Война интеллектов
Эти двое — соперники и враги, они не раз сходятся в тяжёлом, опасном поединке.
Вот только поединок этот не физический, а умственный. Оба его участника могут и не контактировать друг с другом напрямую и даже находиться на приличном расстоянии друг от друга. Это — война интеллектов.
Нет, у них может быть по личному дракону или по армии головорезов для всяких грязных дел, и вообще все персонажи в произведении, по сути, являются их пешками, но друг против друга они воюют не только и не столько армиями, сколько хитрыми ходами, гамбитами, психологическими играми и интригами.
Зачастую эти персонажи испытывают большое уважение друг к другу, являются закадычными врагами и даже могут объединиться против возникшей третьей силы.
Главной проблемой подобных тропов является то, что персонаж может оказаться не только умнее обычных людей, но и умнее автора. В итоге рано или поздно автор исчерпывает доступный ему набор хитрых планов и сюжетных поворотов и не может написать адекватный финал для этого противостояния.
Примеры[править]
Литература[править]
- Шерлок Холмс и Мориарти — практически кодификатор противостояния разумов гениального детектива и не менее гениального преступника. Иронично, но закончилось оно, по сути, потасовкой.
- Притом, что противостояние Холмса и Мориарти описано только в ОДНОМ рассказе (в "Долине страха" Мориарти притянут за уши), и в этом рассказе никаких особо интеллектуальных действий не совершают ни Холмс, ни Мориарти.
- Вообще в большинстве детективов преступник и сыщик ведут интеллектуальные сражения друг с другом.
- Известный отечественной публике штандартенфюрер Штирлиц, он же Максим Максимович Исаев, является признанным мастером сабжа; в конце концов, он — профессиональный разведчик-нелегал и почти в каждой книге Юлиана Семёнова пытается с переменным успехом сорвать какие-либо интриги разведки Третьего рейха. Полноценно троп отыгрывается в романе «Семнадцать мгновений весны» на примере противостояния Штирлица и группенфюрера СС Генриха Мюллера. Мюллер догадывается о том, что Штирлиц работает на сторону противника, и пытается его в этом уличить, но Исаев раз за разом создаёт себе алиби. Тем не менее, в романе «Приказано выжить» Мюллеру таки удается разоблачить Штирлица и использовать его в своей игре против советской разведки. На протяжении цикла романов «Экспансия» Штирлиц берет полноценный реванш, раскрыв созданную Мюллером организацию «ОДЕССА» и поймав группенфюрера на тихой ферме в Аргентине, где тот скрывался после войны.
- Руководство Третьего рейха также активно проворачивает сабж: в двух упомянутых выше книгах показаны взаимные интриги главы аппарата НСДАП Мартина Бормана и рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, возглавляющего СС. Эту борьбу интриг Гиммлер проиграл вчистую, закончив жизнь самоубийством в последние дни войны, а Борману удается покинуть Германию в романе «Приказано выжить», захватив с собой партийное золото.
- «Троецарствие» — Чжугэ Лян и Чжоу Юй против Цао Цао, Чжоу Юй против Чжугэ Ляна, Чжугэ Лян против Сыма И.
- «Князь Пустоты» — Найюр урс Скиоата и Икурей Конфас. Найюр проиграл, но не потому, что был глупее, а потому, что идиоты-соплеменники ему не поверили.
- «Изгоняющий дьявола» Уильяма Питера Блетти: значительная часть конфликта представляет собой именно войну интеллектов между священниками и демоном. К сожалению, в знаменитой экранизации это было упущено.
- Серия «Фантомас» Пьера Сувестра и Марселя Аллена — Фантомас и комиссар Жюв. В пародийной экранизации Андрэ Юнебеля, увы, комиссар растерял весь свой интеллект, поэтому настоящего поединка не получилось.
- «Дюна» — Пауль Атрейдес и Владимир Харконнен.
- «Тёмная башня» — менее эпичный пример, но тем не менее. Разумный поезд Блейн Моно загадывает загадки ка-тету и сам отвечает на вопросы. Победить машину в состязании невозможно, но ситуацию по-трикстерски спасает Эдди Дин, перегрузив ИИ абсурдистским юмором.
