Все уважают Диониса
Где бог сисек и вина?
О, как силён ты, добрый Вакх!
Мы tuum regnum чтим в мозгах.
Dum caput nostrum посещаешь,
Оттуда curas выгоняешь.
(полупародийная стилизация под античных классиков-язычников)
Когда этот товарищ подсаживается поближе, ароматно дыша винными парами, и с хар-ык!-терной заторможенностью интересуется: «Ты меня уважаешь?», то ответить отрицательно не придёт в голову даже трезвенникам и язвенникам. Потому что перед нами — сам небесный покровитель того, что нам сейчас предлагается употребить.
Все уважают Диониса — бога или небожителя, отвечающего за веселье, застолье и все вещества, которые обеспечивают первое во время второго. Трещащий наутро череп, засуха на Бодуне, трясущиеся руки, неизбежная деградация через несколько лет… вы о чём? Дионис несёт смех и радость, смывает любую печаль — протёртые спиртом струны души сразу настраиваются на мажорный лад. Глоток пьянящего напитка приносит вдохновение, которого ищут поэты и художники. А культ этого бога дарует свободу от обрыдлых социальных условностей, раскрепощая угнетённый ими народ в круговерти карнавальных мистерий. Король становится простолюдином, жрец мирянином, женщина мужчиной, эльф гоблином и наоборот — да сам факт того, что хоть раз в году такое возможно, пьянит не хуже вина! А развесёлые сатиры и фавны, сопровождающие представление игрой на свирелях? А прекрасные и доступные менады и вакханки? Истинно, истинно сказал классик: жить хорошо, а хорошо жить — ещё лучше!
Потому что «культурным употреблением» Дионис не ограничивается — это бог экстаза, в том числе шаманского, а выпивка и музыка — всего лишь средство его достигнуть. Ницше, когда был ещё не ополоумевшим от собственной гордыни маразматиком, а годным мыслителем, подметил эту специфику дионисийского (медиумичного, экстатического, хаотического) начала в искусстве как противоположности аполлонического (рационального, иерархичного). Но в искусстве ладно — а если в жизни? Сами вообразите себя на месте какого-нибудь Орфея, на которого несётся эта разнузданная пляшущая круговерть. Влиться в неё даже поневоле — ещё меньшее зло, в худшем случае очнёшься в стоге сена ублёванный и без портов. Отказаться — куда страшнее, потому что если даже смертный собутыльник может с пьяных глаз сорваться в поножовщину, то уж бессмертный… Живой (то есть, уже не живой, конечно) пример — тот самый Орфей, которого обиженные невниманием вакханки растерзали на куски, предварительно (и хорошо если только предварительно!) изнасиловав.
Так выпьем за моральную неоднозначность!
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- Собственно, эллинский Дионис и его римский двойник Вакх/Бахус. Амплуа в пантеоне — богатый безработный дурак,
которому даже трон на Олимпе достался по блату (Гестия взяла самоотвод, и Зевс протащил на вакантное место самого любимого бастарда). На самом деле Гестия если и уступила место Дионису, то только чтобы сдержать его самого — изначально безобидный бог вина был хтоническим олицетворением безумия, с культом которого много лет боролись власти. В итоге решили последовать тактике «не можешь победить — возглавь» и потихоньку отмыли Диониса от его страшной ипостаси. Из посвящённых ему мистерий в Древней Греции возник театр[1], а позднее из них же, очищенных от совсем уж явных примет идолопоклонства, выросла вся средневековая культура карнавала (любознательным и студентам-филологам гуглить труды Михаила Бахтина — сама фамилия уже слегка намекает).- Его подручный Силен — добродушный толстяк верхом на ишаке, всегда готовый дать герою полезный совет, если только будет под достаточным градусом.
- Ганимед — официально виночерпий, а по факту — наложник Зевса.
- Шумерская Нинкаси — богиня пива.
- Скандинавский Эгир. У кого попало в доме асы бухать не стали бы.
- И бог-поэт Браги (само имя уже как-то намекает). Да, по функциям он ближе как раз к Аполлону, но… все помнят, что метафорой поэтического таланта в Скандинавии служил хмельной мёд? Вот его-то хранить Один Браги и доверил.
- Прекрасный Народ может выступать этаким коллективным Дионисом — запляшут, запоют и с собою уведут, а если посчастливится вернуться — будешь рассказывать такое, что на трезвую голову точно не придумается. И это не говоря о том, что будет, если сам в их стране что-нибудь съешь или выпьешь!
- В стандартной христианской мифологии такие черты имеет святой Патрик, причём в основном за пределами того острова, с которым ассоциируется. Потому что ирландец, не пьющий пива — оксюморон по сути.
