Учёный-схоласт
Учёный-схоласт — это подвид научного деятеля, который не исследует объекты, а занимается теоретическими построениями на основе высосанных из пальца данных.
Схоласты появились в европейском Средневековье. Хотя и тогда хватало ярких мыслителей, но большая часть схоластической мысли была посвящена изучению и составлению бесконечных списков, кто из тех или иных авторитетов, чаще богословских, и что сказал по тому или иному поводу. Причем изучались нередко не первоисточники, а такие же списки, составленные предыдущими поколениями схоластов. Число таких геологических слоев могло насчитывать много десятков, и при сравнении такого компедиума с первоисточником можно было с изумлением обнаружить в нём нечто прямо противоположное по смыслу. Или вообще не обнаружить ничего по данному вопросу. Книги-то переписывались от руки, и не всегда переписчик был компетентен и беспристрастен. В результате «хорошо образованный» схоласт отлично знал бесконечные (псевдо)цитаты по множеству вопросов. Вот только ни к какой практической деятельности эти познания были непригодны и требовали не столько ума, сколько бездонной памяти.
В результате их деятельности теология попыталась стать наукой, после чего появились очень интересные данные о том, сколько ангелов поместится на кончике иглы и является ли ад экзотермичным, и из неё выкристаллизовались разные интересные дисциплины (нет, не креационизм, хотя он тоже является заслугой средневекового образа мышления). А в наше время схоластикой называют систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов какого-либо направления науки. Или философии. Или теологии. Или магии.
Художественный образ средневекового схоласта часто объединяет в себе «учёного» и «мудреца»: он использует религиозную метафизику для понимания того, что мы сейчас называем физикой и биологией или, наоборот, применяет к религиозной метафизике формальную логику (прообраз научного метода). С развитием науки эти образы размежевались: в произведениях более поздних периодов, особенно начиная с готики и романтизма, часто противопоставляют немудрых учёных, стоящих на переднем краю науки, и мудрецов, наоборот, тяготеющих к архаике.
Соответственно, речь схоласта нередко пересыпана метафорами и латинскими выражениями, что в период Средневековья и начала Возрождения считалось признаком мудрости, а с наступлением эпохи Просвещения было подвергнуто деконструкции и стало ассоциироваться с бесплодным «мудрствованием». Таким образом, если вы видите где-то учёного мужа, высокопарно, с мудрым видом рассуждающим о какой-то совершенно отстраненной и оторванной от жизни фигне, то, скорее всего, это будет герой нашей статьи.
Соседний троп: Учёный и священник.
Примеры[править]
- «Ромео и Джульетта» — Лоренцо: очень показателен его первый монолог, где он сравнивает свойства трав и цветов со свойствами человеческой души.
- «Собор Парижской Богоматери» — главы-рассуждения Клода Фролло об архитектуре, алхимии и таком прочем.
- Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона» — программа местного университета.