Эмоциональные качели
Ты меня из рая
прямо в ад бросаешь,
а потом из ада
поднимаешь в рай.
Жизнь для нас — что игра в орла и решку:
Смех и слёзы вперемешку…
Неизвестно порой, за что мы любим
Полосатую жизнь. Ах, не надо зря портить нервы:
Вроде зебры жизнь, вроде зебры.
Чёрный цвет, а потом будет белый цвет —
Вот и весь секрет!
Комическая сцена! Искромётные реплики! Массовый надрыв живота у аудитории! Буквально через секунду кто-то умирает. Не в шутку, а всерьёз. Именно тот, кто только что смешно шутил. Концентрировнная слезогонка. Бешеный гнев выживших. Экшн, возможно, с переходом в экшн-понос. И вдруг прямо посреди кровавого мордобоя — весёлая и, главное, уместная шутка! И мы опять надрываем животы. И так всё время, на протяжении всего шоу.
Дорогая аудитория, спасибо, что ты посетила наш весёлый аттракцион «эмоциональные качели»! Заходи к нам ещё, мы всегда рады тебя видеть!
В одном из учебников по сценарному мастерству даётся такой совет — чередовать позитивные моменты с негативными. И амплитуда раскачки должна увеличиваться вместе с приключением героев. Гарри узнает, что он волшебник — родственники продолжают делать ему нервы. Он получает деньги в банке — сталкивается с противным Драко Малфоем. Но иногда авторы выжимают педаль в пол, чередуя хаханьки с серьёзной драмой.
Если автор знает своё дело, то эмоциональные качели работают как надо и обеспечивают то, что качели и должны: захватывают дух. Но если автор знает своё дело неважно (или у него просто плохой день), аудитория легко может вылететь с эмоциональных качелей в хиханьки или в депрессию… и весь эффект насмарку.
Примеры[править]
Вот так мое пытают сердце:
Воспламеняют нежным взглядом,
Но стоит сердцу разгореться —
Надменным остужают хладом.
Сгорю ли я, сгорю ли я, сгорю ли я в горниле страсти
Иль закалят меня напасти?
Театр[править]
- Вильям наш Шекспир. Старше, чем пар.
Литература[править]
- «Тарас Бульба» — Гоголь жмёт педаль в пол: комическая сцена может перейти в описание резни и погрома на той же странице.
- Густав Майринк, экспрессионист пражской школы рубежа XIX—XX веков, — король этого тропа.
- Особенно "Как доктор Иов Пауперзум принёс своей дочери красные розы", да и много чего. Буквально в соседних строках можно расхохотаться и расплакаться.
- 87th Precinct — Макбэйн любит, умеет, практикует. Описывать в духе «Троих в лодке», как капитан Фрик собирается штурмовать квартиру, где засел преступник с заложниками, а потом — написать, как преступник задушил своего ребёнка и сдался? Запросто.
- Донасьен Альфонс Франсуа де Сад, «Жюстина» — шутки ради. Вольная цитата: некоторые из читателей настолько жестокосердны, что их ничуть не трогают страдания несчастной невинной крошки Жюстины, а они только жаждут разврата. Так вот, для них мы имеем сообщить, что…
- Стих Аллы Шараповой. Начинается с хиханек, а концовка…
- Что такое красота?
- Это дом, где два кота.
- Что такое теснота?
- Это дом, где три кота.
- Что такое чистота?
- Это дом, где нет кота.
- Что такое пустота?
- Дом, где был — и нет кота.
- Юрий Нестеренко, «С утра у тирана нынче хандра»:
А как хорошо все было вчера, все пело хвалу властям,
Всю щедрость души, всю роскошь двора тиран предлагал гостям.
И как невзначай, случайно совсем, печатали шаг войска!
И этот намек понятен был всем, а нынче тоска, тоска.
И речи вились узором похвал, и даже тиран свой тост
Поднял за народ, который призвал его на высокий пост.
Истратив набор напыщенных слов, он выпил и закусил…
И в этом момент один из послов о сыне его спросил.
- Р. Киплинг, «Последняя песня Честного Томаса»: внутримировой пример - именно это Томас Рифмач устраивает королю, когда поёт для него.
