Никто не узнает
Наш характер — это то, что мы делаем, когда думаем, что никто не смотрит.
Итак, персонаж остаётся наедине с моральной диллемой: ему выпадает возможность совершить некий поступок, частично или полностью идущий вразрез с его моральным обликом, но так или иначе сулящий ему или другим весьма серьёзную выгоду. И всё бы ничего, но в этот самый момент здравый смысл/стоящий рядом злодей или верный товарищ/демон с плеча любезно подсказывает, что в данной ситуации присутствует одно прозрачное и очень соблазнительное условие.
Факт того, что никто и никогда не узнает об этом.
Это момент, когда персонаж показывает своё истинное лицо, раскрываясь подчас с самой неожиданной стороны, или как минимум привносит дополнительные штрихи к своему портрету. Герой может доказать, что он герой всегда и везде… или оказаться не таким уж белым и пушистым, а то и вовсе подлецом. Для злодея это обычно шанс показать себя не такой уж и сволочью, как на первый взгляд, а то и настоящим героем. Ну или окончательно втоптать перед зрителями свой «облико морале» в кармическое дно.
В широком плане ситуации, связанные с тропом, на рядовом уровне цветут буйным цветом в атмосфере хаоса и беззакония. Война, фронтиры и всевозможные постапокалипсисы часто предоставляют возможность прочувствовать на себе влияние той самой «абсолютной свободы», описанной маркизом де Садом.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Еврейский анекдот:
Раввин по окончании молитвы в синагоге обращается к евреям:
— Люди! Я понял, почему нас русские не любят! Мы не умеем пить водку. Вот завтра пусть каждый принесёт по бутылке водки, всё выльем в общий котёл — и будем учиться пить.
Абрам приходит домой, говорит Саре: так мол и так, завтра надо принести бутылку — ну, и так далее.
Сара ему и говорит:
— А ты, Абрам, возьми бутылку воды. Полный котёл водки — кто же там заметит?
Так и сделал. На следующий день после проповеди прихожане подходят по очереди к котлу, каждый выливает водку. Раввин берёт поварёшку, размешивает, зачерпывает, пробует… Грустным взглядом обводит синагогу и со вздохом говорит:
— Да-а-а… Вот за это нас русские и не любят…
- В одной из версий не был оговорён конкретный размер бутылки, поэтому сначала котёл даже не был наполнен.
Литература[править]
- «Гарри Поттер» — в «Кубке Огня», во время второго испытания Гарри, освободив Рона, попытался спасти Гермиону, затем остался дожидаться, пока освободят остальных и в итоге спас сестру Флёр, опасаясь за её жизнь, хотя мог этого не делать. Это уже после испытания он узнал, что пленникам ничего не угрожало, а сам поступок ему зачтётся.
- «Хоббит»:
- Будучи невидимым благодаря Кольцу, Бильбо мог без труда прикончить Голлума — ведь тот намеревался съесть его. Но «жалость остановила руку Бильбо». С прикрученным фитильком, так как этот момент позже Гэндальф с Фродо и обсуждали.
- Уже выбравшись из пещер, Бильбо вспомнил, что его товарищи-гномы остались позади. Заколебавшись, он таки преодолел страх и собрался вернуться, но не пришлось — те сами выбрались.
- «Властелин Колец»: объяснение Арагорна с Эовин. «Тогда понадобится доблесть без славы, ибо некому помнить подвиги тех последних, кто будет биться у порога дома. Но и безвестный подвиг остается подвигом.»
- Р. Роллан, «Кола Брюньон» — Кола, увидев спящую полуобнажённую Селину-Ласочку, поцеловал её, но черту не перешёл, как бы ему этого ни хотелось, — осознавая, что это всё-таки будет изнасилованием.
- «Хроники Нарнии» — в «Племяннике чародея» Джадис уговаривает Дигори сорвать волшебное яблоко для его больной матери и вернуться домой, нарушив приказание Аслана, Полли же оставить здесь, «и никто ничего не узнает». Но именно этот аргумент показал Дигори, что нельзя верить Колдунье.
- «Отверженные»:
- Жан Вальжан мог просто не мешать тому, чтобы другого человека судили под его именем, и тем самым избежать целой кучи проблем и жить себе счастливо — никто и никогда бы не узнал, что он имел к этому какое-то отношение. Но, разумеется, помешал.
- Позже он же берёт на себя обязанность пристрелить своего неумолимого преследователя Жавера в безлюдном переулке как шпиона — и никто, в первую очередь сам Жавер, не сомневается, что он так и поступит. Однако Вальжан отпускает его и даже, на тот маловероятный случай, если он сам выживет, говорит сыщику свой адрес, чтобы тот мог арестовать его.
