70 лет — возраст расцвета политиков
— ...Вам сколько будет в 1965-ом? Под семьдесят. Ха-ха. Счастливчик! Вы доживёте, и будете играть свою партию. Семьдесят лет — возраст расцвета политиков. А мне будет под восемьдесят. Поэтому меня волнуют ближайшие, предстоящие 10 лет.
70 лет — возраст расцвета политиков — знаменитое изречение Генриха Мюллера из популярнейшего в СССР телесериала «Семнадцать мгновений весны» по одноимённой книге Юлиана Семёнова. Знаменитое и весьма противоречие: как это, разве все политики, дожившие до такого возраста, обязательно могущественны и успешны?
Чтобы разобраться в этом, зададим вопрос в стиле ста тысяч целовальщиков задницы омерзительного красного дракона: а что, собственное, такое «политик», и что такое «расцвет»? Ведь что такое «70 лет» и что такое «возраст» мы, наверное, знаем — или узнаем потом и страшно разочаруемся. Итак, политик — это лицо, стремящееся к захвату и удержанию власти в чьих-то интересах, часто — в своих собственных или в интересах узкого круга группы друзей. А расцвет — это время максимального количественно-качественного подъёма перед неизбежным спадом, переломом и финальными аккордами, которые могут оказаться катастрофой или трагикомедией. Соответственно, расцвет политика — это такое время, когда он уже и власть захватил, и внешних врагов вместе с внутренними приструнил, а дряхлеть ещё как будто не собирается — хотя первые тревожные звоночки уже где-то могут быть. Где-то у такого политика уже могут начать сказываться ранние ошибки, которые затем окажутся роковыми.
История донесла до нас память о множестве великих и бездарных политиков прошлого, а зомбоящик, другие СМИ и возможная госслужба дают более-менее адекватное представление об облике политиков настоящего. И, надо сказать, в древности даже представители правящей элиты при наилучшей кормёжке и доступе к лучшим специалистам своего времени редко доживали до 70 лет — это и многим современным людям не удаётся! Поэтому, казалось бы, примеры из далёких эпох должны быть настоящей редкостью, феноменом — но и там встречаются довольно любопытные сюрпризы.
«Постойте-постойте, а вы уверены, что образ старика, вцепившегося в трон мёртвой хваткой непременно должен котироваться как образ успеха? А как же великие и ужасные Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Адольф Гитлер? У них тоже был определённый расцвет когда-то — и явно побольше, чем у многих!» — возразит кто-то.
И вот как ответил бы на это историк и писатель Кир Булычёв в гениальном романе "Посёлок": «Различие между завоевателями заключается лишь в продолжительности их успехов, и не было ни одного, который бы достиг своей окончательной цели. Те, кто потерпел поражение в начале пути, нам известны, потому что в каждом сражении есть проигравшая сторона. И каждый Наполеон дожидается своего Ватерлоо, если не успевает погибнуть раньше.» Причём, конечно же, речь не обязательно должна идти именно о политиках-завоевателях — но факт остаётся фактом, мы не знаем, оказались ли бы к 70-ти годам эти личности успешными, если бы дотянули до этого времени при другом стечении обстоятельств.
Конечно, наверняка с точки зрения психологии крайне интересно, почему 60-70-летние политики в принципе так стараются даже в своём возрасте за что-то там цепляться, всё ещё пытаться быть успешными. Как сказал бы небезызвестный школьникам Юрий Дудь: «Ыеыеыеы, ну в учебниках уже про него/них написали, такой-то полуостров уже присоединил — зачём, ыеыеыеые, ему это всё? Может, пора на пенсию?». На это мы ответим, что политиков, как и спецслужбистов, бывших не бывает — такое уж у них сформировалось строение психики. А в некоторых странах, хех, эти призвания даже могут совмещаться или взаимозаменяться.
Так что ниже мы не станем копаться в биографиях разных политиков слишком детально — а то как-то бууууэээ, знаете ли. Но перечислить тех, кто успеха в 70 лет таки добился, мацой не подавился — перечислим. ВНИМАНИЕ: можно перечислять в том числе и вымышленных, и мифических персонажей, за исключением тех из них, кто бессмертен или как-то не по-человечески долгоживущ — потому как для этих персон что 70, что 700 лет фиолетово.
Примеры[править]
Реальная жизнь[править]
Египет[править]
- Пиопи II — пожалуй, самый известный фараон-долгожитель, непонятно какими благословениями Осириса протянувший аж до 100 лет с лишним (sic!). Точный год рождения этого тролля смерти науке неизвестен, зато мы знаем годы его правления — примерно 2300—2206 гг. до н. э. — 94 года правления есть мировой рекорд для всех времён и народов. При этом на трон Пиопи взошёл в 6-летнем возрасте). Так что за точку «расцвета» возьмём 2236-ой год до рождения Самого. Итак, к этому времени за него сначала успели поправить его ближайшие родственники; которых он затем довольно тщательно, по-фараонски похоронил; отправил своих полководцев в несколько завоевательных походов на Нубию и на Синайский полуостров; отреставрировал несколько древних храмов и гробниц; усилил местное самоуправление, усилив номархов в их номах; ну и, конечно же, успел выбрать место для своего собственного захоронения (неизвестно, угарал он или нет…). В общем, молодец, да и только.
Россия[править]
- Вячеслав Михайлович Молотов (1890—1986) — дожил до завидных 96 лет, до того успев позанимать многие высшие должности в СССР. В 70-летнем возрасте, то есть в 1960-е — член Президиума ЦК КПСС. Мюллер прав.
