Книга Товита
Книга Товита (Τωβίτ, Book of Tobit) — книга, входящая в состав Ветхого Завета в православии и католицизме, но отсутствующая в еврейской Библии (Танахе) и не входящая в Ветхий Завет в протестантизме. Произведение еврейской литературы Второго Храма, датируемое III или началом II века до н. э., в котором подчёркивается, что Бог испытывает верующих, отвечает на молитвы и защищает народ завета, израильтян. Повествование повествует о двух израильских семьях: слепом Товите из Ниневии и Сарре, брошенной в Экбатане. Сына Товита Товиаса отправляют вернуть десять талантов серебра, когда—то вложенных в Рейджес в Мидии, и в своем путешествии — ведомый ангелом Рафаэлем — он встречает Сару. Сара одержима демоном Асмодеем (Ашмедай), который убивает её потенциальных мужей, но с помощью Рафаэля демона изгоняют, и она выходит замуж за Товию. Они вместе возвращаются в Ниневию, где зрение Товита чудесным образом восстанавливается.
Начиная с XX века учёные сходятся во мнении, что Книга Товита изначально была написана на семитском языке. Среди свитков Мёртвого моря были найдены пять фрагментов на арамейском и иврите, датируемых I или II веком до н. э. Книга оказала влияние на авторов Завещания Иова, Завещания Соломона и, возможно (в зависимости от датировки), Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Юбилеев и Молитвы Азарии и Песни трёх святых детей. Оно было включено как в Септуагинту, так и в Старую латинскую Библию, которая сохраняет текстовые традиции иврита или еврейского языка. Оно сохранилось в основных христианских кодексах, таких как Ватиканский, Синайский, Александрийский и Базилиано-Венетский. Множество древних редакций сохранилось на греческом и латинском языках, а также в переводах на арабский, армянский, коптский, эфиопский и сирийский.
В период Нового Завета Товит упоминался или цитировался христианами-иудеями, в том числе Матфеем, Лукой, Иоанном, и в Дидахе. Ранние отцы церкви упоминают 2 Климента, Поликарпа, и Оригена, который после посещения Александрии, Рима, Кесарии и Афин в III веке отметил, что «церкви используют Товита». Ириней также отмечал, что гностики офиты II века причисляли Товита к библейским пророкам.
Напротив, явное каноническое отрицание Книги Товита в раввинистическом иудаизме зафиксировано начиная со II века. Рабби Акива заявил: «Книги Сираха и все остальные книги, написанные с тех пор, не оскверняют руки», в то время как современная талмудическая барайта настаивает на том, что «наши раввины учили» нынешнему канону из двадцати четырёх книг масоретскому. Ориген, хотя и подчёркивал христианское принятие, признавал, что «евреи не используют [эту книгу]», и Иероним также отмечал, что вифлеемские евреи «исключили» эту книгу из своего канона, отнеся её к неканоническим «агиографам», но всё равно переписывали и читали её. Рукописи XV века на иврите и арамейском свидетельствуют о том, что эта история продолжала передаваться из уст в уста, как и средневековый Мидраш Танхума, в котором вероятная отсылка к Книге Товита приписывается Моше ха-Даршану XI века.
Книга считается второканонической в католической и восточно-православной церквях, хотя она по-прежнему отсутствует в еврейском масоретском тексте. Протестантская традиция также считает её апокрифической, полезной для обучения и проведения литургий, но не канонической. В католицизме признана богодухновенной, в православии — небогодухновенной (но полезной и назидательной).
Структура[править]
В книге 14 глав, образующих три основных сюжетных раздела, обрамлённых прологом и эпилогом:
Пролог (1:1-2)
Ситуация в Ниневии и Экбатане (1:3-3:17)
Путешествие Тобиаса (4:1-12:22)
Хвалебная песнь Товита и его смерть (13:1-14:2)
Эпилог (14:3-15)
(Изложено по мотивам книги Бенедикта Отцена «Тобит и Юдифь»).
