Советский реквием
Советский реквием — эпилог к знаковому произведению Пелевина «Зенитные кодексы Аль-Эфесби».
Описание[править]
Короткий рассказ, завершающий историю о борьбе старого советско-исламского мстителя против США, осуществлявшейся через идеологические атаки на искусственный интеллект во всеблагих американских беспилотниках. Из-за договорняка ведущий весьма успешную деятельность Саул Аль-Эфесби оказывается отозван с Ближнего Востока, и возвращается в РФ. Впрочем, здесь он пребывает недолго, ибо с небес спускаются на замаскированной секретной технологии американцы и увозят его в США, чтобы отомстить за причинённый ущерб.
В истории старый дед ожидает казни, которая будет проведена посредством лоботомии, и пишет своеобразное философское замечание, в котором рассуждает на вечные вопросы о судьбах человечества. В частности, он утверждает, что уже в XX веке последняя битва была проиграна, победил бездушный глобализм и теперь человечество, усердно принимающее новые принципы, ожидает моральный упадок и новая глобальная война.
Содержание[править]
Этот краткий рассказ в сжатом виде представляет идеи, которые в других своих произведениях Пелевин рассматривал подробно.
В рассказе прослеживается буддистская идеология, согласно которой именно появление разума является источником страданий, которую Пелевин последовательно продвигает и в остальных своих работах. Также он рассуждает о невозможности предсказать будущее и том, что все образы будущего неизбежно оказываются неверными. Рассматривает он и советскую мечту о «прекрасном Полудне Коммунизма» и практические действия, которые предпринимались для её реализации, намекая на то, что мечта была конечно ложью и обманом, но люди в неё верили, и это имело самостоятельную ценность:
Я листал пыльные советские учебники, возвещавшие, что Советский Союз сделал человека свободным и позволил ему шагнуть в космос. Конечно, даже в детстве мне было понятно, что это вранье – но в нем присутствовала и правда, которую было так же трудно отделить от лжи, как раковые метастазы от здоровой плоти.
Далее делается прогноз о том, как неизбежно закончится мир, в котором вся власть принадлежит корпорациям, беспокоящимся только о прибыли, и которые ради этого готовы на то, чтобы культивировать худшие стороны человеческого бытия, пропагандируются предельные индивидуализм, эгоизм и разрушение вертикальных связей:
Мои потомки – не мои лично, а моего биологического вида, – будут волосатыми низколобыми трейдерами, которые с одинаковых клавишных досок сотнями лет будут продалбливать кредитно-дефолтные свопы по берегам мелеющих экономических рек. Они будут делать это без малейшего понимания, почему и зачем это с ними происходит – просто по велению инстинкта, примерно как пауки едят мух. А когда они сожрут всех мух, они снова начнут жрать друг друга. С этого, собственно, началась история – этим она и кончится.
Нас ждет новый темный век, в котором не будет даже двусмысленного христианского Бога – а только скрытые в черных водах транснациональные ковчеги, ежедневно расчесывающие своими медиащупальцами всю скверну в людях, чтобы обезопасить свою власть. Они доведут человека до такого градуса мерзости, что божественное сострадание к нему станет технически невозможным – и земле придется вновь гореть в огне, который будет куда ярче и страшнее всего виденного прежде.
В конце Пелевин представляет типичное бытие современного человека как форму духовной смерти и ада, ибо естественные свойства разума человека современные владыки намеренно накачивают негативом и ненавистью, стараясь, чтобы человек постоянно был недоволен, и следовательно, активно тратил деньги, чтобы это неудовольствие преодолеть.