Визит в племя чудаков
Итак, вы написали фабулу для своей будущей великой саги. Но вот проблема: если сюжет будет следовать фабуле и только ей, получится не великая сага, а так, повесть. Надо бы как-то добавить произведению объёма. Что делать? Правильно, добавить визитов в племя чудаков! Если приключенцы очень спешат, поместите племя чудаков на единственный перевал через Горы Слёз, и сделайте их немирными.
Племя чудаков не всегда имеет прямое отношение к основному сюжету[1], и визит в него — самостоятельная последовательность приключений, в три раза более раздражающая, чем приключения по основному сюжету. В этой роли могут выступить дикие хищники, необузданные силы природы, но чаще всего это именно племя, деревня или город-государство, населенные чудаками.
Грамотно выполненный визит в племя чудаков может помочь автору удобно расписать подробности об устройстве его мира и дать понять, что не всё в этой вселенной крутится вокруг главгероя и его поединка со злодеем. Бестолково выполненный — дает обратный эффект, создавая впечатление, что никому, кроме главгероя, недосуг наезжать в незнакомые глухие деревни и раскрывать их многолетние тайны.
Часто оказывается моментом губастого аллигатора.
Смотри также[править]
Где встречается[править]
Литература[править]
Отечественные авторы[править]
- Н. В. Гоголь, «Мертвые души» — вокруг визитов в
племена чудаковусадьбы помещиков построен весь сюжет. - Братья Стругацкие, «Обитаемый остров» — Максим Каммерер и Гай Гаал отправляются к мутантам в поисках силы, способной сокрушить Страну Отцов. Это у них не выходит (и визит, таким образом, слабо влияет на фабулу), но мы узнаем больше об этом мире и его обитателях.
- В. Левшин, произведения про страну Карликанию и ее обитателей, аналогично и про страну Альджебру. Также и про Магистра рассеянных наук. По большому счету персонажи гостят то у одних, то у других чудаков. Сделано это для того, чтобы обычные советские (и постсоветские) школьники узнали новое из области математики.
- Мусаниф, дилогия «Прикончить Чародея» — главного героя, частнопрактикующего мага, подставляют, выставив убийцей, и он вынужден спасаться бегством, так как по его душу отправляются как местная стража, так и родственник невинно убиенного (кстати, этот родственник, как и убиенный — дракон). В попытках избавиться от столь навязчивого внимания, главный герой, заручившись поддержкой крутой телохранительницы Карин, попадает то к пещерным гоблинам-людоедам, то к мирным стимпанковским гномам, то в город женщин, в котором жительницы уже несколько поколений как низвели мужчин до роли домашних животных и племенного скота, и в итоге оказывается на острове эльфов, которым в скором по меркам их долгой жизни времени грозит вымирание (женщины практически потеряли способность к деторождению). К основному сюжету при этом непосредственное отношение имеют только эльфы, но это становится понятно только ближе к концу дилогии.
- «Волкодав» — деревня харюков, они же ронаны.
- Элеонора Раткевич, цикл «Деревянный меч» — Кенет в гостях у горцев.
- Михаил Успенский, «Там, где нас нет» — племена чудаков встречаются Жихарю и Яр-Туру буквально на каждом шагу.
- Да в общем-то вся трилогия про Жихаря пролегает через таковые племена.
- Юрий Нестеренко, «Приговор» — в начале троп используется непрерывно: и битва с дикими собачками в домике бабушки-людоедки, и посещение бродячего цирка с уродами, и даже покупка новой одежды в городке — для развития сюжета мало что дают. Не говоря уж об остановках на ночлег по всему тексту.
- А все потому, что главная идея романа — это не месть Эвелины и даже не ее отношения с Дольфом, а то, какие люди плохие, во всех мыслимых вариантах.
- Юрий Никитин, «Трое из леса» — педаль в центр Земли. Половина томов забита такими визитами и «случайными встречами» (в большинстве случаев проблемы решаются ударом секиры по чьей-нибудь буйной голове). Когда на передний план сюжета выходит Олег, становится ещё хуже: долгоживущий волхв посвящает лекции всему, что видит, забивая мозг своим несчастным попутчикам.
