Евразийство
Евразийство — российская идеология, которая основана на представлении о том, что Россия должна в себе сочетать принадлежность к Европе и Азии, при этом на практике с явным уклоном в Азию. Идеи евразийства укореняются на фоне противостояния России и Запада, когда Запад становится существенным врагом, и в России ведётся поиск собственной идеологии, которая противостояла бы распространённой идее о том, что Россия должна стать полностью европейской страной и жить аналогично остальным подобным странам. При этом появились они в российской белой эмиграции, но отозвались неожиданным эхом в современности, когда появляется неоевразийство.
История[править]
Россия является крупнейшей страной по территории и обладает уникальным положением, где самая развитая западная часть страны находится в Европе, в свою очередь огромные незаселённые территории, где тем не менее также есть поселения и проживает некоторое количество людей, находятся на Востоке (в Азии, в том числе и очень глубоко в ней, в отличие от какой-нибудь Турции, которая в Азии находится по касательной). Из-за этого можно сказать, что Россия находится как в Европе, так и в Азии. Поэтому мыслители, размышляющие о месте России в мире, всегда задавались вопросом — является ли она в цивилизационном смысле Европой или Азией. Более того, в российской истории были периоды, когда в ней царили азиатские порядки, и были когда европейские.
Начинается Россия как западное государство, находится в примерно тех же зонах, что и классические европейские страны (если брать такие русские города, как Киев, Новгород и Москва). Государственной религией является православие, которое берёт начало на Западе, в Византии (а не чисто восточный ислам). Тем не менее, Россия претерпевает власть монголов, в ходе которого азиаты врываются на территории русов и подчиняют их себе, устанавливая вассальные отношения; прививаются такие традиционные для Азии ценности, как любовь к завоеванием, почитание вождя чисто по внешним характеристикам, который является отцом нации и воплощением величия и к которому надо ездить брать ярлык на княжение, ибо без такого уважаемого человека княжить не выйдет вестимо.
Затем однако влияние Востока на Россию прекращается, тем не менее приверженность отдельным азиатским порядкам всё равно остаётся «в крови» многих русских, которые смотрят именно на Восток, а не на Запад. Видимо, именно азиатским стремлением захватить как можно больше территории и затем над нею царствовать вызвана мощная экспансия на восток, когда русские осваивают Сибирь и Дальний Восток, когда казалось бы более по-европейски было бы развивать центр своей страны, где концентрировать все достижения, создавать мощные города. Это становится и благом России (на захваченных территориях много природных богатств), и проклятием (огромная территория остаётся неосвоенной, живут там очень плохо, также в случае серьёзной войны, особенно на два фронта, непонятно как такое вообще защищать).
Тем не менее во времена Петра I проходит мощное налаживание связей между Востоком и Западом, начинается внедрение западных порядков, строятся города по европейским канонам и проводятся соответствующие государственные реформы. Российские правители оказываются твёрдо связаны с Западом, но тем не менее отношения портятся из-за постоянных военных конфликтов, которые происходят с западными державами. Вторжение Наполеона, Первая мировая война, Вторая мировая война сильно подкашивают отношение к Западу и создают его образ как однозначного врага. После образования СССР к тому же СССР заявляется о себе как о центре силы и идеологии социалистических государств, которые противостоят западным капиталистическим, особо мощное противостояние ведётся в ходе Холодной войны, где США и Британия считаются опасными врагами, которые постоянно засылают шпионов и всячески вредят. Хотя СССР впоследствии и погибает, образуется идеологический аввакум вместе с сохранившейся нелюбовью к Западу.
Идеология[править]
Советский период[править]
Хотя Россия традиционно много лавирует между Востоком и Западом, и соответствующие идеи много курсируют в обществе, появление понятия «евразийство» относится к периоду непосредственно после того, как к власти приходят большевики. Занимаются развитием идеологии в основном белые эмигранты, которые покидают страну, развитие этих идей проводится в крупных европейских городах. В СССР идеология распространяться не могла, поскольку там утверждалось существование советского человека, который не зависит от национальности, и общность по классовым интересам, а не географическим или национальным.