- Опять-таки, он мог бы просто дать погибнуть Мариусу, которого недолюбливал как потенциального разлучника с любимой дочерью Козеттой. Но нет, вытащил его раненого.
- «Унесенные ветром» — Ретт Батлер мог просто сделать вид, что не знает о вылазке Ку-Клукс-клана и о засаде. Тем самым он убил бы двух зайцев разом: конец пришел бы не только нелюбимому мужу Скарлетт, но и ее возлюбленному Эшли Уилксу, а уж там что мешало прийти с утешениями, зная, что теперь поле совершенно чисто. Однако Ретт сделал все, чтобы спасти хотя бы Эшли.
Кино[править]
- «Звёздные войны»:
- В «Возвращении джедая» момент, когда Палпатин пытался переманить Люка на Тёмную сторону, усугублялся ещё и данным тропом. Но Люк поступил как настоящий джедай.
- Ну как сказать… О том, что у Императора сменился дракон, скоро узнала бы вся Галактика.
- Обрядить того дракона в лайт-версию костюма (без систем и прочего) — и не узнает (да ладно, а разница в росте?).
- Ну как сказать… О том, что у Императора сменился дракон, скоро узнала бы вся Галактика.
- В «Мести ситхов» Палпатин подталкивает Энакина к убийству обезоруженного графа Дуку. Кто знает, как бы поступил Скайуокер, не потеряй Оби-Ван во время боя сознание…
- В «Возвращении джедая» момент, когда Палпатин пытался переманить Люка на Тёмную сторону, усугублялся ещё и данным тропом. Но Люк поступил как настоящий джедай.
- «Криминальное чтиво» — Бутчу было бы сподручнее кинуть бывшего босса Марселласа уже во второй раз, оставив того в подвале Зеда на печальный произвол судьбы, и об этом вряд ли кто-нибудь узнал бы. Но в последний момент он передумал и пришёл на помощь, хоть и не знал, чем для него всё может обернуться. Как результат: Марселлас простил Бутчу первый «залёт» и позволил в обмен на молчание спокойно покинуть город.
- «Оружейный барон» — один из оперативников Интерпола предлагает Валентайну убить Юрия посреди африканской пустоши, так как опасается, что ускользнувший от них ранее Орлов будет выкручиваться и дальше, используя лазейки в законах. Но Джек отказывается с формулировкой «Мы будем знать».
- «Помни» — многие из персонажей знают, что протагонист не может запоминать события дальше нескольких минут, и вовсю пользуются этим, показывая себя далеко не с самых благородных сторон. В том числе и он сам.
- «Судная ночь» — царящий раз в году праздник Фуги отлично показывает, кто чего на самом деле стоит.
- Но если останется свидетель, то будет неприятно, как в финале первого фильма.
- «Kingsman: Золотое кольцо» — Эггси поручено соблазнить подручную главзлодейки и переспать с ней, установив таким образом жучок. Вот только Эггси оказался настолько предан своей возлюбленной принцессе Тильде, что сначала позвонил и спросил у неё разрешения. А получив отказ, всё равно не стал изменять ей даже ради задания, уйдя в самый последний момент. Правда, жучок он таки успел «внедрить» во время петтинга.
- «Омерзительная восьмерка» — субверсия: когда Дэйзи начинает предлагать Мэнниксу сделку, условием которой является убийство единственного постороннего свидетеля — Майора, Уоррену и зрителям кажется, что без-пяти-минут шериф всерьёз подумывает принять предложение бандитки… ан нет, «обойдёшься, тварь» ©
- «Засада» режиссёра Стюарта Гордона — молодая медсестра, возвращаясь домой на машине после вечеринки, сбила бездомного мужчину. К счастью, не насмерть, но дамочка, испугавшись за долгожданное повышение по работе, даже не пытается оказать хотя бы первую помощь и, приехав домой, цинично оставляет раненного мужчину умирать в гараже. Никто ведь не узнает, если это всего лишь бомж, не так ли?
- «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» — почти как в предыдущем примере, но суть даже вынесена в название.
- «Дьявол» — и опять ДТП со смертельным исходом, два погибших человека (женщина и ребёнок). Виновник считал, что никто не узнает, кто это сделал. Но есть ведь и высшие силы…
- «Рождество в Плазе» — по сравнению с другими примерами фитилёк сильно прикручен, но всё же. Джессика должна сделать презентацию обо всех украшениях, когда-либо красовавшихся на верхушке главной ёлки отеля «Плаза». В архиве почему-то нет информации за 1969 год. Подруга предлагает Джессике купить какое-нибудь украшение и раскрасить. Никто ведь не узнает. Протагонистка возмущается: «Ты что, я буду знать!».
