Благородный маньяк
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Я добрый маньяк
И зовут меня Тихон.
Такая судьба, что душою двояк…
Прохожих насилую,
Но очень по-тихому
И вовсе не больно —
Ведь я добрый маньяк!
— Михаил Елизаров «Добрый маньяк Тихон»
Этот человек — маньяк. Самый настоящий. Он убивает, а иногда и насилует, иной раз и каннибализмом не брезгует. Но… читатель/зритель всё равно не может не симпатизировать ему. Потому что этот персонаж убивает, жрет и насилует в основном законченных козлов, отъявленных негодяев, извращенцев, подлецов и даже других убийц.
Убийца есть убийца, и чаще всего у «благородного маньяка» есть прикрученный фитилек в виде жертв, которые, по здравому размышлению, смерти все же не заслуживали. В зависимости от этого он может быть как антизлодеем, так и антигероем, на худой конец — злом воздающим.
Ещё вариант — маньяк страдает раздвоением личности и искренне не подозревает, что нехорошие дела совершает не кто иной, как он.
Примеры[править]
Литература[править]
- Старше, чем пар — древнерусская «Повесть о Дракуле-воеводе». Влад Цепеш, хоть и показан страшным тираном, однако описан с уважением.
- Убийца в романе Агаты Кристи «Десять негритят», у которого тяга к убийству боролась с обостренным чувством справедливости, так что своими жертвами он избрал избежавших ответственности преступников.
- Ганнибал Лектер в серии романов Томаса Харриса, хоть и с фитильком. На его счету есть невинные жертвы, но читатели легко о том забывают, а сам автор, идя у них на поводу, превратил Лектера в эдакое зло воздающее, сделав большинство его жертв козлами, фашистскими прихвостнями, негодяями и извращенцами. Одна лишь изощрённая расправа над миллионером-извращенцем Мэйсоном Вёрджером или скотоподобным нацистским прихлебателем Полем Мамоном заставляет читателей простить Ганнибалу и его кулинарные пристрастия, и жестоко убитых при побеге полицейских и медиков.
- Убийца «Маскер» в романе Роберта Маккаммона «Королева Бедлама». Прозвище получил из-за того, что вырезал вокруг глаз жертвы узор, напоминавший полумаску. Расправлялся исключительно с подлецами (среди которых, вдобавок, был отвратительный педераст Эбен Осли), погубившими его приемного отца и доведшими приемную мать до сумасшедшего дома.
- «И по-прежнему лучами серебрит простор луна…» Рея Брэдбери: Спендер перебил половину своего экипажа и считает себя марсианином… вот только монстром его всё равно изобразить не получается (а по мнению автора правки — сразу бы лучше с Паркхила начал).
- Полина Дашкова, «Никто не заплачет». Маньяк Володя с присказкой, что «зло должно быть наказано», расправляется с самыми разными мерзавцами: начиная с эксгибициониста, напугавшего больную девочку до тяжелого приступа, и заканчивая главгадом — бандитом по кличке Сквозняк.
Кино[править]
- «Десять негритят» Станислава Говорухина — педаль в пол: если в книге убийца просто старался использовать в «мирных» целях свою тягу к убийству, то в фильме им движет исключительно маниакальная жажда справедливости. А в конце он покончил жизнь самоубийством — ибо, убив всех этих людей, он сам стал преступником. И, соответственно, должен был понести за это наказание. Возможно, что в отличие от книги он и сам проштрафился, вынеся смертный приговор невиновному.
- Ганнибал Лектер в экранизациях романов Томаса Харриса.
- «Арбитр» Ивана Охлобыстина: маньяк по кличке Арбитр режет бритвой исключительно преступников, коих в лихие 90-е расплодилась тьма-тьмущая. А милиция, в то же время, против них практически бессильна.
- Серия «Психо» — Норман Бейтс поначалу вообще не понимал, что убивает людей, считая, что это делает его мама (в которую он сам и перевоплощался в приступах безумия). Узнав — горько раскаивался в содеянном и старался делать добрые дела, но окружающие делали всё, чтобы снова довести его до безумия.