- Дяченко любят этот троп: племена чудаков в количестве представлены в книгах «Варан», «Медный король», «Стократ» и др. Пример удачного использования приема для раскрытия интересных подробностей о мире.
Зарубежные авторы[править]
- Создатель тропа — Гомер. «Одиссея» состоит в основном из чудаков на разных островах, которые Одиссей посещает на своем пути на Итаку.
- Аналогично романы Джека Вэнса «Глаза другого мира» и «Сага о Кугеле» состоят из сабжей на 90 %. Особенно доставляет народ, живущий ради того, чтобы получить глаза демона (это надо читать, своими словами пояснить трудно).
- Цикл о стране Оз Л.-Ф. Буама и канонических продолжателей. Практически в каждой книге появляется несколько новых племён чудаков и чудиков, одно чудесатей другого (а порой из прохождения через них по пути из пункта A в пункт B состоит весь сюжет). И почти ни одно из них, мелькнув однажды, больше не появится в сиквелах.
- «Хоббит» состоит из визитов в племя чудаков чуть менее, чем наполовину. Тролли, Беорн, пауки, эльфы и т. д.
- LotR: 1) Том Бомбадил; 2) племя Ган-Бури-Гана (впрочем, визит к этому племени оказывается очень полезным: племя снабжает роханское командование ценной развединформацией); 3) Мерри и Пиппин у энтов (Профессор постарался и сделал энтов ооочень чудаковатыми и симпатишными одновременно), результат визита ещё полезнее: племя удаётся завербовать на свою сторону в войне, хотя хоббиты близко общались всего с двумя энтами (в фильме Скородума тоже сократили). И вообще, оба произведения Профессора начинаются с визита читателя в племя чудаков. Хоббитов.
- С. Лем, «Звездные дневники Ийона Тихого»:
- 12-е путешествие. Тихий летит в созвездие Дракона к микроцефалам, чтобы прогрессорствовать. По пути ему встречаются космические бродяги выгонты, у которых нет своей планеты. Тихий помогает им, но те вместо благодарности крадут тормоз у ракеты, что усложняет начало прогрессорства на первобытной планете.
- 13-е путешествие. Тихий хочет пообщаться с Великим Гением Магистром Ох. По пути Тихого по очереди задерживают и приговаривают к наказаниям представители двух антиутопичных планет Панты и Пинты. Поводом становятся одни и те же консервированные шпроты. Узнав, что к созданию обеих антиутопий (или хотя бы одной из них) приложил руку (или щупальце?) Магистр Ох, Тихий решает вернуться домой. Но тут имеется некоторая субверсия — Лем хотел показать жизнь Панты и Пинты, а не философствование Оха и Тихого.
- 22-е путешествие. Полностью состоит из посещения чудаковатых планет в поисках потерянного ножа. Но Лем также писал больше для финальной беседы Тихого и отца Лацимона о религии и атеизме.
- 25-е путешествие. Тихий посещает чудаковатые планеты, пытаясь найти проф. Тарантогу, с которым договорились о встрече. Но профессора отвлекают новые дела и он летит все дальше и дальше. Собственно Лем писал, раздавая «подзатыльники» различным явлениям (одна планета = одно явление). Финалом оказалось знакомство Тихого с недавним открытием Тарантоги — профессор заснял беседу пятеричников.
- Книги о Муми-троллях практически состоят либо из визитов Муми-троллей к чудакам, либо из визитов чудаков в дом Муми-троллей. Собственно, там мало где выражен главный квест (разве что в первой короткой сказке «Маленькие тролли и большое наводнение» и повести «Муми-тролль и комета»): обычно имеется некий зачин для приключения, отправная точка, а задачи определяются уж по ходу. Но это один из элементов, придающих этим сказкам свою неповторимую душевную атмосферу.
- Квиддичные матчи в Harry Potter.