Евразийцы того периода выказывают существенный пиетет перед Азией и называют Россию наследницей Монгольской империи, а также связывают разные положительные моменты вроде любви к справедливости именно с азиатской частью менталитета. Утверждают, что монголо-татарское иго было полезным для России, не позволив ей прогнуться под Запад, который тогда вёл экспансионистскую политику. Несмотря на это, выступали за православие в качестве основной идеологии государства, а не за ислам (православие нельзя назвать чисто азиатской религией).
Популярность идеологии оказывается весьма умеренной; пишется ряд работ, в которых рассуждается о пути России, происходят даже расколы (некоторые евразийцы поддерживают Сталина и коммунистическую власть, некоторые выступают радикально против). В итоге ожидаемо чисто эмигрантская движуха помирает, и про неё вспоминают только историки.
Современность[править]
Возрождение евразийства в эпоху позднего СССР производит мыслитель Лев Гумилёв, создающий весьма мощную концепцию пассионарности, которая призвана описать то как развиваются и изменяются народы, кто влияет на эти изменения (а именно пассионарии — персонажи, которые в силу неких внутренних особенностей выступают за реформы и радикальное изменение обстановки; когда пассионариев становится слишком много, проходят радикальные изменения). Выступал за объединение евразийцев как суперэтноса. Критиковал перенос европейских порядков без изменений в Россию.
К сожалению, в XX веке мы <…> начали руководствоваться европейскими принципами, пытались всех сделать одинаковыми. А кому хочется быть похожим на другого? Механический перенос в условия России западноевропейских традиций поведения дал мало хорошего, и это неудивительно
Известнейшим идеологом евразийства современности является философ Александр Дугин, который выступает с консервативных позиций, критикует глобализм и считает, что Россия должна идти своим путём. Выступает за создание огромной евразийской империи, которая должна стать глобальной силой в многополярном мире и занять все территории бывшего СССР или даже ещё большие. Управляться должна царём-самодержцем, в руках которого скипетр. Государственной религией должно стать православие, которое будет участвовать в управлении государством в стиле Византии. При этом часто выступает за внедрение в России явных азиатских порядков, за однозначное противостояние с англосаксами, с которыми достигнуть соглашения невозможно.
Интересно, что хотя на Западе многие «аналитики» заявляют, что Дугин — едва ли не один из самых влиятельных людей в России, и влияет на политику самого Путина, в самой России Дугин занимается далеко не такие прочные позиции, которые следовало бы ожидать от столь значимого лица. Например, он передвигается без охраны, из-за чего едва не погиб в теракте, когда его машина была подорвана. В ряде университетов Дугину было отказано в выступлениях, сильная позиция и социалистов, которые видимо в околомонархических идеях Дугина видят угрозу для своей идеологии.
В частности, о положении России в мире Дугин высказывается следующим образом:
Россия — это Евразия. Евразия это не формальное смешение Европы и Азии, Запада и Востока. Это синтез православного византизма и туранской монгольской государственности. Это союз многих этносов под начало великого русского народа. Быть Евразией, Поссией-Евразий — то же самое, что быть не страной, а цивилизацией, Империей. При этом на самом Западе никто не то что Византию, ни Древнюю Грецию, ни Рим, ни Средневековье «Западом» не считает. Под «Западом» понимается только Западная Европа Нового времени — антихристианская, атеистическая, материалистическая, демократическая, буржуазная, капиталистическая, либертарианская. И ничто иное. К такому Западу, как его понимает сам Запад, Россия-Евразия никакого отношения не имеет
А вообще он выделяет в современном мире семь потенциальных Империй: США, Россию (плюс СНГ), Китай, Индию, исламские страны, Латинскую Америку, Африку.
Сторонником евразийства также является старый оппозиционер Сергей Кара-Мурза, при этом не критикует социалистические идеи, считает что они были верными. Считает практику западной цивилизации опасной и вредной для России и предостерегает от попыток построения капитализма западного образца, считая что в таком случае Россия окажется просто в рабстве у более развитых капиталистических режимов.
