Идёшь и думаешь обо мне всякую гадость!
Идут Пятачок с Винни-Пухом по лесу. Внезапно Пух оборачивается — да как даст Пятачку по рылу!
— Винни, за что?!
— От вас, свиней, одно свинство!
Идут дальше. Неожиданно Винни снова оборачивается и опять — хрясь Пятачку в пятак.
— Винни, ну теперь-то за что?
— Идёшь и думаешь обо мне всякую гадость!
Люди ненавидят тех, кто пострадал от них.
К этому персонажу относятся с крайним предубеждением и не ждут от него ничего хорошего по той простой причине, что сами плохо с ним обошлись, и теперь разумно будет ожидать, что он затаил зло. В результате к нему относятся еще хуже, соответственно, ожидая и от него еще большего озлобления… Получается заколдованный круг.
Если персонаж в ключевой момент обманет ожидания своих обидчиков и проявит к ним милосердие, у последних нередко происходит разрыв шаблона, приводящий к раскаянию. Впрочем, так бывает далеко не всегда. В смысле, или обиженный действительно строит козни, или обидчик упёртый в своих предрассудках козёл.
Иногда встречается романтический вариант тропа — когда, например, семья одного из влюблённых причинила какой-либо ущерб семье другого, и теперь не верит в искренность его чувств, подозревая в желании отомстить.
Случается, что играется в комическом ключе — в ситкомах, например. Тогда варианты развития тропа варьируются — от комической и даже трогательной аверсии до чернушного юмора (в этом случае часто играется зигзагом — например, персонаж ничего не сделал, но все обгадились от постоянного ожидания).
Родственный троп — Наказание до преступления.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Тот самый анекдот про Пятачка и Винни-Пуха.
- Или:
Полицейский останавливает машину с двумя мужиками и подходит к окну водителя. Когда окно открылось, полицейский со всей дури мужику по башке дубинкой «хрясь!!!»
Водила:
— За что это?!
Полицай:
— Это Техас, когда я подхожу к тачке — твои документы должны уже быть готовы! Понял?
— Да.
Полицай берёт документы, обходит машину и стучит в пассажирское окошко. Когда оно открылось, полицейский пассажиру по башке дубинкой «хрясь»!!!
Пассажир:
— А мне-то за что?!!!
Полицай:
— Это тебе, чтобы после того как я вас отпущу, ты не сказал «@ля, попробовал бы он это мне сделать!»
КГБ-шник притаскивает в отдел какого-то мужика и гордо рапортует начальнику.
— Я арестовал этого гражданина за опасный образ мыслей!
Начальник интересуется:
— А что конкретно он сказал?
— Я его арестовал раньше, чем он успел что-либо сказать!
Литература[править]
- Стихи рыцаря и трубадура Бертрана де Борна: Мужики, что злы и грубы,
На дворянство точат зубы,
Только нищими мне любы!
Любо видеть мне народ
Голодающим, раздетым,
Страждущим, не обогретым!— Бертран де Борн - «Станционный смотритель» А. С. Пушкина — Минский увёл дочь у смотрителя, и когда тот пытается пробиться к нему, прямо обвиняет старика в желании его убить и выталкивает взашей.
- Судя по контексту, это всё же было запальчивой импровизацией: важно было под любым предлогом вытолкать папу из дома, пока любящая дочка его не увидела…
- Г. Сенкевич, «Камо грядеши». Хилон оклеветал лекаря Главка потому, что когда-то в прошлом уже подставил его. На этом основана целая сюжетная линия: Главк — христианин и каждый раз прощает обидчика, но Хилон не может этого понять и ждет мести.
- «Гарри Поттер» — подозрительное отношение Сириуса Блэка к Снейпу не в последнюю очередь основано именно на нашем тропе. Ну да, Дамблдор ему доверяет, но ведь не Дамблдор подвешивал его головой вниз без штанов!
- Ну и Снейп переносит на Гарри нелюбовь к его отцу (возможно, не совсем тот троп, но всё же), ожидая только плохого от сына человека, который травил его в детстве.