- Франшиза «Пила» — отчасти Джон Крамер. Да, он заманивает людей в смертельные ловушки, в большинстве случаев влекущие за собой членовредительство, но сам Крамер считает, что это тяжелые испытания, после которых люди научатся ценить свою жизнь. Тем более, что он все же оставляет им шанс на выживание. А вот Аманда Янг, и полное чудовище Марк Хоффман не оставляют даже этого
- «Одиночество крови» — российский триллер 2002 года. Маньяком, убивающим девушек в заснеженной Москве, оказывается муж героини-фармацевта. На самом же деле девушки и так были обречены. Они вызвались испытать на себе разработанный героиней препарат для борьбы с бесплодием, который, как оказалось, в среднесрочной перспективе приводил к гибели пациентки. Начальство героини, которое и настояло на испытании непроверенного препарата, а также влюбленный в нее коллега, убедили ее мужа зарезать девушек прежде, чем те умрут, дабы спасти ее от ответственности, и он согласился. Узнав правду, героиня сообщает коллеге, что испытала препарат и на себе, после чего кончает с собой.
Телесериалы[править]
- Декстер. Просто Декстер.
- Временами — Ганнибал.
- Майор Меглин, опять же.
- You/Ты — Главный герой Джо Голдберг. Убил бывшего парня-изменника и лучшую подругу-манипуляторшу своей возлюбленной. При этом будучи психопатом (то есть человеком полностью лишённым эмпатии) искренне не понимает почему его способ решения проблемы плох. Джо пытается помогать тем кого считает друзьями, но выбирает для этого не совсем безопасные для окружающих методы что и делает его сабжем.
- «Мыслить, как преступник» — присутствуют в количестве, в основном являются вигилантами.
- Джон Мак-Хейл, безумный автор комиксов, одержимый своим героем, борющимся с преступностью. Убивал членов уличной банды, ответственной за смерть его девушки.
- Фрэнк Косгроув. Сначала убивал людей, внесённых в федеральную базу доноров, чтобы его дочь, больная раком, получила донорскую печень, потом убил больного знакомого дочери, стоявшего выше неё в очереди на трансплантацию, и наконец застрелился сам, после чего его собственную печень таки пересадили дочери.
- Марвин Дойл, сумасшедший судебный стенографист, убивавший преступников, вину которых не смог доказать суд.
- Клиффорд Уолш. Убивал уличных преступников.
- Уэйд Хэтчетт, одинокий мужчина, искавший идеальную мать для своей маленькой дочери.
- Рон Андервуд, преследовал школьных хулиганов, издевавшихся над его другом.
- Тори Чепмен, убивал видных лиц своего городка, позорящих его репутацию своими действиями.
- Роберт Боулз, проводил смертельные медицинские эксперименты, с целью дать людям бессмертие.
- Кайл Эклунд, убивал семьи школьников, травящих своих одноклассников.
- Supernatural — внутримировой пример. С точки зрения обывателя и Винчестеры, и охотники являются таковыми.
Аниме и манга[править]
- Goth — главный герой. Он, конечно, помешан на смерти и испытывает к Морино извращенную страсть. И, тем не менее, он не раз спасал её от других, еще более страшных маньяков. Даже сам автор манги сравнивал его с Марио.
- Goblin Slayer — собственно, он самый. Асоциальный кровожадный псих, безжалостный как к взрослым, так и к детям. Но его жестокость направлена исключительно только на гоблинов, которых ну очень сложно назвать существами, достойными жалости.
- Hellsing — святой отец Александр Андерсон, свихнутый религиозный фанатик и настоящий зверь в бою… при этом без шуток благородный человек, стремящийся защитить простых людей от чудовищ.
Видеоигры[править]
- Fire Emblem Awakening — два играбельных персонажа, маги Тарья и Генри. Первая ярко выраженная яндере, а второй ярко выраженный янгирэ. При этом, жестоки они только по отношению к врагам. Своих друзей же они любят, готовы за них и в огонь и в воду, и никогда не причинят им вреда. Разве-что Тарья обещает убить возлюбленного, если он изменит ей.
- Fallout 4 — безумный художник Пикман убивает только бандитов-рейдеров.
Музыка[править]
- Михаил Елизаров — «Добрый маньяк Тихон». Смеха ради. И малых детей, и бывалых вояк насилует он шоколадным мороженым — а как по-другому? Ведь он ДОБРЫЙ маньяк!
- Король и шут — «Исповедь вампира». Герой утверждает, что кровь негодяев вкуснее, поэтому и предпочитает охотиться именно на них.