- «Саботаж» — крутой отряд спецназа департамента по борьбе с наркотиками решил наварить немного деньжат, в ходе штурма схрона наркобаронов. Ведь если подорвать остатки денег, никто и никогда не узнает, что их оказалось меньше, чем было. И вот тут пошли проблемы…
- Повторяется в финале, когда Бричер пытается купить информацию об убийце своей семьи у командира мексиканской полиции, вываливая на стол просто баснословную сумму денег. Мексиканец согласился.
Телесериалы[править]
- «Клан Сопрано» — доктор Мелфи в 3-м сезоне стала жертвой насильника, но предпочла ничего не говорить об этом лечившемуся у неё Тони, хотя и очень хотела. А ведь всего одна фраза — и насильнику даже мёртвые не позавидовали бы.
- «Мандалорец» — Мандо честно выполнил своё задание и принёс «груз» заказчику. То, что это был ребёнок (пусть даже и нечеловеческой расы), знает только он, клиент и посредник, и никто его за это не осуждает. Он никому ничего не должен, а благодаря полученному в награду бескару главный герой стал более эффективен как воин. Но Мандо всё равно решает спасти Малыша — точно так же, как и другой мандалорец, который спас его в детстве много лет назад…
- «За гранью реальности» — эпизод «Дорога домой». Неизвестный инопланетный организм попадает на борт космического корабля летящего домой. Члены экипажа гибнут один за другим. Наконец, последний выживший получает предложение: «Доставь меня на Землю и будешь жить». В ответ ГГ устраивает разгерметизацию челнока при посадке, уничтожая и челнок и чужого.
Истинный герой — это тот, кто отдаёт свою жизнь, заранее зная, что никто не оценит его жертву.
Аниме и манга[править]
- One Piece — то, что Зоро всерьёз заботится о своих накама, понятно и так, хоть виду не подаёт. Но насколько серьёзно — видно в конце арки Триллер Барк, когда он поставил на кон свою жизнь в сделке с Кумой, чтобы тот пощадил лежащую без сознания команду. Правда это только он так думает, ибо свидетели сего действия(как и любители подслушивать)нашлись как внутри команды, так и у спасенных пиратов
- Кульминация Евангелиона: Синдзи Икари имеет выбор: вернуться к жизни (и позволить другим людям сделать то же самое) или позволить человечеству и дальше существовать в блаженном небытие огромной биомассы, не знающей страданий и горя. Никто никогда не узнает, если он решит отказаться. Никто не осудит его за это. Решение было за ним и только им одним. Он доказал, возможно, единственный раз, что он действительно был героем, когда решил остановить комплементацию, даже зная, что это будет означать для него возврат к прежней жизни в океане душевной боли и одиночества.
- Himitsu — The Top Secret — аверсия в арке Чаппи — студенты, забредшие в заброшенную больницу, которая была прибежищем маньяка, бросили на произвол судьбы маленькую девочку, которую маньяк незадолго до этого поймал. Они точно знали о том, что ей грозит опасность (она звала на помощь), но сами выйти против маньяка не рискнули, а в полицию не стали звонить потому, что тогда могло вскрыться, что они в тот вечер баловались наркотиками, что зарубило бы на корню их взрослую жизнь. Однако им было невдомёк, что маньяк схватил не только девочку, но и её брата — девочка, в итоге, погибла, но брата он только кастрировал. И спустя много лет, уже повзрослевший, парень пришёл за теми, кто ничего не сделал, чтобы спасти двух детей.
- Hataraku Saibou — в эпизоде-флэшбэке выяснилось, что в детстве U-1146 встал на защиту AE3803, когда её атаковала псевдомонада. Бактерия с легкостью победила его, но предложила сделку: она пощадит его, если он позволит ей сожрать AE3803, и никто об этом не узнает. U-1146, даже осознавая, что у него нет ни единого шанса против такого противника, всё равно предпочёл биться до конца ради того, во что верил.
- Gunsmith Cats — Ралли несколько раз оказывалась в подобной ситуации. К счастью, умудрялась выкрутиться.
Видеоигры[править]
- Papers, Please — во многом об этом. Несмотря на то, что неизвестный контролёр ВСЕГДА знает, когда Инспектор проверил документы неправильно, игрок будет постоянно сталкиваться с ситуациями, исход которых будет всецело зависеть от личного выбора, а их последствия останутся только на его совести и не более того. А ведь условия в игре не сахар…
- Spec Ops: The Line — действие происходит в терпящем бедствия Дубае, отрезанном от остальной цивилизации. И подглядеть особо некому…
- Splinter Cell: Chaos Theory — Сэму Фишеру поручено навести авиаудар на упавший самолёт с важной информацией, дабы не досталась северокорейцам. Можно выполнить задачу, никуда не сворачивая — никто и слова не скажет. А можно потратить время на обеспечение безопасности двух лётчиков, что вызовет негодование начальника.