- Керстин Гир, «Трилогия драгоценных камней/Таймлесс». Хранители подозревают Гвендолин в возможном предательстве (не сейчас, так в будущем, и вообще, мало ли что ей мать навнушала) и не доверяют ей. Гвен не получает никакой информации о путешествиях во времени, о том что планирует граф Сен-Жермен и о том, в чём её вообще обвиняют. Любая попытка что-то узнать ведёт к ещё большим подозрениям (Расспрашивает про машину времени? Точно украсть хочет!) Мистер Джордж прямо заявляет коллегам, что из-за такого отношения Гвен и впрямь может пойти против Хранителей.
- Евгений Лукин, «Портрет кудесника в юности» — «в ходе антитеррористической операции у населения были изъяты денежные средства, отложенные на покупку взрывчатых веществ».
- Р. Л. Стайн, трилогия «Сага Улицы Страха» («Предательство», «Тайна», «Пожар») — бесконечный круг вражды между Фиарами и Гудами продолжался в том числе из-за этого тропа.
Кино[править]
- «Месть бедняка» — попытки графа Нанзака уничтожить Жака вызваны в первую очередь именно тем, что граф сгубил его отца и мать. Не может же этот голодранец не вынашивать планов мести!
- «Крепкие орешки» — Фифи Латур уволилась из офисного здания из-за охранника Орвила Кетчума. Тот к ней не приставал, не делал ничего плохого и даже с Фифи не разговаривал. Своё отношение девушка аргументировала фразой «Я знаю мужчин и догадываюсь что у них на уме».
Телесериалы[править]
- «Я в рок-группе» — тот случай, когда троп сыгран небезосновательно. Целых два случая:
- В серии, где герои трясутся от страха в постоянном ожидании мести со стороны Чаки. В конце концов оказывается, что опасались не зря и потому подготовились.
- В серии про розыгрыш на день приколов. Памятуя обо всех розыгрышах разной степени безобидности, музыканты проводят день в постоянном страхе — что же такое Трип может придумать в отместку.
- «Солдаты» — капитан Кудашов : «Стоишь тут, про командира дрянь всякую думаешь».
- «Универ. Новая общага». Кристина, несколько раз жестоко разыграв Антона и Майкла, до такой степени боялась возмездия с их стороны, что просила Яну и Машу дежурить по ночам. Только вот парни наказали Кристину… Полным бездействием, потому что «самое лучшее наказание — это ожидание наказания».
Видеоигры[править]
- Mass Effect — по сути из-за этого и произошла война между кварианами и гетами: квариане поняли, что их создания обрели разум и решили, что теперь они точно восстанут, потому что хозяева плохо с ними обращались (причем геты были не против своей роли). В результате квариане решили первыми уничтожить гетов, те стали защищаться и понеслось.
- Dragon Age: Origins — Маржолайн предала и подставила Лелиану, после чего несколько лет была уверена, что та затаилась и вынашивает планы мести, а потому отправила убийц при первом подозрительном ходе девушки. А Лелиана наоборот пряталась от бывшей покровительницы и надеялась, что их дороги больше не пересекутся.
- Fallout (в основном 2-й) — натыкаешься на две дерущиеся стороны. До тебя им дела нет. И тут кто-то из них случайно в тебя попадает… тебе по фигу, силовая броня, hit for no damage или на какой-нибудь жалкий хитпоинт. Но вариант «Извини, я случайно!» у AI не предусмотрен и все соратники стрелка набрасываются на тебя в полной уверенности, что ты его за его оплошность обязательно убьёшь. Ну что тут поделаешь? Вот теперь точно придётся их всех убить.
- StarCraft: «— Командир Рейнор, я закончила разведку местности. Кстати, вы свинья. — Но я же ничего не сказал. — Но подумали!»
- Она телепат, она знает точно.
- Tiny Bunny — кого часть одноклассников винит в пропаже Семёна? Естественно, Антона, потому что жирдяй всё время лез именно к нему! Да и то, что после Семёна тут же пропала не меньшая сволочь Катя, подливавшая масла в огонь этих подозрений, косвенно может их укрепить.
Реальная жизнь[править]
- Троп зачастую является прямым следствием шовинизма. «Мы не любим евреев и негров, ограничиваем их во всём, а значит, они непременно должны ненавидеть нас и мечтать отыграться при первом же удобном случае… вот же ж подлецы!»