Также часто называют евразийцем и Путина из-за его антизападной риторики, впрочем здесь есть и обоснованная критика. Есть подозрения, что вся риторика про «свой особенный путь» ведётся для глубинников, чтобы обосновать сохранение текущей власти, а настоящей идеологией является обычное приспособленчество. Сам Путин заявлял:
...евразийство — традиция нашей политической мысли. Оно в России укоренилось давно, а сейчас приобретает совершенно новое звучание, особенно в связи с интенсификацией интеграционных процессов на постсоветском пространстве
Известный политтехнолог путинской власти, Сурков, также называл Россию сдвоенной страной, которая принадлежит и востоку, и западу.
Путинский период[править]
Вначале путинские настроены по отношению к Западу вполне положительно, налаживают мощную торговлю. Российские власти встречаются с американцами, обсуждают вопросы вроде сокращения стратегических вооружений, усиления торговли, в России массово продаются и пользуются впопулярностью товары западного производства. Открываются официально лицензированные представительства американских и западных компаний, а «китайский» является синонимом для низкого качества, аналогично неприязнь местных вызывают и приезжающие азиаты, которые обладают низкой культурой и ассоциируются с чем-то нехорошим (так как после распада СССР бывшие республики превращаются в обычные нищие бантустаны, где процветает разный бандитизм).
В поздний путинский период проводится возрождение идей евразийства, когда отношения с Западом вновь стремительно ухудшаются. Вновь подымается старая идеология самобытного пути, сообщается что Россия будет подниматься с колен и избирать собственный путь (чему очень способствует пропаганда, а также некоторые отдельные неадекватные порядки на Западе, которые раздуваются в масштабах и уравниваются с самим понятием демократии). При этом на практике зачастую наблюдается серьёзная деградация, а из-за санкций и общей политики страна стремительно становится слугой Китая, а вовсе не независимым государством со своим путём (то есть происходит отбрасывание «европейской» части, с полным подчинением господину с Востока).
После того, как после начала войны на Донбассе вводятся первые санкции против России и начинается мощная антизападная риторика, проводится учинение Евразийского союза (реинкарнация СНГ, но уже с явно выраженным евразийским названием), который создаётся по аналогии с Евросоюзом и объединяет бывшие социалистические страны, в первую очередь в экономическом смысле. Входят в союз Беларусь, Казахстан, Армения — самые пророссийские страны из СНГ. Тем не менее, интеграция оказывается не особенно плотной, серьёзно вдвинуться в соседние страны не удаётся. Связано это с тем, что те страны также лавируют между Россией и Западом и часто выбирают Запад как гораздо более мощную экономическую систему, с которой тяжелее бороться.
Кроме того, путинские проводят идеологию завоза в страну множества мигрантов, которые работают на низкопроизводительных местах, где русские из-за очень маленькой зарплаты работать не желают. Прибывающие азиаты стремительно исламизируют страну, создают диаспоры, которые помогают приехать новым иностранцам, получить гражданство, обустроиться, обеспечивают адвокатами и неформальными способами юридической поддержки, если возникает такая необходимость. При этом реальное влияние на азиатские страны ослабевает — Лукашенко периодически пытается ударить русских в псину и явно ведёт двойную игру, Армения высылает российские войска, Казахстан также начинает проводить западную политику. По сути, из союзников Путина остаются только совсем нищие азиатские страны.
Есть, правда, мнение, что на самом деле олигархический режим Путина старается работать в режиме «и нашим, и вашим», и направлен на приобретение максимальной прибыли любыми средствами. Если официально заявляется, что Запад — враг, то на деле ведутся договорнячки с западными лидерами, аналогично торговые соглашения с Китаем заключаются из чисто шкурных соображений. Сама же путинская элита желает жить в цивилизованной Европе (из-за уровня жизни, так как эта элита является типичными капиталистами, которые очень ценят материальные блага), и никакой реальной идеологии не имеет, а идеи евразийства распространяются в поверхностном смысле для лучшего контроля народа, чтобы обосновать, что конечно из-за санкций стали сильно хуже жить, но при этом «идём своим путём» и являемся свободными.