Ламберт: Тебя не существует, Фишер. Никто не даст тебе за это медаль.
Фишер: Медали не помогают мне засыпать по ночам.
- Серия The Elder Scrolls вообще предоставляет огромное количество тёмных закоулков. Одинокие странники и торговцы, бесхозные и не очень предметы… и ни одной живой души вокруг.
- Педаль в пол — маска Серого Лиса. Под ней вы можете совершить любое преступление, и вас не узнают. NB: для каждой из игр серии существуют моды, открывающие возможность изнасилования.
- В пятой части вместо маски можно использовать облик лорда-вампира или оборотня.
- Аналогично предыдущей серии игр - трилогия Baldur's Gate. Ты можешь отыгрывать добряка, защищающего любого обиженного NPC и лечащего каждую хромую собачку. Но при этом безнаказанно обворовывать всех и вся, забирая себе шмотки, оружие, свитки, зелья и разные квестовые предметы. Ведь тебе же нужнее будет всё это в бою, нежели какому-то ноунейму, который и из дома-то своего вообще не выходит, верно? Вдвойне забавно, что такое может проворачивать и самый помешанный на добре и справедливости персонаж из всех классов - паладин. Подлостью для него является только необоснованное нападение. А вот воровство - нет.
- Dishonored — ассасин Дауд, убийца Императрицы, спас её дочь и всю Империю. Но об этом знает только он и некоторые из его «Китобоев», участвовавшие в рейде на поместье Бригморских Ведьм.
- The Sims 3 — если высоко подняться в карьере политика, то можно периодически безнаказанно тырить деньги из казны. И никто за руку не поймает.
- Prey (2017) — оказавшись в холодильнике каннибала можно рядом со свежеванными найти консервы. Способа проверить их состав нет, банка самая обычная. За них не последует абсолютно никакой геймплейной кары и даже упоминания про разборе морального облика игрока. Игрок просто может поесть вероятной человечины, а его персонаж, видимо, отгоняет от себя плохие мысли.
- GTA V — Инверсия. ФРБ сделало Майклу Таунли предложение, от которого невозможно отказаться: тот заводит своих подельников в ловушку и инсценирует свою смерть от рук агента Нортона, а ФРБ взамен обеспечивают ему новую личность и дом в Лос-Сантосе, где Майкл смог бы спокойно жить с семьёй. Только вот Тревор Филипс, один из сообщников, выжил и скрылся от полиции. Ну а после он узнаёт, что друг, которого всё это время считал погибшим, живёт себе в добром здравии, и всё заверте…
- Final Fantasy Dissidia 012 — когда персонажи 12 цикла отправляются в безнадёжный бой, Каин отстает от них, чтобы остановить Эксмерть и Гольбеза. Он побеждает в бою… и, в общем-то, может не догонять товарищей: помощь им он уже оказал, а если он не явится, его просто сочтут тяжело раненным и впавшим в сон до следующего цикла. Но Каин выбирает пойти за ними и, как и остальные, погибает в бою. Подсвечено Гольбезом.
- My girlfriend’s amnesia — вся игра об этом, пополам с деконструкцией сюжетов вроде «50 первых поцелуев». Измена? Абьюз? Изнасилование? Удержишься ли ты от этого, если знаешь, что на следующий день твоя девушка об этом даже не вспомнит?
Реальная жизнь[править]
- Шпионаж как таковой. Большая известных разведчиков получили свою славу посмертно или в результате провала. Вы можете спасти мир или стать причиной жестокой войны, но об этом будет сообщать только краткая сноска в вашем личном деле под грифом «Секретно». Это если вы вообще отчитаетесь о подобном.
- На Гран-При Португалии в 1958 году один из претендентов на чемпионский титул, Майкл Хоторн, вылетел с трассы, его болид развернуло, и двигатель заглох. Гонщику удалось завести машину «с толкача» и продолжить гонку, но судьи его дисквалифицировали: толкать машину по трассе запрещено. Единственным, кто видел, что Майкл толкал машину только по обочине, оказался его главный соперник Стирлинг Мосс — и он выступил с показаниями, потребовав отмены дисквалификации. В результате именно Хоторн и стал чемпионом с перевесом в одно очко. Мосс же на вопрос журналиста, не было ли у него искушения сказать, что он смотрел в другую сторону — всё равно никто бы этого не узнал, ответил: «Я бы знал».