открытый и простодушный. - Arcanum — Согг Кружка Мёда, добродушный полуогр-алкоголик и великолепный боец. И бывалый путешественник, в некотором роде — знает каждую таверну во всех городах Арканума, но ни одного города не знает дальше таверны. Кроме того, почтительно относится к культурным особам — чтобы завербовать Согга, нужна именно демонстрация красноречия.
- Mortal Kombat — Бо Рай Чо, герой, учитель героев, добрейший малый и… алкаш.
- Fallout 2 — здесь хватает полезных алкашей: Альдо в Кламате, механик в НКР, Сальтбифф там же… Можно выделить отца Тулли, который является священником в Нью-Рено, знатоком всех мафиозных тайн, соучредителем местного общества трезвости и… да, беспробудным пьяницей. У него 999 хэлс-поинтов, вот и говорите, что алкоголь вредит здоровью…
- Ещё один непутёвый, но добрый пастырь показан в Jagged Alliance-2. Драссенский поп отец Уокер чаще находится в кабаке, чем в церкви, но добр, много знает и делу революции предан.
- Мор (Утопия): гуляки — мужики с бодуна, которые шатаются по улицам. В целом миролюбивы и склонны к философским разговорам.
- Red Dead Redemprion — Ирландец. Хоть иногда и демонстрирует повадки гнусного.
- LISA — Бёрди Нэшвилл. Очень любил своих сыновей Джоуи и Джимми, которых воспитывал один, собственно, и пить начал после их трагической гибели: Джоуи умер от болезни (Бёрди не смог оплатить лечение на зарплату портового рабочего), а Джимми вскоре покончил жизнь самоубийством. Отец их каждый раз по пьяной лавочке вспоминает и плачет.
- А вот у лучника от бога Олана Хойта проскальзывают черты алкаша гнусного. Официальный буклет с биографиями персонажей гласит, что из-за алкоголя он пренебрегал своей семьёй, да и после уничтожившего всех женщин апокалипсиса не особо жену и двух дочерей вспоминает — выпивка покрепче его интересует больше.
- Bully — учитель грамматики мистер Гэлоуэй, которому протагонист неоднократно помогает избежать больших служебных неприятностей, и Руди, красноносый Санта.
- Mafia 2 — Антонио Скалетта по приезде в Америку работал как проклятый, получал гроши и почти все пропивал в кабаке. Он точно не был таким же, как Мармеладов Достоевского, ибо искренне заботился о семье (чего стоит тот же переезд в Америку), и у него точно была готовность к каким-нибудь изменениям (поэтому он и взял деньги у ростовщика). Может быть, что-то и изменилось бы к лучшему, если бы не Дерек Паппалардо.
- Risen — Луис, вечно пьяный охотник в первой части игры, который сидит у костра на болотах. Проявит агрессию только если герой его ударит.
Визуальные романы[править]
- Morenatsu — Тацуки Мидория и его папаша Таппэй.
Музыка[править]
- Д. Сухарев «О, сладкий миг» — незлобивый дворник дядя Костя-алкоголик.