Опухание романтики
Вкратце
Романтическая сюжетная линия начинает подавлять основную.
«Пёрл-Харбор» — это растянутая на три часа двухчасовая кинокартина о том, как 7 декабря 1941 года японские империалисты предприняли неожиданный налёт на американский любовный треугольник. Его кульминация — сорок минут избыточных спецэффектов — окружена феерически банальной любовной историей.
А в кино любовная история обязана быть, должна, и хоть ты тресни, она там будет
Любовь — это сильный эмоциональный фактор. Сильный настолько, что может полностью изменить мотивацию и modus operandi какого-либо персонажа. Любовь нередко используется для создания драматической или абсурдной ситуации, разрядки смехом и даже саспенса. Вполне возможно, что автор пытается сотворить душегрейку такую, какую не смог бы исполнить рядовыми сюжетными средствами. Так или иначе, любовь — мощный повествовательный инструмент, также хорошо работающий и в тандеме с сексуальными сценами.
Другое дело, когда автор случайно или намеренно начинает перегибать палку, продавливая педаль в пол. Как и любой повествовательный инструмент, любовь очень сильно зависит от того, в чьих руках находится. И нередки случаи отодвигания основной захватывающей сюжетной линии на второй план. Так и назревает злокачественная опухоль романтики — смена приоритета с основной сюжетной линии на романтическую.
В лучшем случае это приводит к явно выделяющемуся роману второстепенных персонажей, который неуклюже пытается теряться на фоне более значимых сюжетных элементов. В худшем же опухание романтики попросту портит всю картину.
Основной характерный признак романтической опухоли — возможность перестроить или выкинуть романтическую линию без ущерба и видоизменения основной. Что довольно характерно, например, для супергероики. И самое печальное в том, что авторы нередко пытаются вводить романтику более деликатно, переплетая ее с основным сюжетом. Но выходит то, что выходит.
Учитывая эмоциональную природу романтики и расхожую тягу фэндомов к шиппингу, многие примеры, приведенные в этой статье, могут оказаться субъективными.
Опухание романтики может являться одной из разновидностей смены жанра.
Пересекается с тропом Хорошо, но плохо — аудитория, которой могла понравиться основная линия, из-за избыточного романтического флёра может прийти именно к такому выводу.
Троп-антоним — Любви нет места.
Примеры[править]
Литература[править]
- Мигель Сервантес, «Дон Кихот» — последние главы первой части разрешают любовный многоугольник между Доротеей, Доном Фернандо, Люсиндой, Карденио, Кларой и Доном Луисом. Протагонист же остаётся простым созерцателем в книге о себе самом.
- Борис Штерн «Шестая глава Дон Кихота» — после упекания местного Дон Кихота в психушку «на обследование» акцент перемещается на любовные переживания Аэлиты к, прости хоспади, Сыну Неба.
- «Голодные игры», ребята, хотя автор и пыталась этого избежать. Педаль в пол продавливает последняя часть, когда вместо подготовки к новой американской революции протагонистка трясёт гузном, выбирая между добрым, тихим и депрессивным Питом и крутым альфачом Гейлом. Хэймитч даже подсветил это в один момент — Китнисс подходит к нему с проблемами, по значимости превосходящими любовные дрязги, на что он с ходу язвит: «Что случилось? Пацан снова вляпался?». Автор намекнула, что треугольник случился из-за вмешательства издателя.
- «История Тома Бреннана». В последней четверти книги романтическая линия разрешает все проблемы. Так или иначе.
- «Дочь дыма и костей» Л. Тейлор. Бодрое городское фентези с необычным сеттингом примерно с средины романа полностью вязнет в любовных метаниях.
