А теперь я умру
— Норико! — укорил ее Сюя. Та сквозь слезы на него взглянула. — Не смей плакать! Сёго не может умереть!
— Брось, Сюя, — по-доброму пожурил его Сёго. — Не злись на нее из-за ерунды. Ты должен быть добр с этой девочкой. — Затем он добавил: — А кроме того, извини, но я отчаливаю.
Писатель стоит несколько минут, потрясенный этой новой идеей и падает замертво. Его выносят.
В решающий момент главных героев поддерживает крутой. Общими усилиями протагонисты одерживают победу, но в самый разгар торжества крутой со страдальческим стоном валится на землю, трогательно прощается с друзьями и умирает. Оказывается, легкое с виду ранение, полученное им раньше, было на самом деле очень серьезным, но он мужественно скрывал это до конца. Таким образом, это ещё более трагическая версия тропа А теперь мне пора.
Также с этим тропом могут быть сопряжены:
- Ружьё подлеца — когда герои (и публика) знали о ранении товарища, но не думали, что оно окажется смертельным (или думали, что оно не смертельное, именно из-за проявленной товарищем активности).
- Геройская красная кнопка — потому что с таким ранением надо спокойно лежать в тенёчке, а не бегать и сражаться. Иногда, кстати, причина может быть и вообще не в ранении, а в наличии какого-либо смертельного ограничения.
- Собственно А теперь мне пора — герой решает не омрачать радость своих друзей и под благовидным предлогом уходит, чтобы тайком испустить дух.
- Все нормально, падаю! — никто вообще ни о чем не подозревал, пока герой не рухнул. С прикрученным фитильком, если читатели/зрители в курсе, а персонажи — нет.
В случае, если речь всё-таки о ранении, противотропом является Безобидная рана, когда по сюжету ранение действительно оказывается незначительным, хотя в реальной жизни могло бы обеспечить сабж.
Примеры[править]
Театр[править]
- «Трубадур» Верди — Леонора. Правда, сильно разбавлено Ай, молодца! — Леонора приходит сообщить Манрико, что он свободен, тот взвивается до небес, справедливо подозревая, что причиной стал Ультиматум Скарпиа, Леонора пытается объясниться… и внезапно сползает на пол. Пока выясняли отношения, загодя принятый яд успел сделать свое дело. Бессмысленное самопожертвование как оно есть: Манрико теперь точно не жилец, так как графа ди Луну уже ничто не сдерживает.
Литература[править]
- В. Гюго, «Отверженные» — в финале Жан Вальжан умирает, успев, правда, устроить брак Козетты и Мариуса и обеспечив их будущее. С прикрученным фитильком, так как для Вальжана такой конец — вариант хэппи-энда.
- Иван Франко, «Захар Беркут» — пример символический. Заглавный персонаж в бою не был ранен (да он в нем напрямую и не участвовал, он руководил обороной), ему просто было 103 года. Умирает, скорее всего, от проблем с сердцем или чего-то подобного, но остается очень четкое ощущение, что он просто выполнил возложенное на него высшей силой предназначение и теперь может идти дальше.
- Брэм Стокер, «Дракула» — Куинси Моррис получает смертельную рану в драке с цыганами — подручными Дракулы, перевозившими гроб с самим графом, но успевает вместе с Джонатаном Харкером убить вампира, прежде чем зайдёт солнце.
- Феликс Зальтен, «Бемби» — Старый Вождь говорит Бемби: «Здесь мы расстанемся. Каждый должен в одиночестве встречать свой последний час. Прощай, мой сын… я очень любил тебя».
- Толкин, «Хоббит» — израненный в Битве Пяти Армий Торин Дубощит трогательно прощается с Бильбо и просит у него прощения, прежде чем умереть.
- Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Дары Смерти». Смерть Северуса Снейпа. С фитильком, ибо умер он еще до окончательной победы, но перед этим успел сделать всё от него зависящее, чтобы обеспечить победу над Волдемортом.
- Элвин Брукс Уайт, «Паутина Шарлотты» — Шарлотта признаётся, что умирает, вскоре после того, как спасла свина Вилбура от участи быть пущенным на ветчину. Что поделать, век пауков недолог…
- Астрид Линдгрен, «Братья Львиное Сердце» — одновременно с прикрученным фитильком и педаль в пол, поскольку речь идёт не о смерти, а о полном параличе: защищая от драконши Катлы Сухарика, Юнатан сталкивает на нее валун, отчего чудовище падает в водопад, где гибнет в схватке со своим давним врагом — водяным змеем Кармом. Только когда обессиленные братья останавливаются на ночлег, Юнатан открывает младшему брату страшную правду: один из язычков ядовитого пламени Катлы задел его, и теперь он будет парализован. Единственный способ избежать этого — броситься со скалы, чтобы после смерти перенестись в другой мир — страну Нангилиму.