- Поздние книги серии «Чародей с гитарой», где наблюдается даже подсветка: один из героев жалуется, как ему надоело убегать от разных племен людоедов вместо того, чтобы идти по главквесту.
- «Лава и пепел» Дэна Грина: середина повествования обременена посещениями мест, героям совершенно ненужным — они и сами туда не стремятся, но попадают случайно, потом об этих посещениях жалеют. Вероятно, автор добирал объём.
- Умберто Эко, «Баудолино» — в поисках царства Пресвитера Иоанна компания Баудолино сталкивается с кучей таких племён: исхиаподы, сатиры, блегмы…
- Дэн Симмонс, «Гиперион». Новелла «Человек который искал Бога» представляет собой визит в племя одичавших колонистов. Правда, под конец оказывается, что они не очень-то и люди уже…
- Михаэль Энде, «Бесконечная история» — зигзагом. В первой части (про Атрейя) визиты в племена чудаков, которыми заселена вся здешняя вселенная описаны мимоходом, а подробно рассказывается только о сюжетно важных встречах. А вот во второй половине книги неожиданно оказывается, что именно мимоходом загаданные героем желания определят, чем закончится его история
- Александр Есаулов, «Звездная электричка» (укр. «Зоряна електричка») — две из четырех сюжетных линий полностью об этом. Высокоразвитые, но наделенные сравнительно человеческой психологией инопланетяне ищут своего (застрявшего на Земле) с двух концов гиперпространственного туннеля, попутно встречая местных и изучая (иногда пытаясь решить) их проблемы. В наличии: планета с фауной, развитой на уровне мезозоя (на которой, не смотря на то, что все живое хотело их убить, героям понравилось: там хоть нет «условно разумных» — видов, развитых плюс-минус на уровне людей — с их проблемами); планета-океан на уровне Средневековья, с браконьерством (как в итоге оказалось — еще и охотой на по крайней мере частично разумных существ), крайним социальным неравенством и узаконенной расправой с использованием админресурса (в виде нефигурального каннибализма); планета, населенная размножающимися делением условными буддистами, у которых нет социума и технического развития (при этом, с точки зрения этологии «наших» инопланетян, они наделены абсолютным разумом[2], что очень претит самим спасателям); планета, где коррупция победила технику безопасности, что приводит к регулярным авариям на местных живых АЭС; еще кто-то, кого я не помню. При этом, хотя чудаки — явная сатира на человеческие проблемы, собственно человечество после общения со всей этой кодлой инопланетянам показалось еще ничего.
- Эдгар Берроуз, «Земля ужаса», входящая в цикл о Пеллюсидаре. Герои в своих странствиях вынуждены проходить через племя джукан, сплошь состоящее из, в лучшем случае, не слишком адекватных или слабоумных личностей. А на худшие случаи там не особо обращают внимание.
Кино[править]
- В фильмах Star Wars в этой роли выступают разные космические звери-монстры. Поединки с астероидными червями, большими рыбами коло, ранкорами, нексу и аклаями не имеют никакого отношения к борьбе Света и Тьмы, и равно никакого в борьбе свободы с тиранией. Они присутствуют только для придания фильмам зрелищности.
Мульфильмы[править]
- «Замочек с секретом» (1985 г., по мотивам коми-пермяцких сказок). Солдат Егортан, возвращаясь домой посещает несколько таких мест: изба жадных старика и старухи (где солдат успешно прикинулся шлангом), село, где крестьянин купил сапоги, а как обуться в них не знает (что аж с крыши в них запрыгивал), ярмарка, где коробейник наторговал одних пятаков, что не донести и др. По большому счету в литературно-фольклорном оригинале было 1 локация = 1 сказка.
Мультсериалы[править]
- «Первобытный» — в четвёртом эпизоде главные герои попадают на территорию племени обезьяноподобных людей, большую часть жизни проводящих под землёй из-за страха перед летучими мышами. Один из них сохранил копьё Копья, которое протагонист потерял, и вернул обратно хозяину, когда главные герои удирали.
Телесериалы[править]
- «Скользящие», фактически, состоит из этого чуть менее, чем полностью, и лишь со временем в нём проявляется некая центральная линия.