Оценки[править]
Евразийство положительно оценивается многими русскими, которые указывают на историю взаимоотношений с Западом, всегда выступавшим в качестве врага и завоевателя, и поэтому отвергающими идею «пойти на поклон», в расчёте на то, что Запад примет в свои ряды и позволит России стать полноценным европейским государством с капитализмом/участием в мировой экономике и производстве. Они считают, что необходим синтез всех тех идей, которые практиковались в России на протяжении всей её истории, в том числе и практики, заимствованные из Азии. Большой популярностью идеи евразийства пользуются среди имперцев, простых людей (рабочих, жителей провинции).
Не любят евразийство и оценивают его как варварство обычно демократы, считающие Россию такой же европейской страной, как и все остальные, и считающие что надо избавляться от азиатского наследия и полностью принять европейские порядки, демократию и капитализм, и добиться признания России наравне с остальными цивилизованными странами. Указывают на то, что в современных странах Азии, в том числе и таких крупных и влиятельных, как Китай, уровень жизни существенно меньше, чем в западных странах, а также имеется серьёзная цензура и ограничения.
Аналогично различается и восприятие истории. С точки зрения евразийцев Восток является куда меньшим злом, нежели Запад, например указывается на то, что монголы и турки не проводили агрессивное навязывание своей идеологии, сохранилось православие, хотя те были мусульманами, а Русь под властью востока сохранила существенную автономию, хотя и была вынуждена платить налоги. В то же время Запад проводит полноценную дезинтеграцию захваченных стран и переформатирование (в частности, в католицизм и папизм), и если бы Россия оказалась под властью Запада, могла бы стать просто колонией, в которой местные живут очень плохо и обслуживают интересы Британии и США (как это происходило с многочисленными колониями в Африке, которые активно всирались в прошлом). С точки зрения западников, эти опасения не обоснованы, а необходимость кланяться перед восточными владыками было куда более унизительной частью российской истории и унижением её независимости.
Из положительных моментов называется честность, верность долгу и клятве, в то время как на Западе принято лицемерие и моральный релятивизм, когда моральное восприятие зависит в первую очередь от профита, который с дела можно получить; неприязнь эгоизма и индивидуализма, крайне негативных качеств, которые приводят к тому, что люди задумываются только о собственной прибыли и благе и с презрением относятся ко всем остальным, что нарушает стабильность общества. Из недостатков указывают на меньшее развитие азиатских стран и меньшее количество личных свобод, опасности диктатуры в случае, если тиран окажется неадекватным.
Важным моментом также является демографический; современная западная цивилизация при её высоком уровне жизни является тем не менее затухающей, в которой рождаемость на семью уже бывает что падает и ниже одного ребёнка, то есть общество неизбежно вымирает. Это следствие культа потребления, в котором дети воспринимаются как однозначная преграда для жизни и трата времени (так как человек тратит больше половины дня на работу, а если есть дети то надо и им время уделять, в результате на развлечения, которых очень много, времени почти не остаётся). Хотя для конкретных людей такой стиль жизни и приемлем, в дальней перспективе он приведёт к гибели цивилизации. Азиатская модель предполагает уважение к большой традиционной семье, что способствует сохранению цивилизации.
Лулзы[править]
Самый распространённый символ евразийства использует восемь стрел, исходящих из единого центра — что внезапно является символом Хаоса в Вархаммере. Что конечно добавляет лулзов для понимающих, хотя скорее всего это просто совпадение. По мнению некоторых ничего неожиданного в этом нет — якобы, этот символ использовался в оккультизме, и вахофилы попросту взяли в качестве символики известный ещё со времен седого язычества образ. На самом деле Символ Хаоса именно в таком варианте появился в 1960-х в фэнтези Майкла Муркока и ролевой игре Dungeons & Dragons, а только потом попал в «современный» оккультизм (британские оккультисты впервые его использовали в 1978).
Галерея[править]
Читать ещё[править]
- Система против Антисистемы
- Один пояс и один путь
- Россия как сателлит Китая
- Россия в НАТО
- Новиоп
- Тартария
- Монгольская империя