Благородный русский эмигрант
После Октябрьской революции, когда Россия вышла из блока Антанты (по сути прототипа НАТО) и под руководством большевиков объявила войну мировому капитализму и империализму, советские русские прочно укоренились в западных произведениях в роли злодеев.
Но рисовать всю нацию злодейской и возлагать на неё ответственность за деяния режима как бы неполиткорректно, поэтому авторы вспоминали о том, что есть и другие русские: те, кого большевики свергали и расстреливали, и кто в большинстве своём бежал на Запад. Так и появился архетип по имени Благородный Русскiй Эмигрантъ (подтроп «благородного беглеца»). Некоторые из таких героев просто пытаются оправиться от потрясения и начать на чужбине новую жизнь, а другие активно борются с советским режимом, могут сотрудничать с НАТО и западными спецслужбами. И насколько демонизируют тех, советских, русских[1], настолько же героизируют этих. Впрочем, популярность тропа связана не только с политкорректностью: многие люди из стран Запада искренне сочувствовали русским эмигрантам, ведь они имели много друзей и знакомых в западноевропейских странах и бежали от тех самых большевиков, которыми Запад тогда пугали. А другие имели для симпатий более прагматические причины: они надеялись, что именно бывшие граждане России могут помочь свергнуть советскую власть.
Если о таких героях с придыханием пишут не западные, а русские же авторы, это смыкается с тропом Россия, которую мы потеряли.
См. также Товарищ-коммунист, когда, напротив, «красные» изображаются в западных произведениях в позитивном свете.
Противотроп — Вредный белоэмигрант.
А ещё бывает такая субверсия тропа: человек сбежал от большевиков, но родину по-прежнему любит. А дальше может быть разная игра со штампом: кто-то решит, что красные стали отвечать интересам России, кому-то взбредет в голову, что Россию от красных сможет освободить только фашизм/анархизм/либеральный запад/вставьте-название-модной-идеологии.
Просьба добавлять сюда только положительных персонажей-белоэмигрантов. Хороших русских вообще, без идеологической привязки к белым или красным, добавлять в статью Русский богатырь.
Примеры[править]
Литература[править]
- Саша Чёрный, «Девочка Люся и Дедушка Крылов» — собственно, Люся. В первоисточнике на то, что перед нами дочь белого эмигранта, только намекается. В мультфильме это сказано уже прямым текстом, и, к тому же, усилен акцент на том, что, по мнению девочки, «Стрекоза и муравей» — это неудачная басня (с чего это муравей решил, что физический труд — это хорошо, а пение — это плохо?).
- Луи Буссенар, «Секрет Жермены» — граф Березов. (Тут нужно пояснение: почему он эмигрировал. Автор-то умер ещё до Первой мировой).
- Почему, почему… Захотел жить в Париже, только и всего. Тургенев тоже жил за границей.
- Эрих Мария Ремарк любил этот троп. Во многих его произведениях фигурируют благородные русские эмигранты, обычно являющиеся лучшими друзьями ГГ. В их числе Борис Морозов («Триумфальная арка»), граф Орлов («Три товарища») и Волков[2] («Жизнь взаймы»).
- Агата Кристи придерживалась консервативных политических взглядов, отличалась симпатией к русской эмиграции и антипатией к большевикам. К тропу в её произведениях относятся, например, Вера Русакова — единственная известная возлюбленная Пуаро (в некотором роде аналог Ирэн Адлер из «Шерлока Холмса») и княгиня Драгомирова из «Убийства в Восточном Экспрессе», которая участвовала в убийстве Рэтчетта, но имела для этого более чем веские основания (она была крёстной матерью мамы девочки, убитой Рэтчеттом/Кассетти), и была оправдана Пуаро.
- Джордж Оруэлл, «Фунты лиха в Париже и Лондоне» — эмигрант Борис в Париже если не благородный, то, по крайней мере, очень цивильный и порядочный — у главного героя он вызывает теплоту и уважение.
- Сомерсет Моэм, «Рождественские каникулы» — сюжет посвящен встрече молодым повесой в парижской борделе «ночной бабочки» Ольги, которая оказывается эмигранткой Лидией и своим благородством заставляет его переосмыслить жизнь.
- В. Набоков, «Лолита»: к такому эмигранту — бывшему офицеру — ушла от злодея-протагониста и козла Гумберта Гумберта его первая жена Валерия. Гумберту эмигрант очень не понравился.
- П. Н. Краснов, «Ложь» — ГГ, генерал Акантов.
- В. Кочетов, «Чего же ты хочешь?» — белоэмигрант и коллаборационист Сабуров, заброшенный под видом итальянского искусствоведа в СССР в качестве идеологического диверсанта, начинает вести просоветскую пропаганду.
- Гривадий Горпожакс, «Джин Грин — неприкасаемый» — Павел Гринёв, отец главного героя.