Сюжет[править]
Семья Товита, отца Товии, жила в плену в Ниневии и сначала была богата, но при гонениях Сеннахирима на евреев, была вынуждена скрыться. После смерти царя они вернулись. Товит отличался благотворительностью и погреб убитого еврея, а по иудейскому закону тот, кто в праздник Пятидесятницы прикоснулся к умершему, считался нечистым и не мог войти в дом; потому Товит лег спать на дворе у стены. Ночью ему попали в глаза экскременты от сидевших на стене воробьев, и у него образовались на глазах бельма. Товит не мог работать, семья обеднела и слепец просил у Бога смерти.
Товит вспомнил о Гаваиле из Раг Мидийских, который был должен ему десять талантов серебра, и отправил своего сына Товию за ними. Товия по приказу отца взял проводника по имени Азария, который на самом деле тайно был одним из Ангелов по имени Рафаил. Товит снарядил сына в дорогу и, отпуская его с путником, сказал: «Бог да сделает счастливым путь ваш и Ангел Его да сопутствует вам». Вечером путники пришли к реке Тигру. Товия спустился с берега в воду, чтобы вымыться и в это время на него кинулась рыба. Спутник велел схватить её и выбросить на берег. Они испекли эту рыбу, а сердце, печень и желчь её взяли с собою. Спутник объяснил Товии, что желчь этой рыбы уничтожает бельма, а курение сердцем и печенью её исцеляет от мучения демона:
«Тогда Ангел сказал ему: возьми эту рыбу. И юноша схватил рыбу и вытащил на землю.
И сказал ему Ангел: разрежь рыбу, возьми сердце, печень и желчь, и сбереги их.
Юноша так и сделал, как сказал ему Ангел; рыбу же испекли и съели; и пошли дальше и дошли до Екбатан.
И сказал юноша Ангелу: брат Азария, к чему эта печень и сердце и желчь из рыбы?
Он отвечал: если кого мучит демон или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться;
а желчью помазать человека, который имеет бельма на глазах, и он исцелится.»
Они пришли в город Экбатана и остановились у Рагуила, у которого была дочь Сарра. Семь раз выдавали её замуж и все мужья в первый же день умирали из-за опасного демона. Спутник дал совет Товии жениться на ней, обещая благословение Божие. Товия послушался. Родители Сарры благословили их. Товия и Сарра молились, чтобы Господь благословил их союз. По совету спутника Товия положил печень и сердце пойманной рыбы в кадильницу и тем изгнал демона, который умерщвлял мужей Сарры. Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел.
После этого Товия и Сарра помолились и легли спать. Между тем Рагуил решил узнать: всё ли хорошо и не умер ли и Товия? Он обратился к Едне и та послала служанку, которая увидела, что Товия жив и спокойно спит с Саррой и сообщила об этой хорошей новости Рагуилу и тот помолился Богу:
«Между тем Рагуил, встав, пошел и выкопал могилу,
говоря: не умер ли и этот?
И пришел Рагуил в дом свой
и сказал Едне, жене своей: пошли одну из служанок посмотреть, жив ли он; если нет, похороним его, и никто не будет знать.
Служанка, отворив дверь, вошла и увидела, что оба они спят.
И, выйдя, объявила им, что он жив.
И благословил Рагуил Бога, говоря:
благословен Ты, Боже, всяким благословением чистым и святым! Да благословляют Тебя святые Твои, и все создания Твои, и все Ангелы Твои, и все избранные Твои, да благословляют Тебя вовеки!
Благословен Ты, что возвеселил меня, и не случилось со мною так, как я думал, но сотворил с нами по великой Твоей милости! Благословен Ты, что помиловал двух единородных! Доверши, Владыка, милость над ними: дай им окончить жизнь во здравии, с весельем и милостью!
И приказал рабам своим зарыть могилу.»
После этого Товия остался в доме тестя на несколько дней, а спутник его взял расписку и сходил за деньгами к Гаваилу. На 14-й день после свадьбы Товия собрался домой. На прощание отец сказал своей дочери: «почитай свекра и свекровь: они теперь твои родители. Желаю слышать о тебе добрый слух». Мать, прощаясь с Товиею, говорила ему: «да даст мне Господь увидеть детей от Сарры, дочери моей. И вот отдаю тебе дочь мою на сохранение; не огорчай её».