- «Доктор Кто», состоит из этого чуть более, чем полностью, так как, по сути, не имеет основной сюжетной линии, и находит чудаков во всех областях времени и пространства, а в некоторые племена (например, человечество) периодически наведывается в разные эпохи.
- «Westworld» — японский парк почти никак не влияет на сюжет, зато отжирает полторы серии.
Аниме и манга[править]
- Slayers. Бесчисленное множество самых разнообразных племён чудаков. От самых безобидных и забавных до граничащих с деревнями со зловещим секретом. Порой вообще возникает вопрос о чём именно вся история. О главном квесте по очередному спасению мира, с попутными визитами к чудакам, или о многочисленных визитах к чудакам, а главный квест — лишь твёрдый мотив для путешествия.
- «Лулу — ангел цветов». Практически каждая серия — знакомство с новыми чудаками с целью найти «цветок с семью лепестками».
- One Piece. Весь сюжет завязан на посещении десятков островов, и почти на каждом есть такие племена.
- Pokemon (аниме). Практически каждая серия! Главный герой либо встречается с конкретным покемоном, которому посвящается весь эпизод, либо находит очередную деревушку, попавшего в беду человека, интересную пещеру и так далее. Трио команды Ракета тоже затормаживает Эша и друзей изо всех сил. Серии, где герои наконец добираются до очередного отрезка сюжетной линии, буквально тонут в этих филлерах. Впрочем, часть из них имеет результат в виде нового покемона в команде.
Видеоигры[править]
- Собственно, весь условно названный второй акт Dragon Age: Origins (от Лотеринга до Собрания земель), то есть основная часть игры, состоит из визитов в племена чудаков, которых главный герой сотоварищи пытается призвать на битву с ГлавГадом, для чего ему придется решить все их проблемы: от снятия древних и не очень проклятий до выбора этим самым чудакам нового короля. Особую прелесть составляет то, что периодически эти племена — родные для самого главного героя, с которыми игрок в его лице уже познакомился в предыстории.
- Почти все РПГ Bioware грешат этим. Основной сюжет зачастую крайне краток и предельно скуп. Посети герой 4 (почти всегда 4) королевства\планеты\района города\племени с той или иной целью (собрать артефакты, найти союзников и т. д.), а потом отправляйся на главную битву. Так что игра по сути и строится вокруг 4 племён чудаков. Сюжет же проявляет сея лишь в начале, конце и разок где-то посередине, когда героя и его союзников настигнут войска тёмного властелина, и герою срочно придётся ретироваться.
- Fallout: New Vegas — собственно в этом и состоит финальная подготовка ко второй битве за Дамбу Гувера. Не то чтобы это сильно помогло, но зрелище атаки бомбардировщика Бумеров и/или высадки на вертибёрде остатков Анклава впечатляет.
- The Longest journey, чуть менее, чем вся Аркадия. ЧелоВеточки, русалки, и ещё куча таких вот племён.
- Mass Effect 3 — по сути, почти вся игра именно попытка собрать армию для борьбы со Жнецами, то есть, договориться с турианами, кроганами, кварианами и гетами.
- Добротная часть квестов в World of Warcraft состоит именно из этого. Прибываешь в маленькое поселение местного народа, решаешь их насущные проблемы, а потом долго и упорно качаешь с ними репутацию ради ачивки и доступа к редким предметам (рецептам, спутникам, маунтам) у местного торговца .
Примечания[править]
- ↑ Иногда имеет. В племени герой может искать артефакт или его фрагменты, чтобы остановить Тёмного Властелина. Или набирать чудаков как союзников в армию, что должна сражаться с Властелином.
- ↑ Степень разумности для них обратно пропорциональна стремлению вредить себе, соплеменникам и окружающему миру; поэтому существа, проводящие жизнь в вегетативном состоянии и вечных размышлениях о тщетности бытия, для них разумнее, чем построившие космическую империю технические пацифисты, коими являются они сами. И да, это парадоксально не только для читателя, но и для них самих.