Деревянный дом
Деревянные дома — реальность жизни, для наличия которой обычно требуется сочетание двух факторов: изобилие деревьев поблизости и бедность. Бывают как индивидуальными, так и многоквартирными, в последнем случае именуются бараками.
Состоят либо из цельных стволов деревьев, распиленных на брёвна и уложенных одно на другое (традиционное русское название такого дома — изба), либо из брусов (больших палок квадратного сечения), уложенных «стоя» и превращённых в каркас, который затем обшивается деревянными досками с двух сторон, а между слоями досок запихивается всякая ерунда для теплоизоляции.
Все нормальные люди строят дом из нормальных материалов — камня, кирпича, бетона. Деревянные дома отличаются недолговечностью, быстро разрушаются от времени (трудно найти деревянный дом возрастом больше 150 лет, а каменные запросто стоят тысячи лет), разрушаются даже сильным ветром, но главное — отлично горят. Потушить пожар в деревянном доме, как правило, удаётся только в начальной стадии, затем это невозможно.
Любой деревянный дом с большой вероятностью рано или поздно сгорит. Часто сгорает не один дом, а весь населённый пункт из таких домов, это может быть и большой город, пример — Москва в 1812 году. В России каждый год полностью сгорают деревни и посёлки, состоящие из деревянных домов.
Если деревянный дом остался без присмотра человека, то он разрушается под воздействием сил природы почти что моментально. На месте десятков тысяч исчезнувших российских деревень нет ничего, кроме кроме пустого места и зарослей. Не обязательно в этом поучаствовал огонь — даже без огня после ухода людей деревянный дом исчезает лет за двадцать. Каменный дом даже в такой ситуации будет сохраняться сотни лет хотя бы в виде заросших стен.
Возможно, единственное отличие деревянного дома от остальных домов в лучшую сторону — он почти безопасен при землетрясении. Но почему-то в большинстве мест, где возможны землетрясения (Турция, Средняя Азия, Южная Европа) деревянные дома строить не принято.
Где присутствует[править]
Россия на первом месте по распространению сабжа, что связано с изобилием леса, бедностью и глупыми «традициями» его строительства. Деревянный дом — реальность сельской местности, ведь и само слово «деревня» однокоренное со словом «дерево». Это привело к тому, что деревянные дома встречаются даже в Астрахани, где до ближайшего леса тысяча километров, но древесину привозили по воде.
В деревянных домах проживает примерно пятая часть населения России. По условиям проживания они самые разные, от жутких хибар без воды и канализации до более-менее нормальных.
Регионы с максимальной долей деревянного жилья: 1) Республика Алтай — деревянные жилые постройки составляют 64,82 % от общего количества жилья; 2) р. Тыва — 62,95 %; 3) р. Саха (Якутия) — 54,88 %; 4) Забайкальский край — 54,72 %; 5) р. Бурятия — 52,27 %; 6) Ненецкий АО — 46,31 %; 7) Архангельская область — 43,71 %; 8) Костромская — 40,04 %; 9) Курганская — 38,57 %; 10) Новгородская — 36,96 %; 11) Тверская — 36,42 %; 12) Вологодская — 35,42 %; 13) Кировская — 35,22 %; 14) Брянская — 34,89 %; 15) Курская — 33,36 %; 16) Иркутская — 33,01 %; 17) Пензенская — 31,34 %; 18) Амурская — 30,81 %; 19) Псковская — 30,54 %; 20) р. Хакасия — 30,11 %. Если подсчёт по количеству домов, он не означает, что в деревянном жилье проживает именно такой процент людей. В Тверской области, например, есть 9 532 деревни и сотни тысяч деревенских домов. Но почти половина деревень там — без постоянного населения, и 80-90 процентов деревенских домов — без жителей, в лучшем случае в них иногда приезжают на лето. А вот в Тыве и Якутии депопуляции деревень нет, там процент жилья примерно равен проценту живущих.
В Калининградской области, до 1945 года являвшейся частью Германии, деревянных домов нет, как и в соседних районах Литвы, тоже принадлежавших Германии (Шилуте, Клайпеда). Как только въезжаешь в ту часть Литвы, которая была в Российской Империи — деревянные дома появляются.
