Last House on the Left
«Последний дом слева» — дом последний, а вот фильм для Уэса Крейвена — первый. Также является одной из первых картин в эксплуатационном поджанре «Rape & Revenge». Переценить же его значение для жанра хоррор невозможно — без «Последнего дома слева» не состоялось бы карьер Уэса Крейвена и Шона Канингема, а следовательно, мы не увидели бы ни «Кошмара на улице Вязов», ни «Крика», ни «Пятницы, 13-е», ни, возможно, «Техасской резни бензопилой», поскольку именно эта картина, поговаривают, подарила Тоби Хуперу идею использовать сей инструмент не по назначению (у Хупера на сей счёт была другая версия). Вот где ужас-то!
Сюжет фильма и для своего времени не отличался оригинальностью — по сути это переосмысление фильма Ингмара Бергмана «Девичий источник», который, в свою очередь, основывался на старинной скандинавской балладе о банде бродяг, убивших невинную деву и попытавшихся сбыть её платье её же родителям. С закономерным исходом — отец девушки скотов порешил. Вот только в те времена не было бензопил… Однако шуму фильм Крейвена наделал немало, его постоянно требовали запретить, цензурировали и пикетировали. Тем не менее, некоторые критики на удивление неплохо приняли фильм, отметив его сильный социальный посыл и талант Крейвена как постановщика (чистоплюи, конечно, всё равно изошлись на дерьмо). Тему столкновения человеческого и звериного Крейвен потом успешно разовьёт в следующем своём фильме. Данное же творение породило кучу подражаний и «неофициальных ремейков», а также ремейк официальный.
Сюжет[править]
Жила-была милая девочка Мэри Коллинвуд с заботливыми мамой и папой. Свой семнадцатый день рождения она решила отметить, отправившись с подружкой Филлис в город на рок-концерт. Филлис была не столь хорошая девочка — могла и побухать, и травки курнуть, и с мальчиками крутить… Вот, кстати, и мальчик — и кажется, у него есть травка! Айда к нему?
Вот только мальчик оказался сынком матёрого уголовника Крюга Стилло, который как раз сделал ноги из тюрячки со своим закадычным корешом по кличке Хорёк. Сейчас эти двое вместе с Меньшим Стилло и подружкой Крюга Сэйди кантовались в каком-то клоповнике на городской окраине. После появления двух смазливых школьниц вечер перестал быть томным. Утречком бандиты вывезли несчастных девушек в ближайший лес, где после долгих издевательств жестоко убили, а сами, отмывшись и переодевшись, стали искать ночлега. Каковой по стечению обстоятельств нашёлся в доме бедняжки Мэри…
Персонажи[править]
Положительные[править]
- Мэри Коллинвуд — хорошая девушка.
- Филлис Стоун — не столь хорошая девушка. Вовлекла подругу в эту ужасную историю, но самоотверженно пыталась вытащить.
- Джон Коллинвуд — отец Мэри, добродушный пожилой врач.
- Эстель Коллинвуд — его супруга, привлекательная женщина бальзаковского возраста, заботливая жена и мать.
- Шериф — добродушный толстяк, но, увы, явно занимает не своё кресло. Честно старается «служить и защищать», но в процессе постоянно попадает в дурацкие ситуации.
- Помощник шерифа — ничуть не умнее.
- Ада, ехидная негритянка.
- Почтальон. Разносит почту.
Крюг и компания[править]
- Крюг Стилло — главарь банды, беспощадный отморозок, садист и адский папаша, подсадивший родного сына на героин, дабы сделать его совершенно управляемым. Судя по внешности и фамилии — итальянец. (Сам актёр Дэвид Хесс — таки нет.)
- Фред «Хорёк» Подовский — закадычный дружок Стилло. Самоуверенный мерзавчик, щеголь, вуайерист, серийный насильник и педофил — словом, личность весьма разносторонняя. Судя по фамилии — из клятых ляхов.
- Сэйди — боевая подруга мистера Крюга. Садистка не меньшая, чем её дружок, склонна к вспышкам бессмысленной жестокости. Не брезгует и девочками.
- Меньшой Стилло — жалкое, затюканное создание. Ужасается «подвигам» своего папаши и даже проявляет задатки Алибабаевича, но для полноценного бунта слишком слабохарактерен.
Что тут есть[править]
- На тебе!: имя «Крюг» — сокращённое от фамилии «Крюгер». Да-да, того самого хулигана, который колотил маленького Уэса в детстве, и чьё полное имя тот потом окончательно прославит в «Кошмаре на улице Вязов».
- Диссонирующий саундтрек — в фильме постоянно звучат весёлые или лирические песни. Причём в исполнении «главгада» Дэвида Хесса, профессионального музыканта.
- Эмоциональные качели — сцены издевательств над девочками то и дело перебиваются приключениями незадачливых копов, пытающихся их отыскать.
- Ружьё Чехова — цепочка, которую отец подарил Мэри, и которую Эстель потом заметила на шее у Меньшого.
- Антиреклама наркотиков — достаточно посмотреть на Меньшого. Он ещё и «спалил контору» в результате отходняка (и угрызений совести). Да и Мэри с Филлис сгубило желание разжиться дешёвой травкой.
- Бестолковая полиция — шериф и его заместитель — некомпетентные шуты. Они даже покупаются на заявление Крюга, что он проповедник.
- Отвратительные зэки — педаль в асфальт.
- Зловещий иностранец: судя по внешности и фамилии, Крюг — итальянец (сам актёр Дэвид Хесс — таки нет), а Хорёк — поляк.
- Несовместимая с жизнью похоть — стоила жизни всем бандитам, но особенно дорого — Хорьку, который воистину не той головкой думает.