- «Уловка-22» Джозефа Хеллера. Поветстование начинается в духе Война — это смешно, а потом постепенно перетекает в Война — это кошмар.
Кино[править]
Так неумышленно, но могут действовать рекламные паузы посреди серьёзного кино. Героиня узнает, что её семья погибла в концлагере, но вот по экрану уже скачут веселые девицы в купальниках! Поскольку такие качели не продумывались и эффект их совершенно неуместен, вдумчивый зритель, для которого транслируемый фильм это не бубнилка на заднем плане, как правило, в такой момент с качелей вылетает, и отправляется на торрент ставить DVD диск.
- «Отряд самоубийц» (2016) — из-за того, что чёрноюморные сцены (которыми, по идее, фильм должен быть переполнен, что отличало бы его от других фильмов киновселенной DC и приближало бы его к фильмам киновселенной Marvel) СЛИШКОМ часто чередуются со сценами пафосными и драматическими, при просмотре фильма возникает когнитивный диссонанс. Это является одним из недостатков фильма.
- Джосс Уэдон любит этот приём!
- «Пипец 2» несколько раз прыгает от сортирной комедии до мрачной драмы.
- «Спеши любить» в начале кажется лёгкой комедийной мелодрамой, но потом героиня говорит что она больна раком крови и фильм сразу становится тяжёлым и грустным.
- «Хэнкок» меняет тон во второй половине, причём без особых причин. Вместо комедии включается пафосный боевик, даже цветовая гамма меняется с оранжевой на синюю.
- «Страшная воля богов» — С прикрученным фитильком. Фильм японский, так что ничего странного в полном фарсе нет, но начало фильма серьёзное и местами реально пугающее (хотя и в нём есть немало маразма).
- «Именинница» — в графе «жанр» указана комедия, но, смотря первую половину, забываешь об этом — она совсем не смешная, но потом комедия включается и фильм оказывается довольно позитивным.
- «Малхолланд Драйв» — педаль в земную кору. В два с половиной часа умещаются: выполненная в ярко-оптимистичной стилистике пятидесятых история юной талантливой актрисы, покоряющей Голливуд и параллельно ведущей детективное расследование; конспирологический триллер про мафию и людей в чёрном, которые втайне управляют Голливудом; хоррор про инфернальную сущность, живущую за обычной закусочной; чёрная комедия а-ля Тарантино про неуклюжего киллера, который вместо одного человека убил троих людей и пылесос; лесбийская любовь; вывих мозга на тему параллельных реальностей и мистических декадентских клубов; и, наконец, психологическая драма про жизнь и трагическую смерть актрисы-неудачницы.
- «Человек, который убил Дон Кихота» — 2/3 фильма представляют собой фантасмагорическую комедию положений, от которой все надрывают животики. В последней трети и особенно финале тебя швыряют головой вниз прямо в душераздирающую драму и трагедию.
- «Точка кипения» Такэси Китано — фильм скачет между комедией и трагедией несколько раз, очень смешной эпизод может внезапно закончиться смертью кого-нибудь из главных героев, и заканчивается всё трагически.
- То же, вид сбоку: «Воспоминания об убийстве» Пон Чжун Хо. Вроде бы мрачный детектив про поиски маньяка, убивающего женщин в провинциальном Хвансоне — но герои так часто ведут себя как тупые копы из криминальных комедий, что порой пробивает на ржач. Например, у автора получилась очень смешная… сцена пыток!
- Его же фильм «Паразиты» мастерски эксплуатирует этот приём.
- Довольно частый атрибут фильмов Марвел. Только что умер один из главных героев? Давайте покажем как другой главный герой отвлекает главгада танцем! Кто видел не забудет.
- «Экипаж» (2016) — момент, когда сначала показывают погибшую жену капитана, а уже через несколько секунд, в следующем кадре, от феерии происходящего становится смешно.
- Это где ж в Экипаже такая сцена, если жена героя Машкова тихо и мирно сидит во время рейса дома?!
- «Жмурки». Просто «Жмурки». Начинаясь с классических чёрных хиханек фильм становится всё темнее и острее, так что в третьей четверти уже становится гораздо более жутко, чем смешно. И в конце снова хиханьки, уже даже не чёрненькие, а серенькие. И, в качестве десерта, несколько ужасных откровений у холодильника.