- Солнце земли Русской — зачем-то автору понадобилось сделать, чтобы в Саночку, молодую жену князя Александра, влюблялись чуть ли не все мужчины, включая брата её мужа. Это ещё ладно, пока их чувства остаются платоническими. Но вот зачем было писать, что самый могущественный из соперников, князь Даниил Галицкий, предлагал Саночке перед самой её свадьбой с Александром, сбежать и стать его женой? Интересно, как сложилась бы история, если бы она вдруг согласилась? Самое время, когда и с востока, и с запада одолевают враги, красть невесту ни у кого-нибудь, а у сына великого князя, конечно! Видимо, автор очень хотел приписать Александру равного соперника, но не учёл, что тот в такой версии будет выглядеть идиотом. Помимо политических соображений, трудно в сорок лет надеяться, что тебя молодая девушка предпочтёт юноше. Вот наоборот бы — ещё можно было представить.
- «Саламбо» Гюстава Флобера — инверсия: автор так увлекся изображением битв и политических интриг, что сама история безответной любви предводителя варваров Мато к заглавной героине, дочери Гамилькара, совершенно померкла на их фоне.
- «Дживс и Вустер» состоит из этого дела процентов на семьдесят и периодически забывает про комедийную составляющую. Если пить залпом всякий раз, когда барышни заключают/расторгают помолвку, можно свалиться под стол задолго до конца тома.
- Соман Чайнани «Школа Добра и Зла» — увы-увы, многое вертится вокруг треугольника Софи, Агаты и Тедроса (сбоку торчат Хорт, Рафал и прочие ответвления).
- Таня Гроттер — поначалу бодрая и крепкая пародия на Сами-знаете-кого начиная с третьего тома свелась к бесконечным подростковым разборкам. Кто в кого влюбился, кто с кем расстался, кто кого приворожил… На то, чтобы разрешить все любовные многоугольники, автору потребовалось ещё тринадцать томов.
Кино[править]
- Постперестроечное кино о Великой Отечественной войне этим грешит не часто, а очень часто!
- «Враг у ворот». Фильм плюёт на увлекательный сюжет о тяжёлой, напряженной, требующей предельной самоотдачи снайперской дуэли, чтобы сосредоточиться на любовном треугольнике. Иронично и то, что любовный треугольник в реальности увидеть можно куда чаще, нежели снайперскую дуэль. И именно ради дуэли люди и смотрели этот фильм. Пожалуй, реальность нереалистична временами.
- «Банды Нью-Йорка». В ту же копилку. Мощнейшая история о мести, бандитском беспределе и произволе властей теряет добрые полчаса из-за совершенно неуместного романа с героиней Кэмерон Диаз. Причём на сюжет не влияет её характер — её можно полностью исключить без вреда для повествования (разве что подобрать протагонисту другой повод для ревности). И что самое главное — убрать можно и официального протагониста, так как Ди Каприо ну совсем уж потерялся на фоне Дэниэла Дэй-Льюиса, чем вся эта любофь-моркофь бесит ещё больше.
- «V — значит „Вендетта“» — многими наличие романтики между Ви и Иви считается за троп, но тут фитилёк прикручен — на сюжет романтическая линия не влияет.
- «Несокрушимый» — вдобавок к исторической достоверности в сюжет зачем-то введен любовный треугольник главного героя, чекиста и местной гаечки, которая бывшая жена ГГ и на этой линии строится основной (если его можно так назвать) конфликт фильма.
- «Сталинград» — «Они сражались за Катю» (© BadComedian). Вы будете смеяться, но в фильме с таким названием вообще не нашлось места для Сталинградской битвы!
- «Солярис» (2002) — а что ещё ожидать от фильма, где уже на плакате влюблённая пара? Сам Лем написал:
Я не предполагал, что этот болван, извините, режиссёр, выкроит из этого какую-то любовь, это меня раздражает. Любовь в космосе интересует меня в наименьшей степени. Ради Бога, это был только фон.