- Оскар Лутс, «На задворках» — частичная инверсия: большая часть появляющихся в романе русских эмигрантов в Таллинне — меркантильные, сексуально озабочены и в целом отталкивающие типы. А вот дамы из русской диаспоры — Татьяна Николаевна и Мария Праги — вполне подпадают под троп.
- Айрис Мердок, «Время ангелов» — Евгений Пешков.
- Нил Гейман, «Американские боги» — Чернобог и Сестры-Зори в первую очередь забытые божества славян, но некоторые детали намекают на этот троп.
- Андрей Уланов «Оружейник» — по факту таковых сразу два, причем по обе стороны баррикад. ГГ, по прозвищу Комиссар, бывший красный командир. И Князь, бывший офицер Его Императорского Величества. При этом они более чем благородны и работают в одной команде. Впрочем, тамошний послевоенный мир совсем не похож на наш…
Кино[править]
- «Последний приказ» (1928) — на съемках голливудского фильма про революцию в качестве статиста русского генерала используют настоящего русского генерала-эмигранта. Тот и так явно пришибленный, а на съемках от флэшбэков и вовсе поехал головой и пафосно кончился под русским знаменем прямо перед камерой.
- «Анастасия» (1956) — генерал Бунин в исполнении Юла Бриннера. Ну как благородный… морочит эмигрантам головы и хочет выдать бродяжку за дочь царя, чтобы срубить награду. Но в конце таки любовь и благородство пересилили.
- «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» — Луи, в прошлом Леонид, который вместе с сыновьями и женой спасает Валерку от прыжка с Эйфелевой башни.
- И полный тоски-ностальгии эпизодический пожилой мужчина (поправляющий «Старика, который всё знал» насчёт
бабалаекбалалаек).
- И полный тоски-ностальгии эпизодический пожилой мужчина (поправляющий «Старика, который всё знал» насчёт
- «Легионеры»/«March of Die» — Иван, русский казак, громила с золотым сердцем и бывший телохранитель Императора, мучащийся виной, что не смог защитить своего Государя.
- «4 дня в мае» — немка из Петербурга, руководительница приюта для девочек.
- «Поли» — Михаил Беленков.
- Тульевы из фильма «Ошибка резидента» и его продолжений (1968—1986). Хоть и работали против коммунистов, но любовь к родине и внутреннее благородство оказались сильнее.
- Эмигрант Николас Маранов из фильма «Августовские киты» (1987).
Телесериалы[править]
- Вавилон-Берлин — эмигранты-троцкисты Алексей Кардаков и Светлана Сорокина. Бывшие дворяне, зарабатывающие в Берлине 1920-х музыкальными номерами в кабаре. Впрочем, Светлана со временем показывается как инверсия тропа, поскольку сотрудничает с ОГПУ и сдаёт советским спецслужбам троцкистскую ячейку.
Мультфильмы[править]
- «Анастасия» — педаль в пол: главная положительная героиня — чудом выжившая царевна и дочь Николая II, вынужденная бежать из России после 1917. А Распутин изображён в виде диснеевского главгада, который своей чёрной магией организовал революцию.
- И ладно бы, мультфильмы ограничивалась одним лишь Доном Блутом… Немецкая студия «Dingo» поторопилась выпустить в том же году низкобюджетный и вообще хреновый мокбастер, тоже «по мотивам» легенды о княжне Анастасии (точнее, некоторые имена похожи на реальные) — авось, перепутают с донблутовской.
- «У попа была собака» (1982 г.): с парохода, прибывшего в Америку строевым шагом сходит группа белых офицеров, один из них даже несёт портрет царя в подмышке.
Видеоигры[править]
- Серия BioShock. Частичная субверсия. Главный антагонист первой серии, Эндрю Райан (Андрей Риановский), после Октябрьской революции бежал на Запад и на всю жизнь стал противником коллективизма и коммунизма в любых его проявлениях. После Второй мировой Райан, разозленный тем, что американское государство все больше и больше отходит от идеалов капитализма и индивидуализма, решил построить свой подводный город Восторг, где он хотел воплотить в жизнь свой идеал по-настоящему свободного от влияния бюрократов и Церкви общества. Увы, Восторг показал, что общество, лишенное контроля со стороны государства, очень быстро скатывается в криминальную анархию, где прав тот, кто сильнее. Сам Райан, стремясь спасти свою разваливающуюся по швам мечту, в этих условиях очень быстро превратился в самого банального диктатора, «кровавого короля Восторга».