- «Колесо Времени» — Верин Матвин сообщает Эгвейн всю информацию о Чёрной Айя, а также то, что для получения данной информации ей пришлось вступить в Чёрную Айя, став Приспешницей Тёмного, и принесённые при этом обеты не дают возможности рассказать обо всё иначе как перед смертью. Верин, чтобы обойти это правило, приняла перед встречей с Эгвейн яд замедленного действия, о чём тоже не забыла сообщить. После чего умерла на руках Эгвейн.
- А. Бушков:
- «Сварог» — именно это происходит с Борном (он же лар лорд Магар, барон Нарт). Оказавшись смертельно раненым в схватке с бывшим коллегой-магом из Магистериума, он ещё какое-то время сопровождает протагониста, даёт ему ценные указания — но в итоге умирает, уничтожив своё тело во избежание посмертного допроса.
- «На то и волки» — Самур Шадизаров, со всем своим кланом/тейпом охранявший тайный платиновый прииск, был смертельно ранен утром, но только к вечеру успел добраться до города и рассказать все обстоятельства налёта Даниле Черскому. По признанию самого Самура, он умер ещё утром, но долг и честь потребовали рассказать всё хозяину прииска Лалетину, старым другом и помощником которого и был Черский.
- «33 несчастья» — неожиданно главгад серии граф Олаф после того, как вытащил на берег Кит Сникет. Педаль в пол утоплена в сериале по мотивам книг, где Бодлеры после всего, что им пришлось от него натерпеться, искренне оплакивают своего мучителя.
- «Королевская битва» — Сёго помогает Норико и Сюе справиться со зловещим распорядителем игры, а когда ребята празднуют победу, открывает им правду: одна из пуль Кадзуо Кириямы попала ему в живот, и теперь Сёго умрёт.
- «Сага о Копье» — Флинт Огненный Горн.
- Дмитрий Суслин, цикл «Страна остановленного времени», первая книга «Рыцарь Катерино» — тролльчонку Друлю нельзя колдовать больше двух раз подряд, иначе он растворится в воздухе. Но он колдует в третий раз, спасая своих друзей от яда гигантских скорпионов. Они радостно едут дальше, но вскоре обращают внимание на то, что с Друлем что-то не так…
Кино[править]
- «Огни рампы» Чарли Чаплина — после блестящего номера клоун Кальвера чувствует себя плохо. Он заверяет свою подопечную, девушку Терри, что всё хорошо и отправляет её на сцену, а сам умирает.
- Трехсерийный телефильм «Остров сокровищ» 1982 года. Бен Ганн показывает Джиму, как стрелять из духовой трубки. Внезапно появляется Джон Сильвер. Он толкает долгую прочувствованную речь, упрекая Бена в том, что тот откопал сокровища, и вдруг замертво валится на стол — из его спины торчит отравленный дротик. Несмотря на то, что в данном случае речь об антагонисте, созданный Олегом Борисовым обаятельный образ заставляет воспринимать этот момент именно как сабж. Особенно с учётом того, что в голову зрителя невольно закрадывается вопрос — случайно ли добряк Бен Ганн, до смерти боявшийся Одноногого и не ждавший от него ничего хорошего после того, как спутал все его планы, попал в него дротиком?
- «Королевская битва» — аналогично книге. Снято с традиционной японской лиричностью, что усиливает эффект.
- «Однажды на Диком Западе» — пока Гармоника ведёт дуэль с негодяем Фрэнком, разбойник Шайен охраняет вдову на случай, если победу одержит злодей. Гармоника возвращается победителем, Шайен уезжает с ним, несмотря на просьбу вдовы остаться. Отъехав достаточно далеко, он спускается с лошади и признаётся Гармонике, что смертельно ранен в живот. Гармоника остаётся с ним до конца и увозит его тело.
- «Принц Персии: Пески времени» — Сесо, воин из племени мбака, должен достать заветный кинжал из покоев, которые охраняет ассасин. Сесо убивает ассасина и добирается до кинжала. Кажется, что с героем все в порядке, однако потом зрителю показывают, что шипы ассасина пробили его грудь. Умирая, Сесо выбрасывает кинжал из окна — и тот оказывается в руках у Дастана и его команды.
- «Сказка странствий» — Чума все же дотронулась до Орландо.
- «Леон» — подстреленный главный герой успевает вырвать чеку из гранаты и взорвать главного злодея. Киллер сделал своё дело, Матильда будет жить.
- «Саботаж» с Арнольдом Шварцнеггером. ГГ прикончил наркобарона, убившего его семью. Перебил всю его охрану. На горизонте уже воют сирены мексиканской полиции. Можно насладиться глотком текилы и спокойно умереть от кровопотери.
- «Мстители: Финал» — «А я так, просто, железный человек». Щелк.
- «Не время умирать» — финал фильма. Это нужно просто видеть.
- «Гладиатор» — Максимус убивает Коммода, на арене Колизея. Говорит Квинту свои последние просьбы и падает.