- Владимир Владимирович Путин (1952-?) — пока что самый актуальный для всех нас пример, ведь ровно 70 лет ему исполнилось 7-го октября 2022-го года. Срач по поводу того, успешный или неуспешный Путин политик, «предсказуемы и поддаются контролю», но вряд ли кто-то станет спорить с тем, что сейчас наш неоднократный президент качественно зачистил политическое пространство своей страны от противников, по большей части превратив тех в своих марионеток, его СМИ и вертикаль власти сейчас отлажены и выстроены так, что оппозиция находится в самом плачевном положении, а сама Россия впервые за долгое время решилась на открытое противостояние Западу — к добру или к худу.
- Таким образом, пока неясно, обернётся ли всё, что происходит сейчас, для Путина вечным почитанием ушедшего полубога и отца нации, или же станет той самой последней роковой ошибкой, низвергающей его до уровня презренного смертного, карточного игрока, проигравшего состояние — но Путин-политик сейчас явно находится на неком пике своей формы, и вот-вот начнёт поставлять товарищам летописцам новый материал для запечатления.
- Владимир Вольфович Жириновский (1946—2022) — на момент смерти ему было 75 лет, а вот в каком состоянии он находился в 70? Что ж, тогда ещё и никто не мог предвидеть, что этот бойкий и громкий старик вот-вот уйдёт (хотя, конечно, это всё равно оставалось делом случая и шансом для ближайших соратников в ЛДПР). А в плане успеха сын юриста и русской занял очень высокооплачиваемое и тёплое местечко спикера в Госдуме и лидера партии, финансируемой из казны. При этом вполне реальный шанс победить и занять президентское кресло в самых жёстких выборах нулевых он упустил — но всё же последние годы явно жил получше многих молодых да горячих.
- Геннадий Андреевич Зюганов (1944-?) — лидеру КПРФ сейчас 78 лет. И ситуация у него примерно та же, что и у Жириновского, только тянуть срок удалось получше.
Германия[править]
- Вильгельм I (1797—1888) — император дожил до 90 лет. На момент 70-летия уже был королём Пруссии, зимой 1868—1869 гг. одобрил представленный ему начальником генерального штаба Мольтке план войны с Францией, которая, как известно, принесёт Германии победу и высокий статус в Европе. Вскоре Вильгельм также получит и титул общегерманского императора — так что 70 лет иногда даже возраст не расцвета, а первоцвета.
Великобритания[править]
- Виктория I (1819—1901) — прожила 82 года. Несмотря на общеизвестный факт, что английские короли со времён Славной революции теряли всё больше прав и всяких там абсолютистских полномочий, именно Виктория стала той, кто напоследок «оторвался» сразу за всех своих преемников. К 70 годам, несмотря на неснимаемый с момента смерти мужа траур, стала Императрицей Индии; вдоволь полавировала между вигами и тори в их неустанном политическом соперничестве; успела отметить золотой (50-летний) юбилей восшествия на престол, на котором её поздравляли 50 королей и принцев. Несмотря на то, что для нашего списка королева пришла к власти слишком уж спокойно — ни тебе дворцовых переворотов, ни установления новой правящей династии — за года правления Виктории её образ постепенно обретала культовый статус, что вылилось в такие понятия как «викторианский век», «викторианский стиль», «викторианская мораль».
- Уинстон Черчилль (1874—1965) — дожил до 90 лет. В 1945-ом году во главе одной из стран-союзников вышел победителем из самой ужасной войны в истории, и некоторое время ещё пользовался бешеной популярностью, не увядающей и поныне (хотя ряду британских офицеров успел и поднадоесть) — а всего лишь через год господин Черчилль произнесёт Фултонскую речь, окончательно обессмертившую его имя на Западе и перевернувшую страницу истории на время скорого создания НАТО и начала грызни двух сверхдержав.
Чили[править]
- Аугусто Пиночет (1915—2006) — дожил до 91 года. В 70 лет, то есть в 1980-е, по итогам плебисцита по проекту Конституции был без выборов был объявлен «конституционным президентом на восемь лет с правом переизбрания на последующие восемь лет». Кто там что там говорил по поводу прозаседавшихся?
Вымышленная политика[править]
- Звёздные войны — Палпатин/Дарт Сидиус (согласно новому канону, 84 г. до битвы при Явине (ДБЯ) — 35 ПБЯ) — всего прожил, таким образом, почти 120 лет! А его величайший триумф — основание Галактической Империи пришлось на 19 ДБЯ, то есть когда набуанцу было только 65 лет. Последующие 19 лет вплоть до начала конца последовательно проводил всё более и более авторитарные реформы: роспуск армии клонов и замена её призывниками и штурмовыми корпусами; слияние бывших республиканских и сепаратистских астроторий в монолитное пространство, плюс постоянные завоевания и экспансия; повсеместное обязательное введение Кода цепи (идентификационного маркера с биографической информацией о носителе — фактически, более совершенный аналог нашего паспорта); судебные реформы, усиление моффов и губернаторов (а затем и делегирование им широких полномочий вкупе с роспуском Сената), и так далее — что-что, а захватывать и удерживать власть ситх умел!
- Кроме того, даже ряд крупных поражений и уничтожение Империи не сразу привело к полному краху самого Сидиуса: он ещё сумел, подобно Гэри Селдону в «Основании» Азимова, основать целых два особых центра «сохранения наследия великой Империи» — Первый и Последний ордены. И эти организации, действуя вместе и подгребая под себя один имперский Осколок за другим, чуть было не повторили триумф старой Империи — пусть и значительно более грубыми, солдафонскими методами.