- Уильям Голдман, «Принцесса-невеста» — «А потом я смертельно перехитрил итальянца».
- «Артемис Фаул» — тройной вариант: Артемис, Опал Кобой и Жеребкинс. Артемис Фаул в процессе конфликта с волшебным народом противостоит, по сути, изобретениям Жеребкинса. Опал Кобой и Жеребкинс, в основном, соревнуются в «чьё изобретение круче», хотя впоследствии дело дойдёт и до прямого противостояния. Ну а битва интеллектов Артемиса и Опал, по сути, — одна из главных сюжетных линий цикла.
- «Гарри Поттер» — Дамблдор и Волдеморт. Субверсия: хитрый план строит только Дамблдор, Волдеморт пытается его одолеть и даже думает, что у него получилось — но он настолько предсказуем, что план срабатывает даже после смерти Дамблдора.
- «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — просто прочтите.
- «Песнь Льда и Огня». Название первой книги цикла, «Игра престолов», ставшее общесериальным, как бы намекает: на полях битвы режет глотки пушечное мясо, а в верхах Великие и не очень дома занимаются сабжем в режиме нон-стоп.
- Особенно показательный пример тропа — скрытное противостояние великих махинаторов: любителя порядка Вариса и любителя хаоса Петира Бейлиша.
- «Первый закон» — маг Байаз и пророк Кхалюл. Второго за все книги ещё ни разу не показали. Но противостояние продолжается.
- «Дозоры» — Гесер и Завулон. По сути, все первые книги цикла представляют собой их шахматную партию. Далее градус этого несколько снижается.
- «Тайный город» — противостояние Ярги и Сантьяги с «Днём Дракона».
- «Хроники странного королевства» — Шеллар и Скаррон.
- Шеллар и Чань. Чань, конечно, по роли в сюжете скорее злобный прихвостень, но в шпионских интригах посильнее Скаррона будет.
- «87-й участок» — Глухой против полицейских всего 87-го участка.
- Тед Чан, рассказ «Понимай» — в принципе всё об этом. Использование экспериментального гормона, развивающего интеллект, даёт необычные возможности получившим к нему доступ людям.
- П. Энтони, роман «Макроскоп» — в событиях романа имеются два таких дуэльных поединка (первый случился задолго до описываемых событий, в детском спец-интернате, где Шён побеждает неизвестную девочку в войне за право считаться самым умным в группе; второй — в самом финале книги между Афрой и пробудившимся Шёном, и расписан в ней почти посекундно, впрочем, с точки зрения только одного из участников).
- Метавселенная Рудазова
- Бокаверде Хобокен и Астрамарий Целебор Краш. Второй в сотню раз старше первого, имеет вчетверо больший полководческий стаж и… отчаянно завидует сопернику и мечтает уделать его как стратег стратега.
- В более глобальном смысле — Инанна и Носящий Жёлтую Маску.
- А в парифатской Озирии для интеллектуальных битв есть даже аналоги гладиаторских арен — и публика всегда валит валом.
Сетевая литература[править]
- Харитонов и Нестеренко, «Юбер аллес» — противостояние Власова и Эберлинга. Да и вся работа разведчиков высокого уровня в книге, для перестрелок и драк есть совсем другие люди.
- Ю. Нестеренко, «Лекарство от любви» — Изольда, Кай и Светлый Совет. Поскольку магия Изольды влюбляет в неё всякого, кто вообще способен любить, силой (и даже стандартными магическими средствами) её не победить. Но это не значит, что она в принципе неуязвима. Война за власть над миром становится войной не армий, а интеллектов.
- «Worm» — настоящее интеллектуальное побоище происходит во время сцены «расстрела» Неформалов.
Кино[править]
- «Иллюзия обмана» — обе части полностью о ней, родимой.
- «Престиж»: начавшись с дружеского соперничества, противостояние двух фокусников со временем превращается в борьбу не на жизнь, а на смерть.
- С небольшой натяжкой сюда можно отнести «Отступников». Агент полиции, внедрённый в мафию, противостоит агенту мафии, внедрённому в полицию. Они не знают, кто именно куда внедрен, но знают о существовании друг друга и всеми силами ставят друг другу палки в колёса.
