Гвоздь Мичурина
Гвоздь Мичурина (лат. Clavus Mitschurinii, он же гвоздь-плодожор, он же феррум-стимулятор, он же ингибитор абсцизовой кислоты в ксилеме) — артефакт эпохи лысенковщины и мичуринского мракобесия, представляющий собой не просто кусок железа, а, по заветам самого Ивана Владимировича, инструмент для «воспитания» растений и принудительной стимуляции органогенеза. Речь, разумеется, о старом добром кованом гвозде, желательно с историей, пропитанном духом коллективизации и идиосинкразией к буржуазной генетике.
Забудьте про эти ваши NPK-удобрения, гуматы и прочую буржуйскую ересь! Гвоздь Мичурина — это вам не хелат железа вносить, это — целый ритуал, акт трансмутации растительной субстанции, позволяющий добиться активации флоэмы и ксилемы, форсировать камбиальную активность и, как следствие, получить гипертрофированный урожай чего угодно, хоть репы на пальме.
Иными словами, при помощи сего нехитрого девайса можно было (по крайней мере, в теории и в воспалённом воображении адептов мичуринщины) гнуть законы природы, как Тузик грелку, вызывая аномальный рост, ускоренное созревание плодов и повышение морозостойкости до уровня антарктического мха. Пруфов, как всегда, не завезли, но кого это волнует, когда речь идет о ВЕЛИКОМ РУССКОМ УЧЁНОМ?!
Итак, визуализируем: гвоздь. Ржавый. Брутальный. Размером с мизинец тракториста-ударника. Этот фаллический символ советской агрономии, будучи интродуцирован в прикорневую зону (а то и прямо в штамб!) какого-нибудь задохлика-саженца, запускает цепь биохимических реакций, от которых у любого нормального ботаника волосы встанут дыбом (если они у него, конечно, есть).
Апологеты мичуринского метода утверждали, что дерево, подвергнутое такой экзекуции, не только не загибается от сепсиса и столбняка, а, наоборот, начинает буйствовать, как будто в него вселился бес. И все благодаря магии… то есть, конечно, благодаря высвобождению ионов двухвалентного железа, которое, как известно (или как неизвестно, это уж как посмотреть), является катализатором синтеза хлорофилла и активатором ферментативных систем.
История[править]
В те далёкие времена, когда генетика считалась продажной девкой империализма, а Мичурин ещё не был забронзовевшим идолом, а был всего лишь скромным железнодорожником с неуёмной тягой к садоводческим экспериментам, он обратил внимание на одну крестьянскую народную примету. Крестьяне, эти сермяжные мудрецы, испокон веков вбивали в стволы своих плодовых деревьев всякую металлическую дрянь, преимущественно гвозди.
Мичурин, будучи человеком пытливого ума и неуёмной энергии (и, видимо, имея в избытке свободного времени на своей непыльной железнодорожной работе), решил докопаться до сути этого странного ритуала. И, как водится, докопался!
Оказалось, что крестьяне, не зная ни про какие хелатные формы микроэлементов, ни про роль железа в метаболизме растений, эмпирическим путём (то есть методом научного тыка) обнаружили, что ржавчина, образующаяся на гвозде, благотворно влияет на рост и плодоношение деревьев.
Разумеется, Мичурин не был бы Мичуриным, если бы просто повторил крестьянский опыт. Он пошел дальше! Он начал проводить широкомасштабные эксперименты, вбивая гвозди разных размеров, форм и степени ржавости в деревья самых разных видов и сортов. Он скрещивал, прививал, опылял, в общем, всячески измывался над растительным миром, стремясь вывести «нового человека»… То есть, конечно, новое растение, способное давать невиданные урожаи в самых суровых условиях.
И, как гласит легенда, ему это удалось! Он вывел сорта, способные переносить сорокаградусные морозы, плодоносить на скудных почвах и вообще вести себя так, как будто им законы природы не писаны. Правда, скептики утверждают, что все это — не более чем миф, и что мичуринские «чудо-сорта» на самом деле были не такими уж и чудодейственными. Но кого это волнует, когда речь идет о создании легенды?
Псевдонаучное обоснование[править]
Конечно, с точки зрения современной агрохимии и физиологии растений, забивание гвоздя в дерево — это, мягко говоря, варварство. Но мичуринцы — народ упертый, и они нашли «научное» обоснование своему любимому методу.
Они утверждали, что:
- Железо — это не просто какой-то там микроэлемент, а чуть ли не эликсир жизни для растений. Оно, дескать, участвует в синтезе хлорофилла, активирует ферменты, повышает интенсивность дыхания и вообще творит чудеса.
- Ржавчина (оксид железа) — это, по сути, медленно действующее удобрение, которое постепенно высвобождает ионы железа и делает их доступными для растений.
- Забивание гвоздя — это не просто механическое повреждение, а стрессовая терапия, которая стимулирует защитные силы растения и заставляет его работать на полную катушку. Типа, как закаливание холодом для человека.
Звучит, конечно, бредово, но для своего времени это было вполне себе научное объяснение. Главное — верить! И повторять мантру: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё — наша задача!»
Инструкция по применению[править]
Если вы, несмотря на все предупреждения, все-таки решились повторить подвиг Мичурина, то вот вам несколько советов:
- Найдите самый большой, самый ржавый и самый брутальный гвоздь, какой только сможете найти. Идеально подойдет гвоздь, выковырянный из развалин старой конюшни, построенной еще при царе Горохе.
- Выберите дерево, которое вам не жалко. Лучше всего подойдут какие-нибудь дички или полукультурные сорта. На сортовых яблонях и грушах лучше не экспериментировать, а то мало ли что.
- Прежде чем забивать гвоздь, наденьте защитные очки и перчатки. И не забудьте помолиться Мичурину.
- Забивайте гвоздь аккуратно, но уверенно. Не бейте слишком сильно, чтобы не расколоть дерево. И не слишком слабо, чтобы гвоздь не выпал. Ищите золотую середину.
- После того, как гвоздь забит, обмотайте место забивки изолентой (чтобы не занести инфекцию) и ждите чуда. Если чуда не произойдет, не расстраивайтесь. Значит, вы просто не Мичурин.