Пётр I, сторонник европеизации России, при строительстве Санкт-Петербурга запретил строить в нём деревянные дома. Но поскольку каменные дома дороже и сложнее в постройке, то отдельным указом все мастера-каменщики переезжали в Санкт-Петербург, а в остальной России строительство каменных домов запрещалось.
На юге России и Украине (кроме северо-западной части) деревянные дома редкость. Однако, на Кубани и Дону первый этаж дома строили по-украински из саманного кирпича, а деревянным был второй этаж, построенный не из брёвен, а из досок в качестве летнего жилища для жары, называемого у казаков «вернада».
В кавказских регионах России лесов полным-полно (кроме высокогорья), но деревянных домов у чеченцев, ингушей и других кавказских народов нет вообще, потому что нет традиции их строить, что выгодно отличает их от русских. Потому что из-за традиций кровной мести, каждый дом строили как настоящую крепость из камня с высокой каменной башней из которой можно отстреливаться.
Полным-полно деревянных домов в США у тамошней бедноты. Но, строят они их не из брёвен, а из картона (до XX века из досок), на деревянном каркасе. Есть в Финляндии, Японии (до 1945 года их было много даже в Токио, благодаря чему от американских бомбардировок обычными бомбами город эпично погорел и жертв там было больше, чем в Хиросиме). В Японии деревянный каркас имел стены из… бумаги, чтобы сбежать из дома сквозь стену при землетрясении. Почти начисто отсутствуют в Евросоюзе (кроме Скандинавии и Прибалтики), хотя никаких проблем с лесами там нет. Традиционный европейский дом это фахверк — деревянный каркас с косыми балками, а сами стены у богатых из камня, у небогатых представляли собой плетень обмазанный глиной на украинский манер.
Пожары с массовым выгоранием населённых пунктов[править]
В российской истории больше всего известно выгорание Москвы в 1812 году. Две трети построек тогда там были деревянными. Уцелели лишь немногие. Всего тогда в Москве сгорело, не считая церквей, монастырей и дворцовых зданий, 6532 дома из бывших до пожара 9158 домов. Но нечто подобное в меньших масштабах до сих пор происходит каждый год. Чтобы полностью сгорел населённый пункт из деревянных домов, достаточно сочетания сухой погоды и сильного ветра. Среди полностью выгоревших есть не только деревни, но и посёлки городского типа — например, Литовко Хабаровского края в 1996 году. В 2010 году в России сгорело несколько сотен деревень и посёлков.
В апреле 2023 года сгорел посёлок городского типа Сосьва Свердловской области (не полностью, но без жилья остались 700 человек).
Не-деревянные дома в массовом пожаре тоже могут сгореть (выгореть изнутри), но это происходит в десятки раз реже. Это происходит из-за наличия деревянной кровли и дверей, и устаревших окон, моментально разрушающихся от высокой температуры. Если дом не имеет никаких деревянных элементов и имеет огнестойкие стеклопакеты (или, как вариант, металлические ставни на окна), то сгореть от внешних факторов он не сможет в принципе.
Если в доме без деревянных элементов просторные комнаты с минимумом вещей, способных гореть, нет пластиковой отделки и вся мебель металлическая, то маловероятен даже внутренний пожар.
Деревянные перекрытия в не-деревянных домах[править]
Вплоть до 1970-х годов в кирпичных и бетонных домах нередко устраивали деревянные межэтажные перекрытия. Это преступная ошибка и пример неописуемого маразма тех времён, которая до сих пор приводит к пожарам со страшными последствиями. А также вынуждает сносить многие здания, в целом крепкие, с каменными стенами толщиной в метр, которые, не будь деревянных перекрытий, стояли бы сотни лет — но перекрытия рассыпаются, а заменить их настолько сложно и дорого, что дешевле оказывается здание снести. Тупая традиция шла с тех времён, когда ещё не умели изготавливать бетонные плиты перекрытий и строили «как деды так делали».