Александровская колонна
Александровская колонна — известная большая и толстая колонна, установленная в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга, по случаю победы в войне 1812 года.
Описание[править]
Колонна воздвигнута в 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана по повелению императора Николая I в память о старшем брате, императоре Александре I. Идея установки памятника Александру I возникла вскоре после его смерти в 1825 году. Архитектор Огюст Монферран сначала предложил гранитный обелиск высотой около 34 метров с барельефами, но проект был отвергнут. Император пожелал видеть колонну, превосходящую по высоте Вандомскую колонну в Париже, воздвигнутую в честь Наполеона, так сказать сделать выше и толще.
Гранитный монолит для ствола колонны был вырублен в Пютерлакской каменоломне в Финляндии, его вес составил почти 600 тонн. Монолит доставили в Санкт-Петербург водным путём на специально построенной барже Святой Николай. В котлован забили 1250 сосновых свай. Поверх свай уложили гранитные блоки, а в центр фундамента поместили бронзовую шкатулку с монетами времён 1812 года. Пьедестал собрали из нескольких гранитных монолитов, самый тяжёлый из которых весил около 400 тонн.
Затем была сделана установка ствола колонны. Согласно сообщениям установщиков, операция проводилась с помощью сложной системы лесов высотой 47 метров, 60 кабестанов и усилий 2000 солдат и 400 рабочих. Подъём монолита занял всего 1 час 45 минут, то есть постановка была сделана быстро, твёрдо и чётко. Во всяком случае, так говорят.
Вершину колонны венчает фигура ангела высотой 6,4 метра. Ангел держит в левой руке четырёхконечный латинский крест, правую руку возносит к небу, а ногой попирает змея. В 1920—1930-е годы обсуждались проекты замены ангела на фигуру Ленина или рабочего, но всё же вандалить памятник не решились.
Несостыковки[править]
О таком масштабнейшем, казалось бы, событии, как установка Александровской колонны, вообще нет ни одного упоминания в переписке современников. При этом тот же Кипренский уже после установки колонны писал в письме, отзываясь про Монферрана весьма нелестно:
У нас начал расти <...> Храм Исаакиевский. Уже четыре колонны постановлены, красоты и величины неимоверной; но я крайне опасаюсь, любя изящное, чтобы сии прекраснейшие колонны не были засорены посредственною архитектурою посредственного французского архитектора Монферрана
Сообщается, что такая быстрая и лёгкая установка колонны выглядит сомнительной, так как тот же Монферран ранее не смог извлечь из меньшего углубления Царь-колокол, так как лопнули использовавшиеся канаты, и извлечь его просто не получилось. А вот постановка колонны произошла твёрдо и чётко.
Из этого делается вывод, что с колонной что-то не то.