Телесериалы[править]
- «Девушка по имени Судьба» — дворянка Асунсьон Оласабаль, переодевшись простолюдинкой, вызывается помочь заговорщикам в их вылазке против губернатора. Во время беспорядков она получает смертельное ранение в спину. Приемный сын приносит ее домой. Однако муж ее племянницы, Гонсало, который давно хочет прибрать к рукам имение Оласабль, догадывается, что Асунсьон могла быть замешана в эпизоде, и заявляется к ней в дом вместе с генералом, призванным её арестовать. Асунсьон, собрав последние силы, выходит к посетителям и ведёт себя, как и подобает оскорблённой аристократке с незваными гостями, убеждая их в том, что она абсолютно здорова. Однако стоит им покинуть дом, как она падает без чувств и вскоре умирает.
- Трехсерийный «Без семьи» с Пьером Ришаром по одноимённому роману Гектора Мало — каноничнейший пример. В книге бывший оперный певец Виталис, ставший наставником маленького Реми, погибает от холода во время ночевки. В экранизации этот крутой дедуля доживает до конца, чтобы спасти Реми от злобного дядюшки, который хотел убить его ради наследства. Реми обретает семью, его немая подружка Лиз от пережитого ужаса вновь обретает дар речи, а Виталис, спровадив их обоих, ложится под дерево и умирает от раны в живот, которую злодей успел нанести ему спрятанным в трости клинком.
- Феерический фэнтези-сериал «Аванпост» — Кузнец был заколот мечом посланцем «Верховного Ордена», который искал главную героиню, пролежал в собственной крови до вечера, пока ГГ не разобралась со всем, пришедшим по ее душу отрядом, сказал напутственные слова и умер.
- «Доктор Кто» — сам Доктор несколько раз за весь сериал отправлялся умирать, произнеся перед этим какой-нибудь слёзовыжимательный монолог. А в финале пятого сезона он провернул это два раза менее чем за десять минут. «Когда ты проснешься, у тебя будут мама и папа. А меня ты даже и не вспомнишь…»
- Choujin Sentai Jetman — чёрный рейнджер Гай Юки, получив ножевое ранение, приходит на свадьбу Каори (своей бывшей возлюбленной), чтобы не расстраивать её. Он улыбается, поздравляет молодых, машет им рукой, а потом тихо умирает в одиночестве. Сцена является слезогонкой для всех фанатов Super Sentai.
Видеоигры[править]
- Cyberpunk 2077 — Джеки в конце первого акта.
Аниме и манга[править]
- «Romeo no Aoi Sora»: Альфредо спас свою сестру Бьянку и ушел умирать от туберкулеза.
- «Fullmetal Alchemist» — Ван Хоэнхайм. Просто Ван Хоэнхайм.
- JoJo’s Bizarre Adventure/Vento Aureo — Бруно в финале. Педаль в пол — он был мёртв половину манги.
- «Neon Genesis Evangelion» — кто ожидал, что подстреленная Мисато, довольно бойко и решительно заставив Синдзи залезть-таки в робота, затем обессиленно сядет и умрёт от кровопотери?
- «Cowboy Bebop» — так ушел Спайк Шпигель.
- «Akame ga kill!» — Леоне, вариант с А теперь мне пора. Получив пяток пуль в живот (при сломанном тейгу, то есть без своей супер-регенерации), добила министра, встретилась с Акаме и Наджендой, заверив их что раны — фигня, устроила в трущобах последнюю попойку с друзьями, дошла до места, где впервые встретила ГГ и только тогда испустила дух.
- В манге сыграно немного по другому. Кольцо-тейгу Министра не уничтожило тейгу Леоне, а слило их вместе (поскольку колечко одноразовое, протестить его заранее министр не мог). Правда, слияние произошло несколько медленно и свои пять пуль Леоне все же получила, после чего превратилась в крутую кошкодевушку и таки отпинала мучителя. А дальше получилась интересная ситуация: технически, Леоне здорова как лев, но куски свинца из неё никто не убирал, да и живёт она чисто благодаря своей убойной регенерации. Достать пули возможным не представлялось (поди прооперируй пациента, раны которого мгновенно затягиваются), да и львиная часть постепенно берет над Леоне верх, потихоньку превращая её в зверя. Решив не мучаться, девушка-львица попрощалась с друзьями, после чего повторила свою судьбу из аниме.
- TTGL — раненый Тимируфом Камина нашел в себе силы, чтобы продолжить бой, но умер сразу же после его окончания.
- Педаль в магму — технически Камина был уже мертв в момент удара, но благодаря силе спирали (физический эквивалент героической силы в этой вселенной) продержался достаточно долго, чтобы победить в бою и попрощаться с друзьями, и лишь затем позволил себе умереть.
- Air — Мисудзу исполняет мечту о счастливых днях с близкими и умирает на руках у Харуки.
- City Hunter — отчим Рё — майор Кейбарра благодарит Рё за свое убийство, и говорит что теперь он может умереть, ведь Рё наконец положил конец его страданиям.