- Индийское кино — отдельная тема. Практически все режиссёры Болливуда это любят и практикуют, многие даже умеют и умеют хорошо. Песни и пляски просто перемежаются со слезогонкой — в самом примитивном случае. В сложном — это действительно психологически выверенный, красивый раскачивающий механизм. Под фильм хорошего режиссёра нередко пускаются в пляс математики, поют программисты и пускают слезу бородатые сикхи. Русскоязычный зритель, как правило, с качелей не улетает, вопреки расхожему штампу, современная индийская кино-драматургия существенно выросла со времён «Зиты» и «Танцора».
- Очень любил использовать эмоциональные качели великий режиссёр Георгий Данелия. Особенно это заметно в фильмах «Не горюй!» и «Совсем пропащий» — комические сцены чередуются с внезапными и жёсткими смертями персонажей. Педаль в пол продавлена в фильме «Осенний марафон» — за сценой вызволения смешного иностранца Хансена из вытрезвителя («Андрей, а я алкач?») следует совершенно душераздирающая ссора Бузыкина с женой.
- «Семь невест ефрейтора Збруева». Большая часть фильма — лёгкая эксцентрическая комедия, но последние 20 минут получились серьёзными и грустными.
- «Обыкновенный фашизм» (1965). Начинается с язвительного высмеивания поведения Гитлера, да и нелепости нацистской идеологии в целом, затем переходит к демонстрации кадров из концлагерей.
Телесериалы[править]
- Supernatural — Педаль в пол. Настроение меняется постоянно, даже по ходу одной сцены.
- Джосс Уэдон любит этот приём!
- «Нация Z» — Даже на фоне нередкого абсурда происходящего, комедийные моменты часто перемешиваются с неплохой драмой.
- «Саша+Маша» — типичный ситком ТНТ, отличающийся от остальных довольно частым затрагиванием серьёзных тем и даже смертью персонажей. Причем смысла почти никогда в этом не было — просто идёт типичная серия, и тут случается что нибудь грустное, причём героев это ошарашивает не меньше.
- Этим часто грешат заявленные комедийные сериалы с неслабой примесью драмы — их даже прозвали «драмеди».
- M.A.S.H — зачётнейшая драмеди!
- Иногда такое встречалось в сериале «Сваха» — одна серия началась в духе «перевоспитаем закоренелого женоненавистника»… который, оказывается, вовсе не потребительски относится к браку, а не хочет больше влюбляться, потому что пережил какую-то трагедию (не говорится какую), а невеста, которую весело раскручивали на повторные свидания, оказывается, смертельно больна, а вовсе не пользуется мужчинами, как можно было подумать.
- В другой серии неожиданно поднимается вопрос выбора между друзьями, родной страной и любимым человеком. Очень комедийный сериал.
- Роковой Патруль (Doom Patrol) очень радикально отличается настроением от одного эпизода к другому: одна серия чисто комедийная, вторая абсурдистская, третья вызывает радость и позитив, четвертая погружает в пучину трагедии.
Телевидение[править]
- «Следствие вели…» с Каневским — поскольку основная тематика передачи — криминальные истории Советского союза, то для рассказа про некоторые культурные реалии делаются перебивки в резко контрастирующем стиле светлого советского прошлого, которые обрываются на том факте, как это связано с преступлением (например, как жертва убийства участвовала в кружке радиолюбителей и т. п.).
- «Городок» — весь юмор строится над контрасте между страшным и смешным. Контрольный выстрел наносит довольно-таки грустное Послесловие, прямо во время которого звучала знаменитая одноименная песня А.Варум.
Мультфильмы[править]
- «Падал прошлогодний снег» — смешно и разухабисто, пока Мужик не достаёт дудочку и не начинает играть на ней ТАКУЮ жалобную мелодию…
- «Смех и горе у бела моря» — почему такое странное название? До заключительной вставной истории непонятно. После — ещё как понятно.