- Ну и наконец, не забудем, что сам Иисус Христос своё первое в земной жизни чудо совершил не где-нибудь, а на свадьбе в Кане, умножив вино, с количеством которого просчитался тамада. Пуритан, потрясающих призывом святого Серафима Саровского «не иметь в доме не то что вина, но даже посудины винной», тыкать носом в Ин. 2:1-11 до полного окосения. [2]
- Это же касается и любви определённой категории лиц упирать на то, что-де Христос никогда не смеялся. На упомянутой свадьбе Он, по такой логике, должен был сидеть, сверля пьющих сотворённое Им вино суровым каменным взглядом.
- Более того: когда на апостолов сошёл Святой Дух и те начали проповедовать Христа на языках, которых раньше не знали, то не вдуплившие фишку евреи подумали, будто они просто перепились. То есть, радость встречи с Создателем даже по тексту Библии сравнивается с подъёмом духа от выпивки.
- Тот факт, что в качестве Своей крови на Тайной вечере Христос благословил именно вино, к тропу не относится. Но следует отметить, что литургия, без уважительной причины служимая на эрзацах вроде виноградного сока, может быть расценена как еретическая.
- Встречается мнение, что распространённая детсадовская считалочка «Эни-бени рики-факи, турба-урба сентябряки, деуc-деуc краснодеуc, бац» уходит корнями в хулиганское творчество семинаристов и представляла собой застольный гимн этому самому Дионису: «Deus, deus, crassus deus Bacchus!»
Театр[править]
- «Фауст» Гуно — Мефистофель протыкает шпагой нарисованный на стенке кабака бочонок и просит «господа Бахуса» излить вино, что тут же и происходит. Однако набожность местной алкашни чертяка недооценил — парни, увидев такое язычество, мигом протрезвели и взяли наизготовку всё, что могло сойти за крест.
Литература[править]
Русскоязычная[править]
- Метавселенная Рудазова — на Парифате почитается Люгербец, бог еды и питья. Жертвы в его храмах предписывается не возлагать на алтарь, а употреблять самостоятельно, а в его праздник всем, даже детям, полагается выпить хоть каплю вина (нет, вы всерьёз думаете, что кто-то буквально ограничивается одной каплей?)
- Генри Лайон Олди — ахейский цикл раскрывает тему дважды.
- А. Говоров, «Алкамен, театральный мальчик» — описан быт храма Диониса (которому и принадлежит заглавный герой) и театра при нем. Храм очень почитается верующими.
- Сергей Лисочка, «Хроники ицкаронской Стражи» — Недоперепил, покровитель виноделия и пивоварения, пьянства, веселых застолий, а так же аптекарей. Изображается как полный человек средних лет в испачканной вином одежде и испитым лицом. В руке у него кувшин с вином или бочонок с пивом. В его храме бьет вином фонтан и каждый страждущий может припасть к нему. Впрочем, вино можно пить только в самом храме, кроме того, красное полусухое не всем нравится.
На других языках[править]
- Средневековый сборник Carmina Burana: поскольку писали это студенты, любившие выпить, есть там и немало славословий Вакху (аллегорических, конечно — в глубоко католической Европе никто ему всерьёз не поклонялся).
- «Хроники Нарнии» — здесь ватага Диониса, что характерно, всецело предана Аслану и после победы над Миразом вносит в армейский порядок его королевства животворящий глоток свободы. Позиция Льюиса понятна: не следует враждебно относиться к вину и к той радости, которую оно может дарить в минуты заслуженного торжества. И одновременно в коротком диалоге героинь автор даёт понять, сколь опасным считает алкоголь, когда тот не сочетается с рассудительностью и нравственными принципами (которые, по убеждению Льюиса, и воплощает Аслан):
— Освежимся! Освежимся! — взревел старик. Все начали есть, и в каких бы вы ни побывали теплицах, вы нигде не найдете такого винограда. Девочки никогда раньше не ели вволю по-настоящему хорошего винограда, крепкого и тугого снаружи, разрывающегося во рту прохладной свежестью. Здесь его было более чем достаточно, и вовсе не надо было соблюдать правил поведения за столом. Везде были липкие и испачканные пальцы, и хотя все рты были полны, не прекращался ни смех, ни крики фальцетом "Эван, эван, эвоэ-э-э-э"…
В этот момент взошло солнце, а Люси вспомнила что-то и шепнула Сьюзен:
— Сью, я знаю, кто они. Юноша с диким лицом — Вакх, а старик на осле — Силен. Помнишь, как давным-давно мистер Тумнус рассказывал нам о них?
— Да, конечно. Но я скажу тебе, Лу…
— Что, Сьюзен?
— Я бы не чувствовала себя спокойно с Вакхом и его дикими девушками, если бы мы встретились с ними без Аслана.
— И я тоже, — согласилась Люси.
- Творчество Карлоса Кастанеды, где употребляемые главным героем вещества зачастую персонифицируются. Намеренно подано как «может, магия, а может, реальность» — очень уж одинаковые у разных шаманов случаются приходы.
