Теодицея
Боги или безвластны, или же властны. Если они безвластны, то зачем ты молишься им? Если же они властны, то не лучше ли молиться о том, чтобы не бояться ничего, не желать ничего, не огорчаться ничем, нежели о наличности или отсутствии чего-либо? Ведь если боги вообще могут содействовать людям, то могут содействовать и в этом. Но ты, быть может, скажешь: «Боги предоставили это моей власти». В таком случае не лучше ли пользоваться тем, что в твоей власти, достойно свободного человека, нежели стремиться к тому, что не зависит от тебя, подобно рабу или нищему? Но кто тебе сказал, что боги не принимают участия в том, что в нашей власти? Начни молиться об этом и увидишь. Вот человек, который молится: «Хорошо бы Добиться обладания этой женщиной!» Ты же молись: «Хорошо бы не желать обладания ею». Другой: «Хорошо бы избавиться от этого человека!» Ты молись: «Хорошо бы не нуждаться в этом избавлении!» Третий: «Хорошо бы сохранить ребенка в живых!» Ты молись: «Хорошо бы не бояться потерять его!» Переделай на этот лад все молитвы и посмотри, что из этого выйдет
Если даже это и так, то все же будь уверен, что если бы должен был иметь место другой порядок, то они бы его и установили. Ведь если бы он был справедлив, то был бы и возможен, и если бы он был согласен с природой, то природа и произвела бы его. Из того же, что он не имеет места (если только его действительно нет), ты можешь с уверенностью заключить, что он и не должен был осуществиться. Ведь ты и сам замечаешь, что, подымая такие вопросы, ты обращаешься к справедливости богов; но ты не мог бы обращаться к ним таким образом, если бы они не были наилучшими и в высшей степени справедливыми. Но в таком случае они не могли, вразрез с разумом и справедливостью, отнестись с небрежением к какому-либо недосмотру в миропорядке
Теодицея (Вопрос о Боге и зле) — философско-религиозные споры, основанные на разрешении противоречий доктринальных утверждений о всемогуществе и доброте Господа (которые встречаются, в частности, в авраамических религиях) и наблюдаемых свойствах материального мира. Ведутся философами с древних времён.
Подробности[править]
Если рассмотреть три утверждения о том, что «Создатель мира всемогущ», «создатель мира добр (или даже более того — всеблаг![1])» и «создатель создал материальный мир», то выходит противоречие, так как материя является прямой противоположностью для добра — сама основа материи это распад и разложение, всё материальное стремится прекратить существование, разрушение на порядки легче, чем создание чего-то нового, а страдания — основа прогресса. Поэтому возникают сомнения, что система могла быть создана кем-то добрым.
Были созданы разные подходы для решения проблемы.
Так, гностики полагают, что материальный мир был создан и управляется злобным и жестоким Демиургом, в то время как людские души и Небеса управляются настоящим Богом, который является добрым и всемогущим, но материю не создавал.
Зороастрийцы полагают, что Бог добра Ахура-Мазда (Ормазд) и Бог зла Ангра-Майнью (Ариман) равны по силам и находятся в вечном противостоянии, имеют своих ангелов и демонов в услужении. В мире существует зло, потому что его создаёт Ариман, Ормузд может в меру сил ему противостоять, но ни один из двоих не всемогущ и не может уничтожить другого окончательно. Другой радикально дуалистической религией является манихейство, вобравшее в себя элементы зороастризма, христианства, ислама, буддизма и гностицизма, став «мировой ересью», словосочетание «манихейский бред» иногда используется как синоним для чёрно-белой картины мира без каких-либо моральных полутонов, когда какой-то человек жёстко делит всё на абсолютное добро и абсолютное зло.
Есть и поехавшие, кто полагают, что теодицея опровергает возможность существования Бога, и утверждает, что никакого Бога нет. Или же рисуют ещё более жестокие картины мира, в которых этот мир создаётся откровенно жестокими творцами. Впрочем, изредка, в порядке исключения, такой позиции придерживаются умные и последовательные люди. Например, в одном из рассказов Нестеренко сообщается, что Земля является галактической тюрьмой для особо опасных бессмертных существ, которых в качестве наказания сажают в тела людей.
Цитаты[править]
Яхве хочет, чтобы смертные реализовывали только добрые желания, но не злые. В свою очередь у человека возникают в голове как добрые желания, так и злые, так зачем Яхве посылает человеку злые желания? Ничто не мешает ему сделать людей, которые испытывали лишь добрые желания. Если Яхве сам создаёт злые желания, это делает его источником зла.
Примечательно тут, что верующие, рассказывают, как плохо убивать-воровать-насиловать, а также есть некошерное/нехаляльное мясо и сексуально иметь жену друга или самого друга трахать в задницу — но при этом, что удивительно, приходят в ужас от предложения стать существом, которое просто не сможет захотеть делать все эти развесёлые дела. Разумеется, среднестатистический человек не свободен ото всех этих желаний. Верующие признают эти желания злом и при этом ещё — если верующий верит серьёзно — старательно подавляют и вытравливают из себя любую тень таких желаний. Тем не менее, они находят ужасной мысль о том, чтобы стать совершенными «механизмами», которые целиком лишены таких желаний. И вообще, утверждают, что они сильно бы страдали, если бы Творец не даровал им свободу захотеть или выбрать все эти весёлые делишки. Фактически, они утверждают самоценность подобных греховных желаний (очевидно, чтобы вечно бороться с ними).
Утверждается, что Яхве известно будущее и что он вне времени. Это возможно только в том случае, что прошлое и будущее абсолютно детерминированы, а так как создатель мира здесь только сам Яхве, то это значит он раз и навсегда уже сделал мир в одной неизменной форме. Это значит, что люди не имеют свободной воли и не несут ответственность за свои дела, и тогда выходит, что Яхве создал часть людей уже обречёнными на адские пытки. Но при этом его загробный суд называется «справедливым».
Яхве хочет, чтобы смертные следовали его воле, но он доносит свою волю через каких-то левых пророков, вместо того, чтобы сделать так, чтобы человек уже обладал врождённым знанием его воли.
Яхве якобы не желает страданий человеку, но создаёт физическую, душевную боль при жизни и вечный ад после смерти для него, если тот не угодил его заповедям. Отметим, что даже окончательное уничтожение было бы несоизмеримо гуманнее вечного ада.
Примечания[править]
- ↑ То есть не то чтобы содержит внутри себя «добрые побуждения, которые успешно боролись бы против злых, имеющихся в нём же», а бери выше — вообще лишён злых побуждений и состоит из одного только Добра.