- Боже мой, что же я наделал! — Меньшой. Хотя он-то как раз ничего особо и не делал… только заманил девчонок.
- Гомосексуал по обстоятельствам — садисты заставили бедных девчонок заняться лесбийским сексом.
- Наделать в штаны — Филлис заставили обмочиться потехи ради.
- Ну что, красивая, поехали обратно? — Филлис и Мэри почти удалось сбежать.
- Мачете — чтоб мочить — Крюг им охотно пользуется.
- Гуро — участь бедняжки Филлис.
- Фан-диссервис — сцена изнасилования Мэри. Особенно когда ублюдок Крюг напускал слюней на её перекошенное болью лицо.
- ГЭС — у Мэри после ужасной гибели Филлис и жестокого изнасилования.
- Now I Lay Me Down to Sleep — положенная на музыку молитва звучит в сцене убийства изнасилованной и потерявшей рассудок Мари. Выглядит душераздирающе, кажется, даже отморозки в этой сцене заметно погрустнели.
- Визуальная отсылка — Мэри, плывущая в озере, как Офелия на знаменитой картине Милле.
- Наглая ложь — за ужином Меньшой срывается и начинает причитать: «Ради Бога, простите меня!». Крюг, который выдаёт себя за бизнесмена, путешествующего с женой, сыном и компаньоном, немедленно находится: «У нас тут из-за его ошибки крупная сделка накрылась — до сих пор убивается!»
- Мама-медведица — Эстель.
- Папа-волк — Джон.
- Осторожно, доброта! — за свою дочь эти безобидные, добрейшие люди порвут. Буквально.
- Я профессор, моя жена профессор… — но эти подонки изнасиловали и зверски убили нашу дочь, а потом ещё и имели наглость попроситься на ночлег в наш дом?!
- Оторву твой длинный… — Эстель, изображая тяготящуюся браком дурочку-домохозяйку предлагает Хорьку минет за домом. Связав ему руки за спиной для «остроты ощущений». Тупоголовый бандит на это с радостью соглашается.
- Ошибка Ботвинника — напрасно Джон понадеялся на ружьё.
- Верная бензопила выручила, однако.
- Поворот направо совершает Меньшой. Толку мало, но всё-таки он выгадал время Джону.
- Довести до самоубийства — Крюг ломает волю сына, требуя, чтобы тот сунул пистолет в рот и вышиб себе мозги. Меньшой так и делает.
- Ой, бл… — когда озвездюленный слабак вдруг появился из подвала с ревущей бензопилой в руках.
- Закадровое гуро — расправа над Крюгом.
- Девочки бьют девочек — Сэйди гибнет от рук Эстель.
- Форсированный метод Станиславского — на съёмках Дэвид Хесс обращался с девчатами немногим лучше своего персонажа (разве что не насиловал). Под конец съёмочная группа почти уверилась, что перед ними действительно отпетый уголовник, так что остальные актёры старались держаться от него подальше.
Ремейки[править]
Официальный[править]
Выпущен в 2009 году. Сюжет остался прежним, но, как водится, претерпел некоторые изменения.
- Алибабаевич — тут уже полноценный.
- Ружьё Чехова – педаль в пол. Кроме медальона тут есть: умение Мэри плавать, профессия Джона, сарайчик возле озера, бутылка вина от брата Эммы и сломанная микроволновка.
- Сменить имя в адаптации: Эстель стала Эммой, Меньшой — Джастином, Хорёк Фред — Фрэнсисом, Филлис — Пейдж.
- Пощадить в адаптации — Мэри и сын Крюга.
- Другая смерть в адаптации — член больше не откусывается, бензопилой не пользуются. Зато используют микроволновку.
- И измельчитель!
- Светлее и мягче, хотя манера съёмки, наоборот, стала темнее и острее — потому что Мэри и сын Крюга остаются живы.
- Упростили и опошлили — на взгляд автора статьи. Оригинальный фильм играл на контрастах — чудовищные зверства происходили на фоне прекрасного осеннего леса в сопровождении веселых и лиричных песен; новый снят в сумрачных тонах, и музыка в ключевых моментах бьёт по мозгам — а то, блин, мы не догадаемся, что происходит что-то ужасное!
Неофициальные и подражания[править]
- «Убийства в ночном поезде» 1975 года — ушлые макаронники как всегда подсуетились. Сюжет практически идентичен, только тут двумя отморозками, насилующими девушек в поезде, руководит скучающая богатая дамочка. Которой, вдобавок, удаётся выставить себя невинной овечкой и избежать расправы. Расчленёнки поубавилось, зато одну из девушек лишают невинности ножом.
- «Хаос» 2005 года — уже американский неофициальный ремейк. От оригинала отличается неприемлемым финалом (злодей в итоге посмеялся последним), сменой расы убитой девушки и её родных (что повлекло за собой поднятие темы шовинизма), а также хреновой кинематографией, поставившей крест на всём этом.
- «Дом на краю парка» — уже не столь явное сдиралово: отморозок в исполнении всё того же Дэвида Хесса, убивший и изнасиловавший девушку из высшего общества, вместе со слабоумным приятелем берёт в заложники компанию золотой молодёжи. Несколько крепких молодых ребят и их подружек покорно выполняют требования ублюдка, вооружённого… Дробовиком? Не-а! Пистолетом? Не-а! Мачете? Снова мимо. Вооружённого бритвочкой. Нет, это не они идиоты, и не сценарист, идиот — маньяк, не вкуривший, что это ловушка.
Уэс Крейвен | |
---|---|
Фильмы | Последний дом слева • У холмов есть глаза • Кошмар на улице Вязов • Змей и радуга • Электрошок • Люди под лестницей • Крик • Ночной рейс |
Фильмы-триллеры |
---|