- Discworld — Бибулус (в официальном переводе — Запой), бог вина, который получает весь кайф от выпивки, и Билиус (в нём — Перепой), о боже[3] похмелья, который, собственно, мучается похмельем за Бибулуса. Впрочем, один раз волшебники умудрились его опохмелить. И бог вина почувствовал, как всё выпитое сурово просится наружу…
- Рик Риордан, «Перси Джексон и олимпийцы» — мистер Д, поставленный директором лагеря полукровок с запретом на алкоголь и выращивание винограда в качестве наказания.
Телесериалы[править]
- True Blood — второй сезон. Менады-вакханки, жрицы Диониса, вечно ждут вечного жениха (пародия?). А пока ждут устраивают трэш, угар и содомию с человеческими жертвами.
- «Волшебники» — Дионис является заядлым тусовщиком и даже подменяет почившего бога Эмбера.
- «Легенды завтрашнего дня» — Дионис является «королём вечеринок» в одном американском ВУЗе под именем Дион. Победитель конкурса получает возможность испить из чаши Диониса и получает божественные силы на сутки. Дионис не желает воссоздания ткацкого станка судьбы, так как он — бог хаоса и веселья, а в упорядоченном мире веселья быть не может.
Видеоигры[править]
- TES — Сангвин, даэдрическй принц кутежа и разгула. Причём одними весёлыми пирушками его юрисдикция не ограничивается, но больше всего он известен именно ними. И квесты у него довольно весёлые.
- Внезапно, но каджиты называют Сангвина богом крови, а функции покровителя
бухланаркоты у них выполняет Шеогорат.
- Внезапно, но каджиты называют Сангвина богом крови, а функции покровителя
Музыка[править]
- Да кто ж его, Бахуса, не любит среди металлистов и фолк-рокеров! Часто в сочетании с сатирами и фавнами.
- Corvus Corax — Bacchus
- Daemonia Nymphe — Hymn to Bacchus, The Bacchic Dance of the Nymphs и др. Группа тематическая, так что есть и про всех других греческих богов.
- Omnia — Call Me Satan. Викканский рогатый бог перечисляет, что его среди прочего называют Дионисом, Паном, сатиром, и даже на «сатану» не обижается.
- Theatre of Tragedy — Bacchante
- Therion — From the Dionysian Days. Песня про вакханок, фавнов и оргии, прославляющая Диониса. На ту же тему — Via Nocturna, но там аналогичную роль играет Пан.
- Trobar de Morte — In Laudem Bacchi (положенный на музыку текст из Carmina Burana, см. выше)
- Type O Negative — In Praise of Bacchus. Субверсия: лирический герой, напившись, печально изливает Бахусу (то ли реальному, то ли символическому) свои проблемы в личной жизни.
- «Тролль гнёт ель», группа, чьё творчество — сплошная реклама алкоголя, постоянно представляет любимый напиток в виде сверхъестественной силы — божества, «конунга», покровителя монахов. И, конечно, возносят ему хвалы!
Настольные игры[править]
- Warhammer во всех ипостасях — с прикрученным фитильком Слаанеш, покровительствующая искусствам и любым удовольствиям — и как раз-таки в предельно дионисийском их изводе.
- Pathfinder — Кайден Калин, бог выпивки и покровитель таверн. Не помнит, как стал богом, потому что в это время был в стельку пьян, свидетели говорят что на спор.
- Magic The Gathering — Ксенаг, Бог Разгула.
Примечания[править]
- ↑ Именно поэтому участие и посещение театральных представлений долгое время считалось в христианстве грехом. Потом театр секуляризовался и из языческого обряда превратился в развлечение, но инерция восприятия оставалась ещё долго.
- ↑ Хотя есть мнение, что «вином» Серафим Саровский, назвал водку или имел ввиду «зельено вино», т. е. алкашку (скорее всего, опять же, водку), настоянная на травах, а настаивали много на чем и не только ради вкуса и запаха — даже на табаке настаивали, чтобы в голову шибало мощнее. Современниками Христа она воспринималась бы примерно так же, как сейчас воспринимается смесь антифриза и тройного одеколона.
- ↑ Именно что не просто god, а ohmygod.
Высшие силы | |
---|---|
Светлые силы | Ангел (но может оказаться опасным • убийца ангелов) • Афродита • Верховный бог • Гелиос и Селена • Гефест • Единый Бог (Бог-Творец, Дедушка на облаке) • Зевс • Посейдон • Мать-Земля, Отец-Небо • Небожители • Силы, Что Пребывают • Совет ангелов • Фэнтези-пантеон • … |
Нейтральные силы | Аид • Персонификация (Антропоморфная персонификация) • Всемогущий наблюдатель • Дионис • Зверобог • Лоа и ориша • Ками (синигами) • Психопомп • Титаны • Древние боги • Шкала могущества богов • … |
Тёмные силы | Анти-Бог • Арес • Архидемоны и архидьяволы • Безумный бог • Бог-Разрушитель • Демон • Дьявол • Злой бог, злой дьявол • Злой Яхве • … |
← | Основы • Амплуа • Религиозные штампы |