- «Перл-Харбор», см. эпиграф. Создатели думали, что фильм, вышедший на волне популярности «Титаника», в той же стилистике соберет приличную кассу и множество наград. Вот только Майкл Бэй далеко не Джеймс Камерон, поэтому в данном фильме любовная линия, в отличие от Титаника, смотрится натянутой и неправдоподобной на фоне Второй мировой войны, к тому же выходит на первый план. От чего не получается сопереживать ни участникам любовного треугольника, ни подвергшимся бомбардировке солдатам.
- А ещё есть люди, которые ругают фильм за экшен. Наверное, это те, которые после первой половины фильма уже забыл, что это фильм про войну.
- Экранизация «Хоббита» — треугольник Кили-Тауриэль-Леголас, о да! Вставлен в фильм по требованию боссов из «Уорнер Бразерз»; результат не понравился не только фанатам и критикам, но даже самим создателям.
- «Кто заплатит за удачу?» — любовный рак, если смотреть с позиций классического р-р-р-революционного кино. Три весьма разных персонажа жертвуют жизнью для спасения той, кого они считали сестрой, сестрой и женой (а барышня оказалась незнакома каждому из троих).
- «Недостающее звено» — игра с тропом. Кажется, что в финале Аделина наконец осознает чувства к Лайонелу…но она отбывает в самостоятельную экспедицию. Зато у Фроста появился верный компаньон!
- «Самый лучший фильм» — начавшаяся с середины фильма любовная линия Вадима и Насти сделала фильм только хуже.
- «Звёздные войны» — Энакин и Падме. В целом идея была хорошая — в любви, перевернувшей всю галактику, нет ничего плохого, рабочий сюжет в умелых руках, но её погубило плохое исполнение, связанное с отвратительной режиссурой Лукаса. В итоге по идее эпическая история подаётся через деревянную актёрскую игру и невыносимо слащавые или напрочь странные диалоги о том, как Энакин не любит жёсткий песок Татуина, но зато любит мягкую и приятную Падме.
- Линия Энакина и Падме не попадает под этот троп, т.к. имеет прямое влияние на сюжет и становление Дарта Вейдера. Без неё основной сюжет не случился бы в том же виде. Возможно даже, и самого Дарта Вейдера без неё не было.
- «Отсчёт убийств» — если выкинуть из фильма всю условно любовную, а больше — сексуальную — линию героини Сандры Буллок, детективная составляющая от этого не потеряет ничего. Да и персонаж Агнес Брукнер, любовный интерес одного из убийц, которую соблазнил второй, чтобы она не разрушила их дружбу, не слишком-то нужен на экране и вполне мог бы стать персонажем-призраком, опять же, совершенно без потерь для фильма.
- «Вселенная Стивена Хокинга» (The Theory of Everything) — по мере приближения к финалу фильм дрейфует от байопика о Стивене Хокинге к байопику о Джейн Хокинг и о том, какие непростые отношения у неё были с её мужем-инвалидом.
- «Иллюзия обмана 2» — одним из минусов сиквела стала откровенно слабая и неправдоподобная любовная линия между Лулой и Джеком.
- Матрица 4 — хз, есть ли данный недуг у второй и третьей частей, но здесь после всего даже странно, что постоянно поминают вопросы реальности, свободы воли и выбора, а не любовь. Чего стоит откровение о том, что ГлавГад добился рекордов по выработке энергии с помощью человеческих эмоций, поместив парочку в одном мире, заставляя друг друга пересекаться, но не сближаться больше положенного, во флэшбеках Тринити показана постоянно обнимающейся с Нео. Надо ли говорить, что по сути весь квест был посвящён именно её спасению, а Нео так, необходимый но всё-таки этап. А также как поцелуй Любви решает проблемы?
Телесериалы[править]
- «Снайперы: любовь под прицелом» целиком состоит из любовной линии русской девушки-снайпера и ее немецкого коллеги.
- «1943» часто критикуют за то, что по сравнению с «1941» и «1942» сериал превратился в мыльную оперу, на передний план вышел роман Вальтера и Даши. Любительницы мыльных опер, напротив, боготворят сериал и не любят, когда кто-нибудь указывает на нелогичность сюжета.
