Кабинетная мифология
Кабинетная мифология — это, анонимус, особо тяжелая форма фимоза головного мозга, при которой отдельно взятый индивид (или кружок по интересам для таких же альтернативно одаренных) решает, что он умнее целого народа, и в силах в одно рыло запилить ему новую, улучшенную мифологию. По сути, это наукообразный фанфик, написанный не прыщавой девочкой-яойщицей про Поттера и Малфоя, а серьезным (в своих глазах) мужем в пыльном кабинете, уставленном черепами и сомнительными фолиантами.
Результат этого титанического труда затем скармливается хомячкам под соусом «САкральнОГО знАНия, СКрЫВАЕМОГО жИДорЕПтИлОИДАМИ!!!». И хомячки с радостным визгом хавают, ибо всегда приятнее верить в выдуманных мега-предков-«славяно-ариев», чем в скучную реальность, где твои прадеды в лучшем случае пахали землю и дохли от цинги.
Как это работает?[править]
Алгоритм создания этого великолепия прост до безобразия и отточен поколениями непризнанных гениев. Для начала нашему мифотворцу нужен тот самый кабинет — символ отстраненности от серой биомассы, которая сама себе мифы придумать якобы не способна. Там, в тиши и покое, окруженный умными (и не очень) книжками, он приступает к таинству. Основой для будущего шедевра служит дичайший винегрет из обрывков реальных исторических хроник, устаревших лет сто назад псевдонаучных теорий, лингвистических натяжек совы на глобус и, конечно же, собственной неуемной фантазии. Почему богиню любви зовут Лада? А почему бы и нет, звучит же славянски! Откуда взялся этот бог? Да вон, в припеве песни что-то похожее было, значит, точно был!
Разумеется, вся эта деятельность нужна не для лулзов. За каждым таким проектом почти всегда маячит вполне конкретная идеологическая накачка. Чаще всего это, конечно, лютый, бешеный национализм, где новоиспеченные «древние боги» должны доказать, что именно наша нация произошла от гипербореев-ариев, а все остальные — от унтерменшей. Реже это неоязычество, где целью является борьба с «жидо-христианской оккупацией». Главное — придать своей идее ореол тысячелетней древности и божественного происхождения. Ну а дальше дело техники: на основе случайных топонимов, выдранных из контекста имен и просто буйного воображения создается стройный пантеон по образу и подобию античных. В нем обязательно будут свой верховный бог-громовержец, свой хитрый трикстер, куча мелких духов лесов и полей, и, само собой, эпичные герои, которые превозмогали задолго до того, как это стало мейнстримом. Когда эта развесистая клюква готова, ее издают в виде толстой книги с закосом под научный труд или, в наше время, вываливают на какой-нибудь сайт, где ее с восторгом подхватывают адепты, чтобы потом размахивать ею в любом тематическом сраче как неопровержимым доказательством.
Паноптикум именитых шизофреников[править]
История знает немало героев, ковавших мифы, не отходя от письменного стола. Вся эта вакханалия, можно сказать, началась с вполне респектабельных ученых мужей вроде Александра Афанасьева. Дядька был серьезным фольклористом, но свято верил в «мифологическую школу», а потому в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» додумал за славян половину пантеона. Именно из его кабинета выползли на свет божий слащавые Лада и Лель, которых ни в одном реальном источнике днем с огнем не сыщешь, но которые теперь прочно прописались в головах родноверов и авторов дешевого фэнтези.
Но если Афанасьев был скорее заблуждающимся романтиком, то создатели «Велесовой книги» — это уже следующий уровень, откровенные и циничные фальсификаторы. Эти ребята не стали мелочиться и склепали целый «священный текст» на дощечках, с собственной выдуманной историей, генеалогией богов и заповедями. И пофиг, что вся академическая наука хором кричит «ПОДДЕЛКА!», ведь для истинно верующих это не аргумент. Где-то в стороне от этих славянских разборок тихо-мирно творил в своем кабинете американский затворник Говард Филлипс Лавкрафт. Он, в отличие от предыдущих пациентов, честно признавался, что выдумывает своих Ктулху, Азатотов и прочих Ньярлатотепов для развлечения публики. Ирония в том, что его вымышленный пантеон оказался настолько годным, что со временем обзавелся собственными сектантами и косплеерами, на полном серьезе пытающимися призвать Ктулху. Но даже это меркнет на фоне того, во что кабинетная мифология может превратиться, если за нее берется целое государство. Идеологи Третьего рейха, вдохновляясь трудами австрийского оккультиста Гвидо фон Листа, взяли за основу германо-скандинавские мифы, щедро сдобрили их оккультизмом, теософией мадам Блаватской и псевдонаучной расовой теорией, получив на выходе гремучую смесь под названием «арийский миф». Это уже был не просто фанфик, а идеологическое оружие массового поражения, призванное оправдать вполне реальный геноцид. Такие дела.
Профит?[править]
Казалось бы, какой профит с этого балагана, кроме удовлетворения ЧСВ автора и подпитки для его паствы? А он есть, и немалый.
Всякий сумасшедший, уверяющий, что он рыба, находит другого, который уверяет, что он рыбак. — Луркморская мудрость
Во-первых, кабинетная мифология — это неиссякаемый источник вдохновения для массовой культуры. Огромное количество фэнтези, от книг и фильмов до компуктерных игр, построено на этих самых выдуманных пантеонах. Разработчикам и писателям не нужно ломать голову — бери готовых «древних» богов и героев, и вперед. Это по большей части безобидно и даже весело.
Однако настоящий, жирный профит извлекают разнообразные родноверы, националисты и прочие эзотерики. Для них эти тексты — не фантазии, а священные скрижали, доказывающие их исключительность и правоту. Наличие такой «древней традиции» позволяет им свысока смотреть на всех остальных, не посвященных в тайное знание. Ну и, конечно, это вечный двигатель для холиваров. Бесконечные срачи на форумах, в соцсетях и на ютубе, где адепты «Велесовой книги» с пеной у рта доказывают профессорам-историкам, что те — агенты Ватикана/Сиона/рептилоидов, скрывающие Правду — это классика жанра и отдельный вид искусства. Так что, пока есть люди, желающие верить в красивую ложь больше, чем в скучную правду, наши кабинетные гении без работы не останутся. ПРОФИТ!