Товит с женой тем временем сильно скорбели о своем сыне, потому что он опаздывал. Анна каждый день выходила на дорогу и с тоской смотрела вдаль. Однажды она увидала путников и побежала к ним навстречу. В дверях дома Товию встретил отец. Товия помазал отцу глаза желчью рыбы и тем снял бельма с глаз его. Товит увидел сына и заплакал от радости.
Товия рассказал отцу и матери все что с ним случилось, и потом все вместе вышли навстречу Сарре. В благодарность отец и сын предложили проводнику половину имения, но он ответил: «Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих возвещать похвально. Делайте добро, и зло не постигнет вас. Лучше малое с справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото. Не скрою от вас ничего. Когда ты, Товит, и невестка твоя Сарра молились, я возносил ваши молитвы пред Святого; и когда ты погребал умерших, я был с тобою. И вот Господь послал меня исцелить тебя и невестку твою. Я Рафаил, один из семи ангелов, которые возносят к Богу молитвы святых». Отец и сын в страхе пали на землю. Рафаил сказал: «не бойтесь, а вечно благословляйте Бога. По Его воле пришел я. Теперь восхожу к Пославшему меня. Напишите в книгу все, что случилось с вами».
Товит и Товия встали, но уже не видали Ангела Рафаила. Все с ними случившееся они записали в книгу, которая называется «Книгою Товита».
Значение[править]
«Книга Товита» содержит некоторые исторические отсылки и сочетает в себе молитвы, этические наставления и приключения с элементами фольклора, притчами, рассказами о путешествиях, романтическими сюжетами. Книга предлагала диаспоре (евреям в изгнании) руководство по сохранению еврейской идентичности и сообщала, что Бог испытывает веру своего народа, слышит его молитвы и спасает общину завета (то есть евреев).
Отрывки из этой книги используются в латинских литургических обрядах Католической церкви. Поскольку в книге восхваляется чистота брака, её часто читают во время свадеб во многих обрядах. С точки зрения доктрины, книга упоминается в связи с её учениями о заступничестве ангелов, сыновней почтительности, десятине и милостыне, а также о почитании умерших. О Товите также упоминается в пятой главе 1 Мекабяна, книги, которая считается канонической в Эфиопской православной церкви.
Профессор Лопухин считает, что изгнанию демона способствовало не столько курение, которое явилось только символом последовавшей затем молитвы Товии с Саррою:
«И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное вовеки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои!
Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою — жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему.
И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня и дай мне состариться с нею!
И она сказала с ним: аминь.»
Равным образом мысль, об удалении Асмодея в Верхний Египет, то есть в пустыню, и о связании его Ангелом (Рафаилом) может быть приведена в согласие с библейской ангелологией и демонологией, поскольку пустыня являлась в представлении евреев жилищем злых духов (Лев. 16:9-10, 17:7, 13:21, 34:18; ср. Мф. 12:43), а также понятие «связать», то есть лишить возможности действия, не раз употребляется священными писателями в отношении злых духов (Мф. XII:29; 2Пет. II:4; Иуд.1:6 ст.), причем в Апокалипсисе связание Сатаны на 1000 лет усвояется Ангелу, имеющему Ключ от Бездны (Откр. XX:1-3, ср. ХII:9).
Молитва эта замечательна как один из немногих сохранившихся в Библии образцов молитвы ветхозаветного человека, и запечатлена чистым библейским духом.
Влияние[править]
Место Книги Товита в христианском каноне позволило ей оказать влияние на теологию, искусство и культуру Европы. С ней часто обращались ранние отцы церкви, а мотив Товия и рыбы (рыба как символ Христа) был чрезвычайно популярен как в искусстве, так и в теологии; в искусстве это обычно называется «Товий и ангел». В этой связи особенно примечательны работы Рембрандта, который, несмотря на принадлежность к Голландской реформатской церкви, создал серию картин и рисунков, иллюстрирующих эпизоды из книги.
История Товита также легла в основу оратории «Возвращение Товия» (1775) Йозефа Гайдна.