Библейски точные ангелы
Библейски точные ангелы (Biblical accurate angel, также Библейски корректные ангелы) — распространенный в определенных, не шибко эрудированных и падких на сенсации, кругах мем, связанный с существенным расхождением образа ангелов в массовой культуре (крылатых мужчин) и некоторых ангелов в оригинальном источнике — Библии и Торе, где таковые, посланники Бога, представлены как разнородные существа, нередко не напоминающие человека. По мнению форсеров этого мема, подавляющее большинство ангелов не обладают человекоподобным обликом, хотя на практике в Библии большинство случаев явлений ангелов представляет их всё таки в виде людей, а «колёса с глазами» — исключительное событие.
В частности, херувимы, упоминаемые в Библии, представляются как человеческие младенцы с крылышками и такой образ стал очень популярен. Хотя в Библии херувимы приобретают и иной облик.
Детали[править]
В Библии описываются многочисленные ранги ангелов, составляющие ангельскую иерархию. Все дело в том, что ангел сам по себе — это не название биологического вида, как многие полагают, а название должности — посланника Бога, который исполняет его волю (само слово «ангел» — это греческое «посланник»). В связи с этим есть самые разные ангелы, занимающиеся разными же задачами.
Херувимы — младшие ангелы, поставленные охранять Эдемский сад от людей, изгнанных из рая. В одном из описаний они определяются как гибриды человека и животного: обладают четырьмя лицами, принадлежащими льву, быку, орлу и человеку, четырьмя крыльями и копытами быка. Двумя крыльями они закрывают своё тело, оставшиеся два применяют в целях полета.
Серафимы — шестикрылые ангелы, которые закрывают всё свое тело четырьмя крыльями, так что видно только их лицо.
Орфанимы — самые странные ангелы, которых обычно и приводят в качестве примера библейски корректных ангелов (так как они наиболее отличаются от общепринятого образа ангела). Это золотые колеса, покрытый большим количеством глаз, которые постоянно вращаются. Высший вид ангелов, что охраняют трон Бога.
Малакимы — те самые ангелы, которых обычно изображают, подобны видом человеку. К ним относятся ангел, что общался с Давидом, Михаил и др. В то же время в Библии нигде не сообщается, что эти ангелы обладали крыльями — таким образом, вполне возможно, что они были полностью людьми. Только в IV веке появились первые крылатые изображения ангелов, призванные подчеркнуть их обитание на небесах.
Православный комментарий[править]
На самом деле, Ангелы в Священном Писании чаще всего являются просто в виде людей. Явление славы Божией пророку Иезекиилю — исключительный случай. Ангелы под видом странников, изображающие Пресвятую Троицу, явились Аврааму. Архистратиг Господень Михаил явился Иисусу Навину, и тот его спросил: «наш ли ты, или из неприятелей наших?» (Нав. 5:13) — из этого видно, что он явился просто, как вооружённый человек. Архангел Рафаил, представившийся как Азария, сопровождал Товию в пути, и никто ничего не заподозрил, пока сам Рафаил не открылся.
Никакой отдельный чин орфанимов (точнее, офанимов, что означает просто «колёса») не существует: из дальнейшего текста книги пророка Иезекииля видно, что это те же самые Херувимы (а если принять, что четырёхликие Херувимы и колёса — это всё-таки разные Ангелы, Офанимов можно отождествить с Престолами). Из этого же следует, что Херувимы могут менять форму: ведь скульптурные их изображения были на крышке Ковчега Завета, и они явно проще, чем в видении пророка Иезекииля — любой скульптор сошёл бы с ума, пытаясь изобразить четвероликих Ангелов, увиденных Иезекиилем, а описание Исх.25:20 больше подходит к однолицым Ангелам. Впрочем, и Серафимы, и Херувимы являлись с крыльями, да и Ангелы Апокалипсиса летали по небу (так что крылья хотя бы предполагаются), значит, эту деталь нельзя считать неканоничной; кроме того, на иконах она символизирует, что Ангелы быстрее ветра спешат исполнить волю Божию и защитить Его возлюбленных.
Святитель Игнатий Брянчанинов считал, что Ангелы состоят из очень тонкой материи. Святитель Феофан Затворник, ссылаясь на преподобного Иоанна Дамаскина, возражает ему, что они и вовсе чистые духи (Пс. 103:4), не имеющие пространственной формы совсем. Как бы то ни было, всякая внешность описанных в Библии Ангелов не является их собственной: они облекаются в неё, чтобы явиться людям. Ссылаясь на слова святителя Иоанна Златоуста о Вифлеемской звезде: «она была не обыкновенная звезда, и даже не звезда, а, как мне кажется, какая-то невидимая сила, принявшая вид звезды», многие православные богословы считали Вифлеемскую звезду Ангелом.