- Есть сильное подозрение, что ирландскую фамилию Райан взял белорусский еврей. Во-первых образ и идеология «Эндрю Райана» списаны с творчества Айн Рэнд, она же Алиса Зиновьевна Розенбаум. Во-вторых по официальной информации «Райан» родился в Белоруссии (как, кстати, и отец Алисы Розенбаум) где еврейская диаспора была весьма велика и влиятельна. И вообще патологически жадный эгоистичный буржуй, стремящийся замкнуться в собственном уютном мирке, мало соответствует образу русского эмигранта «из благородных»: такие если и становились крупными предпринимателями, то не гнушались благотворительности и участвовали в общественной жизни.
- Call of Duty: Black Ops — таким там показан ветеран Великой Отечественной бывший капитан Виктор Резнов. Четвертый тип.
- Need For Speed: The Run — обосновавшийся в Чикаго русский автомеханик Юрий действительно благороден: далеко не всякий готов укрыть у себя и вручить ключи от быстрой машины для победы в The Run тому, у кого на хвосте висит могущественная чикагская мафия
- Hidden: On the trail of the Ancients — содержатель гостиницы в предвоенном Буэнос-Айресе Николай Петров. Ветеран Первой мировой, осевший за границей. Любит Чайковского, кино и географию, страдает по своей супруге и пьет поэтому горькую. Несмотря на бороду и ушанку, образ довольно достойный.
Музыка[править]
- Елена Фролова, песня «Мой бедный князь» — прямо не говорится, но есть очевидные намёки на троп: «Мой бедный князь, не возмужавший, из обезумевшей бежавший страны…»
Реальная жизнь[править]
- Во время гражданской войны в США бывший царский офицер Иван Васильевич Турчанинов aka Джон Бэйзил Турчин возглавил американскую воинскую часть и сделал её образцовой, его манёвр во время битвы стал частью национального мифа. Педаль в пол — он был знаком с тремя президентами США, дружил с Линкольном и оспаривал первенство с самим Улиссом Грантом.
- Генерал Деникин.
- Генерал Беляев — почётный гражданин республики Парагвай, фактический основатель русской колонии эмигрантов в этой стране, выдающийся первопроходец, географ, этнограф, антрополог и лингвист. Прославился исследованием области Чако Бореаль (центральная часть региона Гран-Чако, принадлежащая Парагваю), куда он совершил общим счётом 13 экспедиций (при том, что до него экспедиции заканчивались весьма печально). Наладил отличные отношения с местным населением и после возвращения быстро проявил себя защитником парагвайских индейцев, сумев в конце концов создать первую индейскую колонию в стране и закрепить за индейцами определённые права, за что одно из племён даже провозгласило его касиком — вождём. Ну и военным консультантом тоже успел поработать — во время Чакской войны его привлекали к штабной работе, как человека, отлично знакомого с ТВД.
- Мать Мария (по первому мужу Кузьмина-Караваева) — монашка, участница Сопротивления.
- Писатель Гайто Газданов[3] — аналогично. Ушёл в Белую армию в возрасте шестнадцати лет.
- Константин Александрович Чхеидзе[4] был активным участником Российского антифашистского движения в Праге.
- Зиновий Пешков[5]. Генерал французской армии.
- Генерал Слащёв-Крымский. В гражданскую получил прозвище «вешатель», но тем не менее вернулся в Россию и преподавал в военной академии. Был застрелен из мести братом одного из повешенных.
- Возвращенцы А. Н. Вертинский, А. Н. Толстой и А. И. Куприн.
- Дмитрий Амилахвари, потомок грузинского княжеского рода Амилахвари. Полковник Иностранного Легиона. Член Свободной Франции. Герой Сопротивления и Иностранного Легиона.
- Автору правки приходилось слышать, что подчёркнутая симпатия в массовой культуре к образу парижского таксиста (в первую очередь, естественно, в самой Франции) берёт начало в 1920-е, когда множество эмигрировавших русских офицеров зарабатывали на хлеб именно в такси. Соответственно, вскоре сложился стереотип: таксист всегда будет очень вежлив, галантен и безупречно честен: можно назюзюкаться в хлам и вырубиться в авто, еле-еле сообщив точку доставки — не сомневайтесь, вас доставят в целости, выгрузят в сохранности и вынут из вашего портмоне ровно столько, сколько вы должны за поездку. Ибо — noblesse oblige!
Аналоги в других сеттингах[править]
- L'Empereur de Paris (фильм 2018) — бывший, а ныне раскулаченный герцог, воевал против революции, а теперь служит в армии Наполеона
- Почему аналог? Он же не эмигрировал.
Примечания[править]
- ↑ А после формирования социалистического блока — уже и не только русских
- ↑ С некоторыми оговорками. Персонаж вроде как благородный, но вряд ли положительный. С главным героем у него были натянутые отношения, поскольку они никак не могли поделить девушку.
- ↑ хотя он осетин
- ↑ выходец из грузинского княжеского рода
- ↑ Родился в еврейской семье. Имя при рождении Залман. Приходился старшим братом жидобольшевику Якову Свердлову