- «Папины дочки» заболели этим начиная с 7 сезона, когда появился Веник.
- Конечно, «Сплетница» и задумывалась как молодёжный сериал с обязательным наличием любовных линий. Но перебором влюблённых пар с их перемешиванием друг с другом сериал основательно заразился если не в третьем, то уж точно в четвёртом сезоне, а в пятом и шестом просто достиг апогея.
- «Солдаты» — хотя сильная любовная линия была ещё в первом сезоне (причём была одним из двигателей сюжета), но постепенно, сезон за сезоном, сериал из «Солдаты» превратился в «Офицеры и их семьи».
- «Теория Большого взрыва» — в последних сезонах уже не осталось ни физиков, ни гиков, а одни «отношеньки».
- По мнению автора правки, любовный рак сюжета начался с появления Эми, то есть с четвёртого сезона.
- «Интерны» — с самого начала сериала было несколько любовных линий, но упор сюжета делался на медицинскую тематику и юмор. С третьего сезона количество романтики увеличилось, а четвёртый, последний сезон уж полностью перегнул эту палку.
- «Универ» и «Универ. Новая общага». Упор равно делали на юмор и стандартные для студентов ситуации, но количество пар в разных вариациях и перетасовках росло с каждым сезоном. Позднее дно было пробито до такой степени, что нормальных шуток и сюжетных линий просто не осталось, а создатели под самый гранд-финал сами начали путаться, кого с кем они хотят оставить.
- Основная проблема большинства сериалов СТС, таких как «Кухня», «Восьмидесятые», «Ивановы-Ивановы» и «Гости из прошлого». Казалось бы, будет интересный, уникальный сюжет (про работу в ресторане и кулинарию, про жизнь в Перестройку, про проблемы перепутанных в роддоме детей, про портал между нашим времнем и СССР и т.д) — но нет, всё в итоге скатывается в один и тот же шаблон: борьба двух баранов за овцу и... Ещё одну овцу.
- «Спальный район». Главной сюжетной линией всё-таки шла жизнь обычных московских обывателей, хотя с самого начала двигателем истории были основной любовный многоугольник из двух ненавидящих друг друга братьев и их жён, и три-четыре бета-пары. Но чем дальше, тем больше сериал скатывался в фигню из разряда «кто кому с кем изменит и кто у кого отобьёт любимого», в результате чего рейтинги рухнули ниже некуда, и сериал пришлось прервать посередине. Зрители даже шутили, что район является СПАЛЬным, потому что в нём все друг с другом переСПАЛИ.
Телевидение[править]
- «Реальная мистика» — порой сюжет выпусков кажется нудным и натянутым, так как на проблемах героев выпусков и на причине аномальных явлений сюжет особо не задерживается, ведь отношения Жени и Марины куда важнее, чем судьба проклятых людей.
- «Топ-модель по-американски» — шоу страдало этим с 20 по 22 сезоны, когда сделали противостояние парней и девушек.
- Серия реклам жевательной резинки Orbit про космических стоматологов — после начальной пары-тройки роликов никаких межзвёздных приключений не было, а были только бесконечные отношения Джуниора и Синтии.
Мультсериалы[править]
- «Ледибаг и Чёрный Кот» — неплохой, в общем-то сюжет, потонул в тупости главных героев, которые за три сезона приблизились друг к другу лишь на пару сантиметров и перетягивают всё одеяло на свои отношения, мало что оставляя остальным персонажам, так там же в фанфиках романтический сюжет иногда лучше того что преподносят в сериях!
- «Дикая семейка Торнберри» — весь пятый сезон превратился в обмусоливание первой любви Элайзы.
- «Звёздная Принцесса и Силы Зла» — концовку явно подгоняли под хэппи-энд Стар и Марко, наплевав на судьбы остальных персонажей и вообще на логику.