- «Король лев» — у Симбы с Муфасой состоялся серьезный философский разговор, и уже в следующей сцене на экране жалующийся на пострадавшую от Муфасы задницу Банзай. Но гораздо более яркий пример — трагедия в каньоне. Муфаса погиб, Симба в отчаянии осознал это, Шрам убедил его, что это именно его, Симбы, вина, убедил убегать, куда глаза глядят, и отправил за ним гиен, чтобы избавиться от потенциальной угрозы, гиены почти настигают львенка, и тут одна из них (все тот же Банзай) летит задом в колючие заросли на потеху успевшим расплакаться от переживаний зрителям.
Мультсериалы[править]
- South Park, родимый.
- Инверсию этого тропа очень любит Gravity Falls.
- BoJack Horseman. Амплитуда качения растет по экспоненте.
Музыка[править]
- Основной творческий метод метал-группы System of a Down.
- «Оргия праведников» нежно любит этот троп. Переключиться с лирической баркаролы на эпическую повесть об Апокалипсисе, оттуда на залихватский панк-рок, а с него на шуточную пастораль? Легко! Уронить воспоминание о детстве в трагедию и безысходность? Пожалуйста! Обратить песню о войне в возвышенный лиризм? Тоже можно! На концертах амплитуда качелей ещё возрастает.
- Собственно, Калугин подчёркивает, что в каждом альбоме, на каждом концерте обязательно будет вставлено что-нибудь «низкое», стёбное, дабы никакой чудик не объявил, что махатма Калугин наконец-то образумился и стал петь «только о высоком».
- «Порнофильмы» прямо подчеркивают троп в названии предпоследнего альбома «В диапазоне между отчаянием и надеждой». Содержание также соответствует: начиная с социальщины вроде «России для грустных» и «Системы» и заканчивая лиричной «Я так соскучился».
Аниме, манга, ранобэ[править]
Просто аниме. Устроить грустную сцену до, после, вместе и вместо весёлой, а затем ровно наоборот — едва ли не основной признак почти всех хороших аниме. Причём это нисколько не зависит от жанра.
- Босоногий Гэн же — трагический сюжет не так сильно бы по мозгам бил, если бы изредка повествование не перемежалось с позитивными моментами. Самые эпичные качели — жизнеутверждающий конец сюжетной линии художника и сразу же огорошивание героя и зрителя смертью младшей сестры героя. Но и тут качели двигаются обратно, когда на земле несмотря ни на что прорастает пшеница.
- JoJo's Bizarre Adventure на том и стоит.
- Как и Angel Beats!. Серия может начаться раздолбайской комедией, продолжиться вполне серьезным боевиком и закончиться трагическим флэшбеком. Всё это как-то умудряется гармонично сосуществовать.
- Беспокойный кентавр. В одной сцене девочка-кентавр со своими подружками-зверолюдками обсуждает, пардон, привлекательность письки. В следующей сцене нас ждут флэшбэки из нацистского концлагеря…
- Higurashi no Naku Koro ni: Gou — 15 и 16 серии особенно. В 15 серии вроде бы начинается очередная арка, герои собираются организовать аукцион, находится давний знакомый Рики Акасака, который обещает защитить ее, которому она улыбается — в следующем кадре она улыбается уже от бессилия, с перебитыми ногами, в пылающем доме, рядом с обезумевшим Акасакой. А впереди еще четыре мучительных варианта смерти ее и ее друзей, в т. ч. от руки Кэйти. В 16 серии наоборот — первая половина посвящена крайне тело- и душещипательной беседе Рики и Сатоко, пока Сатоко рубит и вырывает ей кишки, и самообвинению Рики в желании сбежать из Хинамидзавы…зато во второй Рика спокойно играет с друзьями в пляжный футбол, и до самого Ватанагаси не произошло ровным счетом абсолютно ничего плохого, и во время него все проходит мирно. 20 серия тоже подойдет: Сатоко в надежде вернуть Рике былой задор организует ловушку, но впервые ловушка кого-то ранит до крови. Сама Рика и словом не обмолвилась, но одна из ее новых подруг выдала Сатоко, и ее посадили в натуральный карцер, а потом перевели в особый класс для отстающих…Во второй половине неожиданно герои вновь собираются вместе, веселятся и дурачатся как в былые времена — а потом Сатоко бродит по пустеющей деревне, видит старую школу готовой к сносу, а их старый дом разрушенным метелью.
- Hataraku Saibou — после того, как Стероид устраивает полный разгром в организме, он разряжается, и у него из головы выскакивает флажок с ироничной надписью «Спасибо за ваш выбор».
