Плановая экономика
Шикарный план. Надежный, как ***а, швейцарские часы
Плановая экономика — придуманная левыми ущербная во всём коммунистическая модель экономики при которой продукция (товары) производятся не по постоянно варьирующемуся спросу (заказу), а по стабильному плану, причём зачастую без всякой конкуренции, то есть при монополии на рынке.
Кратко[править]
В плановой экономике на рынке товаров создаётся монополия. Отсутствие конкуренции отличает плановую экономику от обычной капиталистической. В капитализме товар делается по спросу, а спрос первично диктуется такими показателями как цена и качество. Короче говоря, если товар качественный и дешёвый, то в здоровой экономике на него будет расти спрос. В плановой экономике на рынке монополия. Выбирать потребителю не приходится и он берёт то, что есть. Из-за отсутствия конкуренции падает качество товаров. Коммунисты в СССР этот фактор предусмотрели и поэтому первое время старались делать товары максимально качественными. Однако они не брали во внимание фактор прогресса. Товары становятся более совершенными. Это не всегда значит то, что новые модели должны быть дороже старых. Цена может не меняться. Приходится придерживать прогресс, чтобы распродать старые модели. В общем, как не крути но всё равно придётся либо задерживать прогресс, либо вводить монополию.
У здравого капитализма есть конкуренция, которая и является двигателем прогресса. На рынке конкретных товаров всегда есть несколько производителей, которые соревнуются друг с другом. В этой конкуренции автоматически повышается качество, падает цена и превалирует прогресс. В плановой экономике ничего этого нет. В нормальном капитализме на рынке созданы здравые правые условия конкуренции, когда лучший производитель получает больше заказов и денег. В плановой экономике же полный застой, монополия, регресс. Придуманная левыми плановая экономика во всём хуже придуманной правыми капиталистической экономики. Всё потому, что правая капиталистическая экономика полностью соответствует законам мироздания, когда более совершенный получает развитие. Это и есть эволюция. Она вся построена на законах правых. Более совершенные организмы приобретают больше шансов на существование и прав на жизнь. Более умные люди получают лучшие условия для жизни (образование, работа, условия существования, оклад) и продолжения рода. Лучшие производители получают контракты и деньги. Это здравая логика. Почему именно она здравая? Потому что именно так устроен мир и в живой природе это хорошо заметно.
Капиталисты создают только то, что по-настоящему востребовано (максимально качественное и дешёвое), коммунисты же производят никому ненужную фигню, которую никто не купит в условиях рыночной конкуренции. Конкуренция это то что выделяет капитализм. Именно поэтому у капиталистов всё лучше, чем у коммунистов. У капиталистов и условия труда конкурируют, поэтому они тоже лучше, чем у коммунистов. В здравой капиталистической экономике каждый работодатель старается создать лучшие условия для работы, чем у конкурентов. В коммунистической плановой экономике нит никакой конкуренции и поэтому всё (условия труда, качество товаров) на крайне низком уровне. Короче, коммуняки сосут у капиталистов. Нормальная рыночная экономика во всём лучше, чем дерьмовая плановая.
В чем суть[править]
Суть плановой экономики в централизованном производстве, планировании и распределении ресурсов. В общем случае государство превращается в один большой завод, различные цеха которого производят различные запчасти и доп.оборудование для того, чтобы их соседи могли делать свою работу. Каждый занимается своим делом, каждый получает свой кусочек пирога, все счастливы… В целом, такая экономическая модель иимеет ряд серьёзных преимуществ:
- Равномерное распределение ресурсов.
- Эффективное потребление и использование ресурсов, позволяющее избежать кризиса перепроизводства.
- Высокий уровень контроля.
- Отсутствие банкротств и государственная гарантия безопасности для любых инвестиционных проектов.
Методы плановой экономики отлично работали на небольших (да и на ряде крупных тоже) производствах или в общинах с небольшим числом жителей. Но когда её начали масштабировать до размеров государства, начались проблемы:
- Зависимость от качества планирования. Любой огрех департаментов планирования, от опечатки до погрешности или приписки в масштабах страны приводит или перепроизводству или к дефициту.
- Монополизация. Когда производство разделено по нескольким узкопрофильным заводам/фабрикам, производитель моментально начинает борзеть. Зачем ему вкладывать в модернизацию и повышать культуру производства, если и так сойдет. Замены ему нет и не будет.
- Отсутствие частной собственности. «Все кругом колхозное, все кругом моё» с одной стороны, с другой — незанитересованность ни производителей, ни работников, ни чиновников в эффективности и бережном отношении к ресурсам. А зачастую и к результатам труда.
- Неповоротливость. Плановая экономика очень неповоротлива и плохо поддается модернизации. Пока капиталисты, подстегиваемые конкурентами, изощряются в попытках повысить эффективность, снизить себестоимость и подстегнуть спрос, попутно договариваясь с конкурентами о том, как будет выглядеть рынок завтра, у плановой экономики всё по плану. Если плановое подразделение и политики постановили, что потребителю не нужны новая модель авто или холодильника ранее чем через 10 лет, её и не будет. Несмотря ни на какие прорывы в технологии.
- Кризис перепроизводства. Когда чины, награды и премии раздаются за «досрочное выполнение плана», его с одной стороны будут занижать (что также приводит к проблеме #1), а с другой на складах будет систематически появляться куча товаров которые никому не нужны. А ресурсы на их производство очень бы пригодились для решения проблем на другом конце страны…
Плановая экономика была своего рода Святым Граалем для коммунистов эпохи СССР, как идеальная модель экономики, выраженная в формуле: «С каждого по возможности, каждому по потребностям». Проблема в том, что даже в «эпоху развитого социализма» плановая модель экономики, не поддержаная кустарями и мелкими частниками приводила к знакомым проблемам дефицита, блата и социального неравенства. Тем самым, что стали основой для воспоминаний об «Унылом Совке».
Когда это работает[править]
Несмотря на все недостатки за 100 лет использования человечество разработало ряд костылей, позволяющих адаптировать плановую экономику к реальности. Главным из них является модель индикативного планирования, то есть правительство спускает промышленности не набор прямых указаний, а скорее подборку ЦУ для о целях и средствах государственной экономической политики и возможных направлениях экономического развития. Проще говоря: «Вот вам показатель ВВП на душу населения, как вы его добъетесь — разбирайтесь сами». Подобная модель долгое время использовалась в Западной Европе, а сейчас действует в рамках Индии, Вьетнама и Китая, где с одной стороны присутствуют «пятилетные планы развития». С другой — они носят строго индикативные параметры и государственное вмешательство ограничивается законодательством. Кроме того, ряд регионов Индии и Китая имеют весьма широкую экономическую свободу по ряду вопросов.
Другим костылем является сфера применения — плановая экономика отлично работает в экстремальных ситуациях, когда во главу угла ставится максимально быстрое развитие промышленности и модернизация производств. Каноничным примером такого является быстрый рост экономики СССР в эпоху первых пятилеток и милитаризация экономики Третьего Рейха. Тонкость в том, что здесь плановая экономика выступает в виде кратковременного бустера, позволяющего ускорить развитие на небольшой дистанции.