- Отношение к феминисткам. Их часто упрекают в том, что они хотят поработить мужчин, а не равенства. Это неудивительно, ибо слышат в основном позицию радикальных на всю голову феминисток уровня лесбосепаристок (которые абсурдны в том числе и для других феминисток), высказываемую громко, агрессивно и в любой ситуации.
- Строго говоря, то, что громче всех горлопанят наиболее отмороженные представители, верно для практически любых движений. К сожалению. Но, к счастью, подобных как правило 3.5 человека на все сообщество.
- Туда же и сексуальные меньшинства. «Нельзя давать им никаких поблажек! Иначе они захватят власть и навяжут свою ориентацию всему обществу, а всех непохожих на них будут всячески гнобить и притеснять! Нам ли не знать — мы же именно так с ними и поступали!»
- Интересно, что подобные ходы мыслей проделываются в отношении… инопланетян. Мол, почему они обязательно нас колонизируют, поработят и съедят — ну ведь европейцы так поступили с неграми и индейцами. Только вот следует ли из того, что мы так поступали в прошлом, то, что мы так должны поступать и в будущем (или то, что с нами захотят поступить так же)? Замечу, впрочем, что геноцид индейцев оправдывался тем, что, мол, боженька повелел нам очистить территорию от «этих недочеловеков» и заселить ее, и, кстати, Майн Кампф тоже полон фразочек вроде «я борюсь за дело господне», «с восточной Европой мы поступим так же, как с индейцами», да и расизм был в основном скопипащен с Ку-Клукс-Клана (причем «правило капли крови» для нацистов было слишком расистским).
- Отношение к феминисткам. Их часто упрекают в том, что они хотят поработить мужчин, а не равенства. Это неудивительно, ибо слышат в основном позицию радикальных на всю голову феминисток уровня лесбосепаристок (которые абсурдны в том числе и для других феминисток), высказываемую громко, агрессивно и в любой ситуации.
- И таки да — сейчас балом правят радикалы уже со стороны этих самых меньшинств и им сочувствующих. Ищут расизм, сексизм и гомофобию там, где их и в помине нет, настаивают на пропаганде толерантности везде, где надо и не надо, вплоть до конъюнктурного пересмотра истории и культуры, а в ответ на законное возмущение заявляют: «Вот видите, они же нас ненавидят!» и «Ваша критика доказывает нашу правоту!» Ну и ничем не отличающиеся от предыдущего пункта сторонники «позитивной дискриминации», которые настаивают на ограничении прав некоторых групп, и при этом искренне не понимают, почему члены этих групп их после этого ненавидят [1].
- Родители часто строго наказывают (и порой вообще без вины) нелюбимых детей (особенно приёмных — дурная кровь же!), потому что уверены, что те все время замышляют какую-то гадость против них.
- В Спарте был обычай пороть рабов не за провинность, а просто так, чтобы не забывали о своём рабстве[2]. В XIX в. (и раньше) в Европе и США тоже, бывало, так делали.
- В раннем Советском Союзе — практика объявления тех или иных групп (казаки, священники, бывшие офицеры, зажиточные крестьяне) «антисоветскими элементами» с последующими превентивными репрессалиями и посадками, а то и расстрелами.
- Впрочем, это не совсем сабж: в той или иной мере практика характерна для любых периодов войн и социальных потрясений и, в особенности, войн гражданских. Военное время не оставляет времени для долгого следствия и отделения агнцев от козлищ, а цена ошибки может быть слишком дорога. Поэтому потенциальные угрозы предпочитают устранять «с запасом».
Примечания[править]
- ↑ В контексте данной статьи было бы логичнее сказать, что сторонники ограничения прав некоторых групп, уверены в том, что их уже ненавидят, так что хуже не будет.
- ↑ В отличие от остальной Греции, в Спарте не было личных рабов. Были илоты — потомки коренного населения Мессении, покоренной ахейцами-спартиотами. При всех поражениях в правах илоты были ближе к средневековым вилланам, чем чем к рабам античности, они могли владеть имуществом, вступать в брак, накапливать богатство. Что могло порождать у порабощенных мессенцев иллюзии почти-нормальной жизни. Для чего и служили превентивные порки. А ещё на рабов охотились для тренировки.