Видеоигры[править]
- Как и в случае с аниме, в японских играх данный троп зачастую применяется. Например:
- В серии Yakuza мы имеем достаточно мрачную криминальную историю о трудовых буднях японской мафии… которая временами превращается в весёлую фарсовую комедию. А уж как отрывается Горо Мадзима на караоке – это надо видеть. Кстати, он трагический персонаж, между прочим.
- Tales of Berseria — угадайте, кого встречает в тюрьме жаждущая мести демонесса, которая несколько лет назад пережила трагические события? Чокнутую ведьму в костюме Арлекина! А потом мы видим, как девушка-малахим жертвует собой. А после кораблекрушения… встречаем милого котика.
- И так далее…
- «Xenus: Белое золото» — на протяжении всей игры, хоть мы и расследуем загадочные смерти, герой отпускает шутки разной степени циничности, трахается при случае и всячески угорает. Но концовка отличается неожиданной серьёзностью и с претензией на философский взгляд об отношениях захваченных народов и потомков колонизаторов. Менее мощные качели появляются при других миссиях основного сценария.
- Fran Bow — тут уж происходит настоящая эмоциональная карусель. Сама по себе игра весьма трагична, но по пути ещё и не раз удаётся ужаснуться (а иногда и умилиться) неожиданно возникающей расчленёнке и пейзажному гуро, улыбнуться от детских непосредственных комментариев главной героини и забавной мультяшной рисовки, а то и испытать всё это вместе в разной последовательности и в разных пропорциях. Это ещё если не брать в расчёт лихо закрученный сюжет квеста, полный логики сна, эвкатастроф и всех кого можно из машины.
- То же можно сказать и о следующей игре студии KillMonday — «Little Misfortune».
- Criminal Case — вся игра, в режиме педаль в асфальт. Игроку предлагается быть детективом, расследующим убийства, сеттинг — мир-помойка, убийцей может оказаться кто угодно, хоть обаятельнейший второстепенный персонаж, хоть ваш же коллега, некоторых жертв и даже убийц жаль до слёз… и все это на фоне лёгкого юмора и временами бафоса. Хотя порой всё же перегибают палку.
- Серия Borderlands — юмор, чёрный юмор, веселуха, пиф-паф… встречайте полное чудовище… снова веселуха и пиф-паф… а давайте-ка пнём вот эту собачку… опять чёрно-юморной пиф-паф… симпатичный персонаж получает участь хуже смерти… снова бодрый юмор и пиф-паф…
- Metro Exodus — радостный момент свадьбы Степана и Кати внезапно рушится, когда Анна вдруг начинает кашлять кровью.
- Undertale — Тоби Фокс умеет удивлять игроков на каждом сюжетном повороте. Поугорали над Великим и Ужасным Папирусом? Теперь у нас намечается триллер с участием яростной рыбо-женщины. Потом снова комедия, но на этот раз с участием метросексуального робота. Затем слезогонная история Дриимуров… А если вы решили таки пройти игру на геноцид, то игра превращается в лютейший хоррор.
- Painkiller — почти целиком яростно-весёлый и по-прикольному мрачный мясной шутер. Кроме уровня в больнице, где чувствуешь себя откровенно некомфортно и где монстров даже жалко. И кроме последнего уровня, который просто надо видеть.
Визуальные романы[править]
- Серия Danganronpa, вся она. Кровавые или печальные моменты здесь перемежаются дурачествами Монокумы, который, на всякий случай, местный подсадной главный гад.
- Вообще, студия Spike Chunsoft знает в этом толк.
- Ace Attorney — примечательный контраст между криминальной жутью и комичностью действующих лиц.
Интернет-проекты[править]
- Веб-сериал «Confinement» — постоянно. В одной сцене надрываешь живот от смеха, а в другой уже летят кишки по всему экрану, в третьей главного героя хочется просто обнять и плакать, а потом всё снова скатывается в фарс.
- «Внутри Лапенко». Комедийный сериал, но вот последняя серия второго сезона...
- Любители настаивать на раскрытии анекдотов, следите, плиз за собой и раскрывайте все примеры. Я не знаю, что там «но вот этот инцидент с кошкой… уууу..!»