- В продолжение предыдущего пункта — бесконечное число фильмов про гениального полицейского, противостоящего гениальному преступному боссу либо не менее гениальному серийному убийце-одиночке. Среди наиболее удачных примеров — «Семь», «Молчание ягнят» с продолжениями (здесь главный интеллектуал, конечно, Ганнибал Лектер), «Законопослушный гражданин».
- «Заговорщики» (1997): подросток-гений противостоит преступнику-гению, который захватил частную школу и удерживает детей богатых родителей за выкуп.
- «Вне подозрений» (1995) - американский психологический триллер. Запоминается эпичнейшим вотэтоповоротом: полицейский во время смены неожиданно возвращается домой и видит свою жену в постели со своим лучшим другом. Не выдав себя, полицейский уходит, и во время этой же смены получает ранение, которое парализует его. Рассказав жене и другу, что не хочет доживать остаток жизни в инвалидной коляске полицейский просит их убить его из милосердия. Чтобы их не обвинили в убийстве, друг и жена должны изобразить грабителей, ночью проникнувших в дом и убивших инвалида. Жена и друг-любовник соглашаются, ночью лезут в дом... и получают по пуле от бывшего полицейского. Который и парализованным-то всего лишь притворился, только для того, чтобы отомстить изменнице и предателю-другу. Вот после этого и разворачивается битва интеллектов между обвинителем, который чует что-то неладное в сказке "Жена и ее любовник хотели меня убить, я оборонялся" и лжепаралитиком, который лихорадочно пытается вычислить свои возможные проколы и нейтрализовать их. "Почему пуля вошла под таким углом, как будто вы стояли на ногах?" "Я бросил в него стеклянным шаром и он пригнулся" "Но на фотографиях дома видно, что шар стоит на высокой полке, вы не могли до него дотянуться!" "У меня был ВТОРОЙ стеклянный шар. Вот он"
- «Перелом» — инженер застреливает неверную жену, после чего позволяет её любовнику-полицейскому арестовать его. Молодой прокурор, которому уже готов тёпленькое место в престижной юридической фирме, берётся за дело, которое считает заведомо выигранным. Вот только улики одна за другой рушатся, и дело грозит не только обернуться крахом, но и разрушить карьеру прокурора. Прокол допускает сам убийца — отключает коматозную жену от вентилятора. Вот только с точки зрения закона, в первый раз его судили за попытку убийства. Раз жена теперь мертва, значит его можно судить вторично, на этот раз за убийство (в США нельзя судить человека дважда за одно и то же преступление). А прокурор как раз обнаружил необходимые улики.
- Автор правки определенно помнит пример фильма, в котором эпичные мастера боя сильны тем, что разыгрывают в уме схватку на несколько ходов вперед (как свои движения, так и ответные движения противника), а столкнувшись с равным, некоторое время стоят и моделируют боевую ситуацию, следя за противником. Некоторым образом это субверсия битвы интеллектов. Кажется, это было в китайском фильме «Меченосцы» (Wuxia) - но может быть, в «Крадущемся тигре, затаившемся драконе» - пусть меня поправят.
- Точно было в "Шерлоке Холмсе" Гая Ричи.
Телесериалы[править]
- «Коломбо» — поскольку личность преступника зрителю известна заранее, противостояние умов играет ещё большее значение, чем в классических детективах.
- «Менталист» — Патрик Джейн и Красный Джон.
- «Твин Пикс» — Дейл Купер против Уиндома Эрла.
- «Великолепный век» — много такого. Хюррем-султан против Валиде-султан. Ибрагим-паша против Хюррем-султан. Хюррем-султан против сестёр Шах и Хатидже-султан. Хюррем-султан против Фатьмы-султан. Надо ли говорить, что Хюррем победила всех?
- Здесь же Сюмбюль-ага против Гюль-аги (шутка).
- Четвёртый сезон «Флэша»: впервые героям противостоит не бегун, а супергений, и Гарри (который гений, но без приставки «супер-») постоянно бесит то, что Дево их так ловко обводит вокруг пальца.