- Концовку? После "Битвы за Мьюни" уже пошла полная хрень, а дальше только хуже. Многие даже не считают их каноном.
- Avatar: Legend of Korra — в отличие от Аанга, который начал обустраивать свою личную жизнь в постканоне, наприключавшись, Корра страдала этим прямо во время миссии.
- «Дэнни Призрак» — роман Дэнни и Сэм. Сериал и так был полон неудачными баснями и профуканными сюжетами, а в 3 сезоне ещё и добавили эту мыльную оперу. Из-за этого половину сюжетов оборвали, большинство эпизодов профукивались и практически все эпизоды сводились к этой перепетии. В добавок шоу стало терять в популярности, и его пришлось срочно закрывать раньше срока, выкинув кучу хороших историй, сделав довольно плохой финал и этот романс опять на первом месте (при этом сделан так коряво и практически из неоткуда его вытащили). Например, сюжет эпизодов "Frightmare" и "Claw of The Wild" вообще не имеет даже сквозного отношения к романтике, но наша парочка жрёт больше половины экранного времени в обоих эпизодах своими шурами мурами. Можно посчитать по пальцам одной руки эпизоды сериала которые не хочется вырезать.
Аниме и манга[править]
- «Sonic X» — третий сезон многим показался нудным и растянутым, так как на угрозе Метарексов сюжет особо не задерживался, ведь отношения Тейлза и Космо куда важнее, чем судьба галактики. В первых двух сезонах троп практически не встречался, хотя намёков на взаимные чувства Соника и Эми было немало.
- Vampire Knight — даже с учётом того, что это по сути «Сумерки» по-японски, данная манга умудряется выделяться на фоне жанра. Сначала Юки любит Канамэ и вроде как неравнодушна к Зеро, потом, когда выясняется, что она на самом деле вампир и сестра-невеста Канамэ, она уходит с ним, но предварительно позволяет Зеро себя поцеловать, чтобы «дать ему смысл жизни, ненавидя её», поскольку вампиры и ему жизнь сломали, а недавно и его самого обратили. Потом Канамэ вроде как оказывается нехорошим, и Юки от него сбегает, понимает, что любит Зеро (и тут же стирает ему память о себе), а потом опять возвращается к Канамэ и успевает с ним переспать, после чего он жертвует собой ради создания нового оружия против вампиров, напоследок благословив её и Зеро. В итоге Юки родила по дочке от Канамэ и от Зеро, а когда последнего убили, пожертвовала собой, чтобы возродить Канамэ человеком… Но и ЭТО ещё не всё, поскольку в сиквеле Канамэ якобы чувствует её присутствие внутри себя, так что вполне может быть, что всё идёт к воскрешению Юки. При этом автор вроде как пытается на фоне писать политические интриги, но все они тоже как-то сводятся к личной жизни Юки и команды.
- Mass Effect: Paragon Lost — линия Джеймса Веги и Трии Нувани. На сюжет она не влияет вовсе, ещё и придаёт финальному выбору (кого спасать: колонистов или важные данные) морально сомнительный вид: гораздо проще выбрать спасение данных, если к ним прилагается симпатичная тебе девица.
- Вырванные из канвы фанатами восставшие откуда слышится попытки продолжить OreGairu, начавшиеся почти с завязки School Days.
Видеоигры[править]
- Starcraft II. История о политическом противостоянии трёх рас скатилась до любовной истории Рэйнора и Кэрриган. Всё в секторе Копрулу происходит с подачи этой пары. Метцен даже прямо об этом сказал — мол, да, просто история любви… Даже несмотря на то, что надо сталкивать армии в кровопролитных битвах.
- За исключением разве что кампании протоссов в «Наследии Пустоты». Да, Рейнор и Керриган встречаются там, но по отдельности, а главной темой кампании является уход от сложившихся традиций и устоев ради выживания и хоть каких-то шансов отхватить назад Айур. Даже ценой Кхалы, союза с талдаримами и раскапыванием чистильщиков.