Непостоянство
Непостоянство — фундаментальное свойство существования.
Описание[править]
Все наблюдаемые в мире зависимые явления обладают свойством непостоянства — они изменяются во времени. Если в более-менее близких моментах различия настолько малы, что не воспринимаются, то чем больше проходит времени, тем более они заметны. Несмотря на это, человеческий разум всё равно поддерживает иллюзию того, что явления обладают непрерывным бытием, связанным обычно с некоторой физической формой.
Непостоянство является источником неудовлетворённости, поскольку одно из самых известных желаний человека — стабильность, то есть чтобы ничего не менялось из некоей устраивающей его позиции. Тем не менее, это невозможно, отсюда возникает фрустрация.
Из непостоянства следует также что всё, что имеет начало, имеет и конец, следовательно любой наблюдаемый феномен конечен. И единственной истинной причиной прекращения феномена является его возникновение, по этой причине мудрые знают, что не должно иметь привязанностей к материи, поскольку это приведёт лишь к страданиям.
Довольно, друзья! Не огорчайтесь, не рыдайте! Разве не говорил Благословенный, что в природе вещей, дорогих нам и близких, что должны мы, рано или поздно, разлучиться с ними, покинуть их, расстаться? И как же может быть, друзья, чтобы рожденное, сотворенное, в самом себе несущее зачатки разрушения, не погибло бы рано или поздно?
В избавлении от иллюзии постоянства существующего заключается избавление от страданий. Так достигается независимое существование, нирвана.
О факте непостоянства бытия задумывались и западные философы, размышления о нём упоминаются у греческих философов Демокрита и Плутарха, а великий римский император Марк Аврелий писал об осознании непостоянства как важной части того, чтобы быть достойным человеком:
Упорно представлять себе всю вечность и все естество, и что все отдельное по сравнению с естеством — зернышко, а по времени — поворот сверла.
Останавливаясь на всяком предмете, понимать, что он уже распадается, превращается и находится как бы в гниении и рассеянии; или, как всякая вещь, родится, чтобы умирать.
Каковы те, кто ест, спит, покрывает, испражняется и прочее; затем, каковы самовластные, горделивые, досадующие, порицающие свысока — а ведь немного перед тем, чему они только не рабствовали, и чего ради; и как немного спустя при том же будут.
Каждому благодатно то, что дает общая природа, и тогда благодатно, когда дает.