- В пятом сезоне Норе тайком помогает Эобард Тоун (гений-бегун) из будущего, в то время как Гаррисон Шерлёк Уэллс (гений-детектив) пытается разузнать правду. Тем более что Тоун на тот момент выглядит как Уэллс.
- Billions — миллиардер Роберт Аксельрод и окружной прокурор Чарльз Роудс.
- «Бумажный дом» — Профессор (глава банды и внешний координатор) против инспектора Ракель Мурильо (главы расследования и переговорщицы). Во время второго ограбления — он же против инспектора Алисии Сьерры. А в конце — Профессор и Алисия против Татьяны и Рафаэля.
Комиксы[править]
Аниме и манга[править]
- «Тетрадь смерти» — Лайт и Эл, одно из самых сильных воплощений тропа. К сожалению, после смерти L его наследники уже не могли быть столь достойными противниками, и чтобы Лайт в итоге проиграл им, Ягами пришлось искусственно оглупить. (Хотя Ягами и в начале часто совершал глупые вещи, так что последняя часть необъективна)
- «Код Гиасс» — Лелуш и его брат Шнайзель. И да, они оба обожают шахматы.
- Ллойд и Ракшата.
- Противостояние Лелуша и Чарльза. Чарльз, конечно, уступает Шнайзелю, но Лелушу нервы потрепал.
- JoJo's Bizarre Adventure — полностью построена на битве интеллектов между противниками, а Джозеф Джостар — ходячее воплощение тропа. Еще выделяется игра Джотаро в покер с Д’арби. На кону были души друзей и своей уверенностью он смог довести противника до такой паники, что опытный картежник просто свалился со стула в обмороке. А оказалось , что расклад у Джотаро был слабее - но в свои карты он действительно даже не смотрел.
- «Обещанный Неверленд» — начиная со второй главы именно эти игры ведут дети с мамой и её подручными. А что ещё остаётся, если ты всего лишь ребёнок, которого вот-вот отправит на съедение огромная система?
- No Game No Life целиком посвящена битве умов между главными героями и богом Тетом.
- И фансервису!
- «Ёрмунганд»: Коко Хэкматьяр — торговка оружием, и основные победы одерживает своими умом, харизмой и находчивостью. Продать кому надо что надо, обхитрив конкурентов; вовремя свалить оттуда, где контракты рискуют стать гирями на шее (и становятся такими для других торговцев); завести полезные связи; подкупить агентов ЦРУ… Ну а то, что приходится таскать с собой в качестве телохранителей отряд бывших спецназовцев — уже побочная особенность профессии.
- Bleach — не самый яркий пример, но: Айдзэн и Урахара. Противостояние, растянувшееся на сотню лет.
- «Чёрная лагуна»: главный герой Рок постепенно становится мастером войны интеллектов. В частности, ему удалось вырулить казалось бы безнадёжную ситуацию, искусно лавируя между спятившей мстительницей, отрядом американского спецназа, Триадами, русской мафией и FARC.
- «Liar Game» — вся об этом.
- «One Outs». Лидеру бейсбольной команды «Ликаонс» Тоа Токучи приходится вступать в интеллектуальное противоборство не только с соперниками, чтобы найти слабые места в их стратегии, но и с владельцем собственного клуба, который спит и видит, как бы урезать Токучи положенный по договору гонорар.
- Yu-Gi-Oh — уже ставшая мемом фраза «You just activated my trap card» описывает суть аниме.
- Kaguya-sama: Love is War — едва ли не кодификатор в школьном ромкоме. Два гения непрестанно пытаются заставить другого признаться в любви, чтобы получить преимущество, при этом сами изо всех сил страшатся сделать это сами, чтобы не выставить себя слабым(-ой). В итоге спустя энное количество глав и событий таки начинают встречаться.
- Isekai bishoujo juniku ojisan to... — точно так же и здесь. Дзингудзи и перерожденный в девушку Татибана точно знают, что богиня наложила проклятие, но на обоих ли и какое, не знают, а потому при взгляде друг на друга испытывают самые романтические чувства, но вместо признания, которое разрушило бы многолетнюю дружбу и выставило геем признавшегося, провоцируют друг друга, чтобы выяснить чувства другого и не попасть впросак самому.
- Пожиратель Лжи - одна из лучших, если не лучшая манга про азартные и не очень игры. Главный герой Баку Мадарамэ зачастую ставить свою жизнь на кон в играх с опасными противниками. Особенностью манги является крайне продуманные планы действий и многоходовочки, с нестандартными хитростями и трюками отличающий его от других произведении схожих жанров, а так же умными персонажами не только первого плана, но и второго. (что удивительно учитывая возраст манги)
Видеоигры[править]
- Мультиплеер абсолютно любой стратегии (хоть RTS, хоть 4X, хоть пошаговой) — с прикрученным фитильком: игроки обычно не являются закадычными врагами, а автор в лице разработчиков и администрации сервера только следит, чтобы всё было честно.
- Fallout:
- Fallout 3, дополнение «Point lookout» — противостояние Локхарта и Кэлворта.
- Fallout: New Vegas, дополнение «Old World Blues» — противостояние Доктора Мёбиуса с остальными учёными.
- Fallout: New Vegas, дополнение «Dead Money» — противостояние Фреда Синклера и Дина Домино. Синклер умер ещё в XXI веке, но сделал это так, что Дин Домино уже два столетия не может победить его.
- Heavy Rain — противостояние четверых персонажей маньяку, известному как Мастер Оригами. Если вычеркнуть главного героя, который особым умом не блещет, то противостояние маньяка с оставшейся троицей (детектив, журналистка, агент ФБР) вполне тянет на сабж. Настоящий маньяк всё это время был частью троицы.
- Mortal Kombat — Рэйден против Шао-Кана и некоторых других злодеев. Хоть злодеи здесь и выглядят стереотипными тупыми качками и маньяками, мозгами они, мягко говоря, не обделены (особенно выделился дракон-король Онага с его хитрым планом, да и Кван Чи тоже не дурак).
- Pokemon — в принципе так проходят бои. Пока покемоны сражаются, тренеры стоят в сторонке и отдают им команды, время от времени помогая им лечилками.
- Touhou Project — вся Вторая Лунная Война была битвой интеллектов между Эйрин Ягокоро (очень древней богиней мудрости, гения даже по меркам гениев) и Юкари Якумо (не очень, но всё же древним ёкаем, соображающим быстрее суперкомпьютера). То, что при таких габаритах итогом войны стала всего-навсего кража сакэ, оставило многих фанатов в недоумении. На самом деле, главной целью Юкари было именно что победить Эйрин в войне интеллектов, тем самым показав, что раз она теперь живёт в Генсокё на правах человека, то, как и все люди, должная бояться ёкаев. И своей цели она добилась.
Настольные игры[править]
- Шахматы же!
- Любая стратегическая игра, особенно варгеймы.
- А также карточные игры вроде Magic: The Gathering. В MTG, к слову, подсвечено сюжетом: игроки берут на себя роль магов, которые во время дуэлей полагаются на тактику.
- Более того в MtG существует внутренний пример в виде карты, позволяющей выиграть за счёт одного только объёма библиотеки, отражающего объём знаний вашего мага. При том тут надо отметить, что большинство дек придерживается минимального количества в 60 карт из соображений максимально возможного шанса вытянуть нужную карту для каждой нужной карты. Увеличение деки более чем втрое соответствующим образом снизит вероятность в том числе и для этой карты, а ведь помимо библиотеки карты есть ещё в руке, на кладбище, в изгнании — так дека под эту карту может разрастись существенно больше двух сотен карт, ведь две сотни надо иметь к моменту, когда ты эту карту сыграешь, а не номинально до начала игры. Нет, собрать такую деку возможно, но мало кто решается.
Реальная жизнь[править]
- Под данный троп попадают многие войны, особенно современные. Пока солдаты мочат друг друга в кровопролитной битве, генералы сидят у себя в штабах и придумывают план действий.
- Холодная война - конфликт интересов двух мировых сверхдержав, который очень подходит под этот троп.
- Снайперская дуэль.